Консультация «Так ли важно рисование в жизни ребенка?»
консультация на тему

Исаева Людмила Александровна

 зачем и почему рисуют дети? Почему все какое – то время столь самозабвенно увлекаются рисованием и отчего интерес к нему так внезапно угасает примерно в одном и том же возрасте? Почему существует совершенно явный период детского рисования с очерченным началом и концом, а внутри него происходит смена определенных этапов развития рисунка? Скорее всего , рисование имеет особый биологический смысл. Ведь детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. Тогда рисование – один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley.docx648.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Консультация

«Так ли важно рисование в жизни ребенка?» C:\Users\Людмила\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\55cdd73c3a582-600x400.jpg

                                                                                                  Исаева  Л.А.

Мы до сих пор мало знаем и, скорей всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда – то искусство было тесно связано со всеми сторонами жизни человека – будь то война или охота, праздник или бедствие. Это слияние искусства со многими, в том числе глубинными, сторонами жизнедеятельности человека ранних общественных формаций принято объяснять примитивным складом мышления людей древности.

Однако, на наш взгляд, скорее всего, были (и существуют до сих пор) какие – то объективные биологические факторы, благодаря которым искусство сумело занять столь важное место в общественном и индивидуальном развитии человека.

Удивительное явление искусства - рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные, многофигурные, со сложным переплетением сюжетов композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит быстро и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. Но с 2 – 3 лет и до подросткового возраста дети всех стран и континентов в свих рисунках обязательно проходят стадии « каракулей», «головоногов». Всем детским рисункам определенного возраста свойственны « добавочные носы детской логике». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической , внесоциальной природе детского рисования.

Итак, зачем и почему рисуют дети? Почему все какое – то время столь самозабвенно увлекаются рисованием и отчего интерес к нему так внезапно угасает примерно в одном и том же возрасте? Почему существует совершенно явный период детского рисования с очерченным началом и концом, а внутри него происходит смена определенных этапов развития рисунка? Скорее всего , рисование имеет особый биологический смысл. Ведь детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. Тогда рисование – один из путей выполнения программы совершенствования организма.

В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотичного восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно – двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает , что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линей и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках… Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно – пространственно – двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования.

Итак, детское рисование помогает координировать зрение, движение, овладеть формами, развивает чувственно – двигательную координацию. Кроме того, определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно – образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно – логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов – психологов, педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико – синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, « вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками( очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л .С .Выготский называл рисование « графической речью».

Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью, мышлением, рисованием просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать все более усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.

Тогда почему ребенок перестает интересоваться рисованием? По – видимому, потому, что к подростковому возрасту рисование в основном исчерпывает свои биологические функции, его адаптивная роль снижается. Психика переходит к боле высокому уровню абстракции. На первые позиции выдвигается слово. С гораздо большей легкостью, чем рисование. Слово позволяет передавать сложность событий и отношений. Рисование как бы отбрасывается за ненадобностью. Всерьез побудить взрослого человека – не художника к рисованию невозможно.

Но это случается ближе к подростковому возрасту. А в дошкольный период детства? Причин много. Одна из них : рисование карандашами или красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знания как приемов рисования, так и приемов работы различными красками. Однако , несмотря на усилия, рисунок получается непривлекательным. Да, можно попытаться поработать с ребенком в русле традиционной техники рисования. Однако есть риск, что он будет просто копировать данный взрослым образец. Это с одной стороны , а с другой - недостаток владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах.

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику , отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер. Современные исследования доказывают: нетрадиционные техники рисования способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, черезмерно активные нуждаются в обширном пространстве для разворачивания деятельности. Суть в том, что внимание рассеяно и крайне неустойчиво. В процессе « игры в художника» зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными; круг внимания сужается и сосредотачивается на малой зоне. Наблюдения показывают: характер сюжета рисунка , выполненного с помощью оттиска, у таких детей становится менее агрессивным по содержанию и более сочным, ярким и чистым по цвету. Это с одной стороны, а с другой – изображение способствует развитию и познавательной деятельности, и творческой активности. В то же время корректируются и психические процессы личности и личностная сфера в целом. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок тем самым преодолевает страх. Дальней шее творчество будет доставлять ему только удовольствие, даже от работы с кистью и красками. Вот тогда можно беспрепятственно еще раз перейти к обучению традиционной технике рисования. Что касается беспредметного рисования, подойдут разные техники : оттиск, тычковое рисование, монотипия, кляксография, набрызг, рисование мыльными пузырями, пальчиками, ладонью, нитями. Это авангардое направление в искусстве начала 20 века получило название абстракционизма. На сегодня его считают частью мирового изобразительного искусства. Многие признанные художники6 В.Кандинский, П.Пикассо, М.Чюрлёнис, Е.Поленова, П.Филонов – принадлежали к тому течению.

