Консультация для родителей
консультация на тему

"Музыкальное воспитание детей в семье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons.dlya_rod.no2_.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №9

города Новокубышевск городского округа Новокуйбышевск

Самарской области Структурное подразделение « Детский сад « Родничок»

        Консультация для родителей        

« Музыкальное воспитание детей в семье»

Подготовила:

музыкальный руководитель

Луковская Елена Александровна

        

г.о. Новокуйбышевск

Музыка- ступенька в мир прекрасного. Очень важно через эмоциональное воздействие музыки открыть ребёнку этот мир, постепенно приобщить его к духовной красоте и творческой деятельности.

Эстетическое воспитание должно начинаться с раннего возраста. Нигде потеря времени не сказывается с такой очевидностью, как при воспитании ребёнка. И когда известного венгерского композитора З. Кодаи спросили: « Когда можно начинать музыкальное воспитание?» , он ответил: «За 9 месяцев до рождения ребёнка. А ещё лучше за 9 месяцев до рождения матери.»

 С самого рождения ребёнок попадает в мир полный звуков. Это голос матери и отца, Звон погремушек, шум машин за окном. Через звуки младенец вслушивается в окружающий мир и пытается его понять.

  Из огромного мира особенно влекут младенца музыкальные звуки. Для развития музыкальности ребёнку надо давать слушать музыку с первых дней его жизни. Своими радостными эмоциями,  успокоением малыш поможет вам в выборе музыкального произведения. Во время проигрывания музыки ничто не должно отвлекать внимание ребёнка, музыка не должна звучать громко.

   Уже в 3-4 месяца ребёнок прислушивается к музыке. Воспринимает её эмоционально. При звуках колыбельной лежит тихо, под живую музыку улыбается. С большим интересом ребёнок до года слушает музыку, под которую можно ритмично двигаться. На помощь взрослым придут игрушки. Под вальс кукла делает танцевальные движения, под песню птичка поет. Музыка постепенно входит в жизнь ребёнка. Он уже затихает, выжидательно, с нетерпением смотрит на проигрыватель, который собираются включить родители.

Первые и очень важные музыкальные впечатления ребёнка связаны с  пением матери. Веками матери пели у колыбели ребёнка самые нежные песни. Первые музыкальные воспоминания связаны у  многих детей с ощущением счастья, любви, нежности.

На втором году жизни дети могут уже сами баюкать куклу или плясать с ней в зависимости от характера музыки. А в 2 года движения малыша получают значительное развитие. В пляске малыши могут быстро и неглубоко приседать, топать ножкой, переступать на одном месте. Они начинают плясать, услышав музыку и приглашают на танец взрослых. Старайтесь не отказывать им в этом, даже если у вас неважное настроение.

   Многие дети в этом возрасте стараются подпевать и петь самостоятельно. Старайтесь подбирать им песенки с несложным текстом, повторяющимися словами.

   При правильном музыкальном развитии дети в 3 года перед слушанием музыки устраиваются поудобнее, замолкают. Они узнают знакомую мелодию, могут высказать своё мнение « хорошая песенка», «птичка улетела»…  Если вы не приобщили малыша к слушанию музыки в самом раннем детстве, то приступайте к этому сегодня, когда вашему ребёнку 4, 5, 6 лет.

   Дети разные: одни общительные, другие ищут ответ на интересующий вопрос самостоятельно. Первых большинство. Вот бегает по квартире этаких комочек энергии, ничто не в силах остановить его внимание ненадолго. Но вот он видит, что вы сидите неподвижно и слушаете музыку. Ребёнок обязательно поинтересуется, что вы делаете и в большинстве случаев задаст вопрос: « А можно и я послушаю?» « Можно, только не балуйся. Не заговаривай. А если тебе надоест, просто встань и тихо уйди». Такой способ приобщения к музыке наилучший. Ребёнок на примере взрослых усваивает, что музыку слушают внимательно. При этом не заговаривают, не мешают другим. Личный пример взрослых важнее самых красноречивых слов. Иногда считают, что совсем необязательно объяснять, какую вы слушаете музыку. Всё равно ребёнок не поймёт. Возможно он и не поймёт, в чём сущность оперы, но он узнает, что такая форма существует и что музыка бывает разная. Усвоение знаний о музыке, о композиторах- важнейший этап формирования у дошкольника музыкальной культуры.

