Главные вкладки

    консультация для родителей на тему "«Роль родителей в педагогической работе по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста».
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Матвеева Анна

    «Роль родителей в педагогической работе по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста». Семья является первой школой воспитания растущего человека. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи это абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому педагогам важно помочь родителям понять, как должно идти развитие личности ребенка. Потенциальные возможности современной семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги организаций дошкольного образования (ОДО), которые заинтересованы в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между ОДО и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании. В основе современной концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Постепенно уходит в прошлое официально осуществляемая государственная политика о превращении семейного воспитания в общественное. Педагоги и психологи отмечают, что семья представляет собой особый род коллектива, который в воспитании играет основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого учеными рекомендуется определять внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Е.П. Арнаутова считает, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания и образования. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит и не заботятся о нем больше. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья . Автор подчеркивает, что главное в воспитании маленького человека это достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой . Зверева О.Л. считает, что именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Если ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку. Данные социологических исследований Л.И. Маленковой, Т.В. Кротовой показывает, что часть современных родителей не устраивает роль сторонних наблюдателей. Они вкладывают средства в развитие ОДО, высказывают свои предложения, пожелания, требования, формируя таким образом “социальный заказ”. Но и здесь возникает проблема, состоящая в том, что такой “социальный заказ” ограничен музыкой, танцами, иностранным языком, а это скорее дань моде, а не “социальный заказ”. Помочь сформулировать действительный социальный заказ может воспитатель, сообразно мнению родителей, их запросам, возможностям ребенка, ОДО и семьи . Часто родители видит в детях свое продолжение, реализацию собственных определенных установок или идеалов. И очень трудно отступают от них. Метенова Н.М. предлагает родителям ставить перед собой и решать многие задачи. Первая задача родителей это найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача заключается в том, чтобы сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, и обсуждать сложные вопросы без него. Дети быстро “схватывают” ситуацию и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени и непослушания) . Л.Д. Дубина утверждает, что родителям необходимо, принимая решение, на первое место следует ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка. В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения. Это принятие ребенка, принимается таким, какой он есть; эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию; конгруэнтность, предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему. С.А Козлова и С.А Куликова Т.А. определили, что родители могут просто любить ребенка. Не смотрят на то, что он некрасив, не умен, не послушен и т.д. Ребенок принимается таким, какой он есть (безусловная любовь). Возможно, родители любят свое дитя, когда есть соответствие их ожиданиям, когда хорошее поведение, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчеств (обусловленная любовь). Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими, например, семья алкоголиков. Либо в благополучной семье ребенок не желанный и необязательно, чтобы родители это осознавали. Бывают и подсознательные моменты. Например, мама красива, а внешность дочери не соответствует ее представлениям о красоте, и ребенок раздражает ее. Исследования семьи и личностных качеств родителей Т.В Кротока показали, что родители составляют первую общественную среду ребенка и играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. К родителям, особенно к матери, мысленно обращаются в тяжелые минуты жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви является поистине жизненно необходимой потребностью маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если впервые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь это источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья . Поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. Т.В Жерневская, Л.А. Мальинова в своих работах пишут о том, что многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. И утверждают, что такую позицию следует категорически отвергнуть. Потому что эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того, воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в детском учреждении. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат. Более того, не всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой самой главной воспитательной цели . Психологи считают что, глубокий постоянный психологический контакт с ребенком является универсальным требованием к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Для максимизации положительного и сведения к минимуму отрицательного влияния семьи на воспитание ребенка родителям необходимо понимать и реализовывать внутрисемейные психологические факторы, которые имеют огромное воспитательное значение. Такими факторами являются: активное участие в жизни семьи, нахождение времени, для разговора с ребенком, интерес к его проблемам, умение вникать во все возникающие в его жизни сложности. Родителям и взрослым членам семьи следует уметь либо научиться: не оказывать на ребенка никакого нажима, тем самым, помогать, ему самостоятельно принимать решения, иметь представление о различных этапах в его жизни. Уважать право ребенка на собственное мнение, уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом, С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться. Таким образом, несмотря на развитую систему образовательных и воспитательных учреждений (дошкольных организаций образования, школ, развивающих центров), которые несут воспитательную функцию, ответственность за всестороннее воспитание ребенка и подготовку его к жизни в обществе лежит в первую очередь на семье. И в педагогической работе по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста велика роль родителей. Они являются первыми воспитателями и учителями малыша, они учат детей познавать окружающий мир, подражать взрослым, приобретать жизненный опыт, усваивать нормы и правила поведения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Роль родителей в педагогической работе по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста».

    Семья является первой школой воспитания растущего человека. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи это абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому педагогам важно помочь родителям понять, как должно идти развитие личности ребенка.

    Потенциальные возможности современной семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги организаций дошкольного образования (ОДО), которые заинтересованы в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между ОДО и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

    В основе современной концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Постепенно уходит в прошлое официально осуществляемая государственная политика о превращении семейного воспитания в общественное.

