Стимулирование речи детей раннего возраста
презентация к уроку (младшая группа) на тему
Презентация на тему "Формы и методы стимулирования речи детей раннего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для нас является развитие активной, коммуникативной речи. Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи детей раннего возраста , нам помогают специальные приемы стимуляции речевой активности .
Наглядные методы : наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т.д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность. Практические методы : дидактические игры; пальчиковые игры; дидактические упражнения; хороводные игры; игры – драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами. Словесные методы : чтение потешек , прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.
Формы стимулиро-вания речи детей Приговоры, потешки , песенки Музыкаль-ные игры Замещение Разговор с самим собой Параллель- ный разговор Провокация Ролевая игра Распространение Выбор
Разговор с самим собой . Например, когда тот или иной ребёнок находится недалеко от вас, манипулируя с игрушками или просто задумчиво сидит, можно начать говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но, не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию ребёнка. Например: "Где чашка?", "Я вижу чашку", "Чашка на столе", "В чашке молоко", "Таня пьет молоко" и т. п. Параллельный разговор . Этот прием отличается от предыдущего тем, что мы описываем все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.
Провокация , или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся "глухими", непонимающими. Например, если ребёнок показывает на полку с игрушками, просительно смотрит, а мы хорошо понимаем, что нужно ему в данный момент, и даём ему... не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребёнка назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения можно подсказать ребёнку: "Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?" В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.
Распространение . Мы продолжаем и дополняем все сказанное ребёнком, но не принуждаем его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например: Ребенок: 'Суп". Взрослый: "Овощной суп очень вкусный", "Суп кушают ложкой". Отвечая детям распространенными предложениями, мы постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения контекстной речью. Приговоры, потешки , песенки . Использование игровых песенок, потешек , приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.
Выбор. Предоставлять ребенку возможность выбора – это ещё один приём. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности . Например: "Тебе налить полстакана молока или целый стакан?", "Тебе яблоко целиком или половинку?", "Ты хочешь играть с куклой или медвежонком ?". Ролевая игра . Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.
Музыкальные игры . Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа "Каравай", "По кочкам", "Баба сеяла горох» , «Мишка косолапый»и др . Замещение. "Представь, что..." — эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух-трёх лет ребёнок с удовольствием представляет, что кубик — это пирожок, а коробка из-под обуви — печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: "Представь, что мы — самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату". Такая этюдно -игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим.
1 этап : Повторение отдельных звуков а,у,о . Гласные звуки на этом этапе детям легче произносить. Некоторые отработанные звукоподражания мы включаем в стихотворные тексты. -Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать: «а-а-а» -Мишка в гости к нам пришел, поздороваться зашёл: «у-у-у» -Самолёт летит, а мотор гудит: «у-у» - Показ театрализованной сказки «Выросла репка большая-пребольшая» показ руками, что она большая « о-о-о»
Выросла репка большая-пребольшая: «О-о-о-о-о»
Маша, Машенька, бай – бай! Спи скорее, засыпай! Зайка, заинька, бай – бай! Спи скорее, засыпай!
Самолет летит и мотор гудит: «У-у-у-у-у»
2 этап : После проговаривания отдельных звуков мы переходим ко второму этапу- звукоподражанию, где дети воспроизводят услышанные звуки,слоги . - «Миша, Мишенька , бай-бай, спи, скорее, засыпай (спать) - У Мишки болят зубы: «Бо-бо» (болят) -Ремонтируем мы дом, « тук-тук молотком» (стучит) -У меня зазвонил телефон «Алё-Алё» (слушаю) -С барабаном мы идем, громко песенку поём «бом-бом-бом» (звук барабана) -Подвижные игры. Мой весёлый звонкий мяч, ты, куда помчался вскачь (оп-па) -Мы в ладошки «хлоп-хлоп», мы ногами «топ-топ (идём) -Игры-забавы. Птички прилетели, на головку сели « чик-чирик» (подражание пению птиц) -Показывая игрушки животных в сказке, имитируем голоса. Мышка прибежала, и тоненьким голосом пищит « пи-пи». На этом этапе развития речи ребенку легче сказать пи-пи, чем слово мышонок -Зайка прыгал-прыгал и устал (прыг-скок) Когда дети научаться использовать звуки, слоги, можно переходить на следующий этап:
С барабаном мы идем, громко песенку поём! «Бом-бом, бом-бом!» У зайки болят зубы: «Бо-бо» Зайка плачет: «А-а-а»
Ремонтируем мы дом, тук – тук молотком
3 этап: Повторение коротких слов, фраз. К этому этапу мы уже потихоньку подходим. Некоторые дети уже у нас произносят короткие слова, фразы. -Мама алё, папа, дай, спасибо, пока, на, вот я и т.д. Вывод : Из нашего опыта работы мы можем сделать вывод, что стимуляция речевой активности в раннем возрасте играет большую роль для дальнейшего становления и понимания осознанной речи ребёнка.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по стимулированию речи детей раннего возраста
Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/17/picture-295970-1421515792.jpg)
Консультация для родителей по теме "Стимулирование речи детей раннего возраста"
Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приёмы развития речи и стимуляции речевой активности....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-328208-1382891651.jpg)
Стимулирование речи детей раннего возраста посредством народных игр
Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем д...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/16/picture-645557-1455627570.jpg)
Рекомендации родителям по стимулированию речи детей раннего возраста
Приемы стимулирования речи детей раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/03/picture-981323-1512291819.jpg)
Рекомендации родителям по стимулированию речи детей раннего возраста.
Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему ребенку помогут специальные приемы по развитию речи и стимуляции речевой активности....