   Какую музыку давать слушать в дошкольном возрасте? Это очень важно, т. к. музыкальный вкус малышей только формируется, они не способны отличать хорошую музыку от второстепенной, неинтересной. Музыкальный вкус детей зависит от музыкального вкуса родителей. Прежде всего, это должна быть музыка высокохудожественная, это должны быть произведения музыкальной культуры: Чайковский, Моцарт, Бетховен. Надо, чтобы с детства его слух был воспитан на классике, приучен к настоящей музыке. Есть для дошкольников и много хорошей специальной музыки. Это записи музыкальных сказок, детских песен. В формировании интереса детей к музыке большую роль могут сыграть музыкальные радио и телепередачи. Узнав заранее о такой передаче, подготовьте к ней ребёнка, расскажите о композиторе, о самом музыкальном произведении. Отложите на это время дела и постарайтесь создать праздничную , радостную обстановку, чтобы встречи с музыкой стали для малыша ярким событием.

  Не стоит давать слушать детям сразу несколько новых произведений. Даже самая хорошая музыка не воспринимается в таком количестве. Обилие новых впечатлений притупляет музыкальную отзывчивость ребёнка.

  Естественность и непринуждённость обстановки, совместное слушание музыки- всё это определяет большие возможности для приобщения ребёнка к музыке. Ведь музыка создает благоприятный  фон для общения детей с родителями. Дети и взрослые становятся ближе и понятнее друг другу.

  Дети занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт, лучше ориентируются в пространстве. После уроков музыки очень хорошо проходят уроки чтения. Музыка будит мысль. Слушание музыки не только помогает воспитанию чуткости, поэтического видения мира, но и Развивает мужские качества: решительность, мужество, уверенность в себе.

   Духовному развитию ребёнка способствует не только слушание музыки, но и другие формы музыкального воспитания.

  Пение занимает важное место в жизни ребёнка. Очень хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. О значении такого пения для приобщения  к музыке  писал С. В. Образцов в своих воспоминаниях: « Вечерами мы собирались вместе и пели. Это были самые приятные минуты детства».

 Исполняя песню вместе с ребёнком, старайтесь не заглушать его голоса.  Песня должна быть интересной в художественном отношении, доступной его пониманию и голосу. При пении следите, чтобы его голос совпадал с вашим голосом, а если чувствуете фальш- подскажите, а не ругайте ребёнка. Для более образного восприятия ребёнком песни, могут быть использованы игрушки, картинки. Это поможет малышу сосредоточить внимание, войти в образ. В семейные концерты можно включить музыцирование. Домашнее любительское музыцирование имеет глубокие традиции. В России до самой революции эти знания было привилегией образованных людей. И сегодня творческое музыцирование развивается как один из важнейших методов музыкального воспитания.

Важная форма музыцирования- семейные концерты. За несколько дней до праздника ребёнок, который занимается в музыкальной школе, начинает готовиться к концерту: подбирает аккомпанемент к песне, которую будет кто –то петь, репетирует дуэт с кем-то из членов семьи.

Всей семьёй можно оформить праздничную афишу, приготовить пригласительные билеты для гостей. Гости на такой концерт приглашаются обязательно, но их не должно быть много, чтобы не нарушить атмосферу семейного уюта.

  При обучении детей на музыкальных инструментах, главная задача- приобщение ребёнка к музыке, чтобы та стала духовной потребностью ребёнка. Есть в обучении игре на музыкальном инструменте еще один важный воспитательный момент. Ребенок учится играть на музыкальном инструменте, он учится играть для других. Это облагораживает юного музыканта.