    Педагоги и психологи отмечают, что семья представляет собой особый род коллектива, который в воспитании играет основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.

    В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого учеными рекомендуется определять внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

    Е.П. Арнаутова считает, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания и образования. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит и не заботятся о нем больше. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья . Автор подчеркивает, что главное в воспитании маленького человека это достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой . Зверева О.Л. считает, что именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Если ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.

    Данные социологических исследований Л.И. Маленковой, Т.В. Кротовой показывает, что часть современных родителей не устраивает роль сторонних наблюдателей. Они вкладывают средства в развитие ОДО, высказывают свои предложения, пожелания, требования, формируя таким образом “социальный заказ”. Но и здесь возникает проблема, состоящая в том, что такой “социальный заказ” ограничен музыкой, танцами, иностранным языком, а это скорее дань моде, а не “социальный заказ”. Помочь сформулировать действительный социальный заказ может воспитатель, сообразно мнению родителей, их запросам, возможностям ребенка, ОДО и семьи .

    Часто родители видит в детях свое продолжение, реализацию собственных определенных установок или идеалов. И очень трудно отступают от них. Метенова Н.М. предлагает родителям ставить перед собой и решать многие задачи. Первая задача родителей это найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача заключается в том, чтобы сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, и обсуждать сложные вопросы без него. Дети быстро “схватывают” ситуацию и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени и непослушания) .

    Л.Д. Дубина утверждает, что родителям необходимо, принимая решение, на первое место следует ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка. В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения. Это принятие ребенка, принимается таким, какой он есть; эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию; конгруэнтность, предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

    С.А Козлова и С.А Куликова Т.А. определили, что родители могут просто любить ребенка. Не смотрят на то, что он некрасив, не умен, не послушен и т.д. Ребенок принимается таким, какой он есть (безусловная любовь). Возможно, родители любят свое дитя, когда есть соответствие их ожиданиям, когда хорошее поведение, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчеств (обусловленная любовь). Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими, например, семья алкоголиков. Либо в благополучной семье ребенок не желанный и необязательно, чтобы родители это осознавали. Бывают и подсознательные моменты. Например, мама красива, а внешность дочери не соответствует ее представлениям о красоте, и ребенок раздражает ее. Исследования семьи и личностных качеств родителей Т.В Кротока показали, что родители составляют первую общественную среду ребенка и играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. К родителям, особенно к матери, мысленно обращаются в тяжелые минуты жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви является поистине жизненно необходимой потребностью маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если впервые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь это источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья . Поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

    Т.В Жерневская, Л.А. Мальинова в своих работах пишут о том, что многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. И утверждают, что такую позицию следует категорически отвергнуть. Потому что эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того, воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в детском учреждении. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат. Более того, не всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой самой главной воспитательной цели .

    Психологи считают что, глубокий постоянный психологический контакт с ребенком является универсальным требованием к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

    Для максимизации положительного и сведения к минимуму отрицательного влияния семьи на воспитание ребенка родителям необходимо понимать и реализовывать внутрисемейные психологические факторы, которые имеют огромное воспитательное значение. Такими факторами являются: активное участие в жизни семьи, нахождение времени, для разговора с ребенком, интерес к его проблемам, умение вникать во все возникающие в его жизни сложности. Родителям и взрослым членам семьи следует уметь либо научиться: не оказывать на ребенка никакого нажима, тем самым, помогать, ему самостоятельно принимать решения, иметь представление о различных этапах в его жизни.

    Уважать право ребенка на собственное мнение, уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом,

    С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

    Таким образом, несмотря на развитую систему образовательных и воспитательных учреждений (дошкольных организаций образования, школ, развивающих центров), которые несут воспитательную функцию, ответственность за всестороннее воспитание ребенка и подготовку его к жизни в обществе лежит в первую очередь на семье. И в педагогической работе по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста велика роль родителей. Они являются первыми воспитателями и учителями малыша, они учат детей познавать окружающий мир, подражать взрослым, приобретать жизненный опыт, усваивать нормы и правила поведения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание педагогических условий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ООП

    Доклад из опыта работына тему: «Создание педагогических условий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ООП». В дошкольном периоде дети с ОНР и ЗПР обращают на себя внимание замедленны...

    Консультация для родителей на тему "Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

    Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...

    Создание педагогических условий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ООП

    В дошкольном периоде дети с ОНР и ЗПР обращают на себя внимание замедленным физического развития, общей физической ослабленностью, отставанием психического развития, нарушениями активного внимания, зр...

    Педагогический совет на тему: «Игра, как средство социализации, воспитания и обучения детей дошкольного возраста»

    Цель: закрепить  представление  педагогов  о  том,  что  игра – ведущий  вид деятельности  детей дошкольного  возраста, способствующий  как...