Каковы же возможности работы с детьми в технике , основанной на применении различных печаток? Этот вид рисования не требует никаких специальных навыков: понадобятся лишь оттиски готовых форм, смазанных краской. Печатку можно просто обмакивать в краску или прижимать к окрашенной « штампельной подушечке» - плоскому кусочку поролона – или смазывать краской либо красками, специально подбирая их сочетания. Печатку можно сделать из ватной палочки, пробки или кусочка сырой картофелины, спичечного коробка, ластика, смятой бумаги, древесного листа. Подойдет и жесткая сухая клеевая кисть, которую обмакивают в густую гуашь и рисуют методом ««полусухого тычка».

Техника печаток ( разделение мазка) основана на законе смешения , слияния цветов разноцветных точек – очень мелких или чуть крупнее, отдельных мазков или отпечатков, например ладони, - точек, которые следует рассматривать с некоторого расстояния. Если же изображение большое по размерам – то отойдя на несколько шагов. Точки ( оттиски) наносят на предварительно намеченный рисунок . Для решения задачи все контуры на рисунке должны быть выполнены в натуральную величину на обороте каждой фотографии рисунка.

Если занятие проводится с младшими дошкольниками, необходимо педагогу перенести рисунок на плотный лист бумаги. С помощью рекомендованной печатки дети заполнят контуры рисунка оттисками густой гуашью, обмакивая в нее печатку. Кроме « печатания» ( тычка) можно предложить « растяжку», т.е. скольжение печаткой по листу. Так получаются красивые перистые облака, морские волны, дождевые струи. Когда рисунок подсохнет, чтобы придать ему законченность, дети дорисовывают на изображенном предмете кистью либо фломастером глаза, или веточки, или какие – либо другие мелкие детали для придания образу выразительности.

Но есть и другой прием : педагог переносит рисунок на тонкий картон, вырезает его изнутри по контуру, и накладывает на лист бумаги для рисования. Дети обводят рисунок изнутри карандашом, а затем заполняют его оттисками; в этом случае не столь важно следить за краями контура. Шаблон снимается, и на листе остается только контур, заполненный оттисками. Здесь важно только не сдвигать шаблон во время работы. (Шаблон можно в дальнейшем использовать для рисования в другой технике – «набрызг».)

Старшие дошкольники проделывают весь этот процесс самостоятельно: обводят контур рисунка в альбоме на кальку и вырезают контур рисунка. ( Если речь идет о семье, где есть старшие и младшие дети, то вместе они с удовольствием выполняют всю работу без участия взрослого, помогая друг другу на разных этапах выполнения рисунка.) В дальнейшем, используя эту технику и приобретая опыт, дети уже самостоятельно придумывают сюжет, вплоть до весьма сложных натюрмортов и пейзажей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Так ли важно рисование в жизни ребенка?"

Рисование связано с важнейшими психическими функциями - зрением, двигательной координацией, речью и мышлением. Рисование - большая и серьезная работа для ребенка....

Консультация "Так ли важно рисование в жизни ребёнка"

Удивительное явление искусства - рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и н...

Консультация "Так ли важно рисование в жизни ребенка"

Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда-то искусство было тесно связано со в...

Консультация «Так ли важно рисование в жизни ребенка?»

laquo;Так ли важно рисование в жизни ребенка?»...

Консультация «Так ли важно рисование в жизни ребенка?»

Консультации для родителей «Так ли важно рисование в жизни ребенка?»...

Консультация "Так ли важно рисование в жизни ребёнка?"

Так ли важно рисование в жизни  ребёнка?Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ве...

Консультация: "ТАК ЛИ ВАЖНО РИСОВАНИЕ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА?"

Рисование для ребенка - это не просто интересное занятие. Во время рисования он развивает мелкую моторику, тренирует память и внимание, учится думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравн...