Значение дидактических игр в речевом развитии дошкольника.
консультация (старшая группа) по теме

Мочалова Светлана Анатольевна

Для вас педагоги и  родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_myachom.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Значение дидактических игр в речевом развитии дошкольника.

Цель: Подбор, разработка и эффективность использования игрового материала в коррекции звукопроизношения и развитии речи.

Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее определенной способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.

Задачи:

1. Закреплять умение правильного звукопроизношения звуков (в слогах, в словах, в предложениях, во фразовой речи);

2. Развивать связную речь, расширять словарный запас;

3. Способствовать двигательной активности детей;

4. Развивать любознательность, познавательную активность;

5. Учить планировать свои действия в игровой ситуации, выполнять правила игры;

Игры с мячом позволяют расширить и закрепить знания, умения и навыки детей, помогут совершенствовать речь, тренируют внимание, память, мышление. В них можно играть как на занятиях, так и на прогулке и дома с родителями.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Остановимся подробнее на основных видах дидактических игр. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно – печатные и словесные.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними дети, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражен цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности.

Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так, как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам.

В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентации в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свой мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Кроме речевого развития в игре осуществляется познавательное развитие, так дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Главное место в дидактических играх по развитию речи надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонематический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии в дальнейшем создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Основным стимулом познавательной деятельности в дидактической игре становится не указание воспитателя, а естественное для дошкольников желание поиграть. В соответствии с этим, воспитатель одновременно является наставником и участником игры, а дети узнают много нового.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространённым методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений.

Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры, без них невозможна сама игра».

Самые популярные и эффективные забавы с мячиком на совершенствование речи.

- Добавь суффикс – уменьшительно-ласкательный или со значением увеличительности: кот-котик, кот-котище и т.п. Да, хорошо бы придумать забавные названия играм, чтобы дети запоминали, во что играют и со временем могли изъявлять желание поиграть в это самостоятельно без взрослых. Например, «Назови ласково», «Великан».

- Подбери антоним – «Наоборотка»: белый – черный, мокрый – сухой, весело – грустно.

- Назови детеныша – «Детка»: кит – китенок, ворона – вороненок, свинья – поросенок.

- Найди замену слову (синоним) – «слово-братик»: большой – огромный (крупный), красивый – милый, хорошенький, лапочка.

- Протяни звук – «Попугай» – ведущий катит мяч ребенку и протяжно произносит звук, который нужно скорректировать (л-л-л, например). В ответ малыш отправляет «снаряд» обратно и повторяет точно так же.

- Найди лишнее – «Шпион» – объявляем слово, обозначающее совокупность однотипных предметов, например, «мебель». Ведущий в центре называет предмет из парадигмы, бросает мячик игроку, если этот предмет относится к мебели, ребенок ловит и бросает обратно. Если не относится – отбивает.

- Похожая игра – «Цепочка» – опять объявляем слово, обозначающее совокупность однотипных предметов, например, «цветы». Передаем, перебрасываем или перекатываем сферу по кругу друг другу, называя названия известных цветов.

- Единственное и множественное число – «Одиночка» – заводила игры называет слово в единственном числе, передает, перебрасывает или перекатывает мячик, а участник называет это же слово во множественном числе.

- Часть и целое – «Солянка» – задаем слово, обозначающее блюдо, предмет одежды, живое существо, к примеру, «борщ». Взрослый называет часть или ингредиент – свекла. Если подходит к борщу, ловим, если нет – отбиваем.

- Назови существо – «Незнакомец» – называем несколько характерных признаков животного, представителя какой-то профессии: мяукает, пушистый, усатый. Если угадал, что это кот, берешь мячик и бросаешь в корзину, кольцо, цель.

- Ориентировка в пространстве – «Вратарь» – ведущий объявляет: «Раз, два, три, справа (слева) лови!» Ребенок подается телом и руками в соответствующую сторону, как вратарь и ловит двумя руками брошенный мяч.

- Цвета – «Семицветик» – взрослый задает вопрос игроку: «Какого цвета твой бантик (штаны, носки, колготки, шорты)?» Бросок – «красный» – бросок обратно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение музыкальных игр в речевом развитии дошкольника".

         Речь является одной из самых сложных высших психических функций человека. От степени сформированности речевых умений в детском возрасте во многом зависит урове...

Мастер – класс для педагогов по теме «Значение словесной игры в речевом развитии дошкольников».

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют мо...

Консультация для воспитателей «Значение проектной деятельности в речевом развитии дошкольников»

Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенк...

Мастер - класс "Значение словесной игры в речевом развитии дошкольников"

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами...

Значение семейного чтения в речевом развитии дошкольников с речевыми нарушениями

В статье рассматриваются актуальные вопросы речевого развития ребенка в семье....

Значение дидактических игр в речевом развитии детей раннего возраста

laquo;Игра — это огромное светлое пятно, через котороев духовный мир ребенка вливается живительныйпоток представлений и понятий об окружающеммире. Игра — это искра, зажигающая огонёкпытли...