  В доме надо иметь детские музыкальные инструменты. Уже в 3-4 года можно начинать учить малышей играть на них. Детские музыкальные инструменты развивают слух, ритм, эмоциональную восприимчивость, музыкальный вкус. В магазинах продаются балалаечки, гармошки, барабаны, пианино и т. д. Покупать следует по- одному инструменту, чтобы ребёнок освоил его, потом можно приобретать следующий. Дети быстро овладевают этими инструментами, подбирают простейшие песенки. Музыкальные инструменты особенно полезны тем детям, которые плохо поют или не любят петь. Это для них наилучший способ приобщиться к музыке. Благодаря детским инструментам можно дать ребёнку почувствовать, что музыка способна передать реальные голоса из жизни. Дробь барабана напоминает удары грома. Это будет первый шаг ребёнка к пониманию важной истины- музыка, как и всякая другая ветвь искусства, отражает жизнь.

 В развитии творческих способностей большое значение имеет  музыкальная деятельность ребёнка: он может импровизировать в песне, в танце, сочинять музыку. Наиболее активно творческая музыкальная деятельность ребёнка проявляется в пении. В песнях ребёнок выражает свои индивидуальность, отношение к окружающему миру.

Можно предложить ребёнку сочинить музыку к небольшому знакомому стихотворению или сочинить новые слова к несложной мелодии песенного характера.

Интересный вид песенной импровизации- петь на  два голоса с ребенком любую русскую народную песню. Вначале мелодию ведёт взрослый, а затем малыш. Творчество в пении, танцах лучше всего проявляется в играх. Например: « Кто лучше имитирует под весёлую музыку», « Кто больше придумает интересных танцевальных движений под русский перепляс», « Как станцевали бы эти танцы различные животные».

Свободная, творческая музыкальная деятельность детей- подбор мелодий, сочинение собственной музыки- это не пустяки. Это важная форма музыкального обучения, которую надо всячески поощрять. Музыкальная деятельность- это дорога в мир музыки.

А теперь несколько слов о культуре слушания музыки. Для восприятия музыки необходима тишина и сосредоточенность. Как же часто мы являемся свидетелями того, что музыка звучит слишком громко. Взрослые, а за ними и дети, поют то  громко, то тихо. Дело не в том, что слишком громкая музыка мешает окружающим работать и отдыхать. Такая музыка теряет содержание, разрушает замысел композитора, вызывает раздражение и головную боль. Особенно от громкой музыки страдают подростки. Нервная система их ещё не окрепла,  поэтому громкие звуки действуют на неё отрицательно.  В древнем Китае даже казнили громкой музыкой. Дети подчас делают уроки при включенном  на всю мощь проигрывателе. Это не любовь к искусству, а лишь дурная привычка постоянно оглушать себя звуками. В этом нет ничего удивительного. Часто музыка становится шумовым фоном в нашей взрослой жизни. Она нередко звучит в учреждениях, на пляжах, в поезде. Мы приучаем подростков слушать её, не слыша. «Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать…»- писал Д. Шостакович.

Любите и изучайте высокое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых красках и тонах. Музыка еще более приблизит  вас к тому идеалу совершенного человека, который является целью нашего общества.

Много тысяч лет тому назад у первобытного человека, делающего нож или топор из острого камня, появилось желание сделать так, чтобы эти орудия радовали глаз формой и соразмерностью частей. Так в процессе трудовой деятельности появилась свойственная только человеку способность наслаждаться прекрасным, способность творить прекрасное. Постепенно рождались все новые формы эстетической деятельности. Первый художник нарисовал изображение людей и животных на стенах пещер. Возникла живопись. Первобытный музыкант прислушался к звуку, который издавала тетива лука, подпевая этому звуку. Возникла музыка.

С тех пор музыка не покидала человека. Это искусство, которое сближает людей, приобщает их к лучшим помыслам и стремлениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...