Пальчиковый игровой тренинг для родителей детей раннего возраста «Ладушки».
материал на тему

Прокопович Виктория Анатольевна

Повысить компетентность родителей по вопросу развития речи детей раннего возраста по средствам пальчиковых игр  и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_v_ml.gr_.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковый игровой тренинг для родителей детей раннего возраста «Ладушки».

Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития речи детей раннего возраста по средствам пальчиковых игр  и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.

Задачи:

  • стремиться установить доверительные отношения с родителями;
  • формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом;
  • способствовать сплочению родительского коллектива;
  • активизировать творческий потенциал родителей;

Подготовительная работа:

  1. Анкетирование родителей по даннои проблеме
  2. Организация выставки книг, игр, пособий, направленных на развитие мелкой моторики.
  3. Объявление (Приглашение на собрание) о предстоящем собрании.
  4. Подготовка презентации.
  5. Составление буклета «Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка» (игровые упражнения для развития мелкой моторики в домашних условиях).
  6. Составление анкеты для родителей.

Оборудование:

  • мультимедийная установка для показа слайдов;
  • презентация;
  • музыкальное оформление;
  • Божья коровка;
  • шаблоны листьев, силуэт дерева из картона;
  • анкеты для родителей

Участники: воспитатели, родители.

Ход тренинга:

  1. Упражнение.

Инструкция. Родителям предлагается, передавая Божью коровку соседу, пожелать ему что-нибудь хорошее на сегодняшний вечер.

  1. Упражнение «Дерево ожиданий».

Инструкция. Родителям предлагается на шаблонах листьев написать то, что они ожидают от тренинга. Шаблоны листьев прикрепляются на дерево. Ожиданий может быть несколько. По мере того, как пожелания будут исполняться, их можно снимать и «собирать» в корзину.

  1. Презентация.

Показ презентации и выполнение игровых упражнений для развития мелкой моторики

Слайд 1 Пальчиковые игры для родителей самых маленьких детей

Комментарии  к слайду:  Пальчиковые игры стали очень  популярны в наши дни.

Слайды 2: серия фотографий, на которых запечатлены дети в процессе выполнения различных пальчиковых упражнений

Комментарии к слайдам:  Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга.

В последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Слайд 3 Значение пальчиковых игр для развития ребёнка

Комментарии к слайду:  Центры, отвечающие за движения пальчиков и речь, расположены очень близко в головном мозге. Развивая мелкую моторику, мы активизируем и речевой центр коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии и коррекции речи детей.

Текст слайда 4: Пальчиковые игры и упражнения развивают  и совершенствуют

- ловкость и точность, подвижность и слаженность движений,

- помогают подготовить руку к рисованию и облегчить усвоение навыков письма будущими школьниками.

- улучшают внимание, память,

- помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость.

- это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию.

- Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

Итак, вы уже знаете, насколько полезны ребёнку для его развития пальчиковые игры. Но, предположим, что на раннем этапе, до года, вы не играли с ребёнком в эти игры.  Мы попытаемся помочь вам, и показать как правильно это сделать.

Ведь на каждом этапе развития у ребёнка развиваются разные зоны мозга, разные мышцы рук, поэтому использовать в малышковом возрасте игры для ребёнка 3-5 лет бессмысленно и даже нежелательно.

В возрасте 1-2 лет все движения в пальчиковых играх за ребёнка делаете вы, а он является пассивным участником игры. Для пальчиковых игр нужно «ловить» момент, когда ребёнок не слишком возбуждён, но и не слишком расслаблен. Для игр с пальцами рук и верхней частью тела надо посадить ребёнка на колени к себе, спину ребёнка прижав к своему животу.

При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и пытаться уйти. Держать силой не надо, ликвидируйте, если можно, в причину отказа (неудобно сидеть, хочет в туалет и т.п.) или поменяйте игру. Подождите момент, когда ребёнок будет более расслаблен, например, после кормления или купания. Лучше всего – выделить определённое время ежедневно для пальчиковых игр, в результате чего такие игры станут для ребёнка такой же привычной процедурой, как и купание или чистка зубов.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
• Перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.


• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.


• При многочисленных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.


• Лет до 2,5 ребёнок ещё не может воспроизводить движения сам без многочисленных тренировок.
• Если ребёнок настойчиво требует одну и ту же игру, уступите ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления.

Слайд 6.Массаж, самомассаж. Начинать работу лучше с массажа (позже - самомассажа). 

Текст слайда: Доказано, что даже самый примитивный  массаж, заключающийся в сгибании и разгибании  пальцев  малыша.

  • вдвое ускоряет процесс овладения им речью,
  • способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей совокупность процессов клеточного питания, обеспечивающих сохранение структуры и функции ткани или органа. и кровоснабжение пальцев рук,
  • массируя пальчики, вы воздействуете на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Продолжительность массажа 3-5 минут. Проводить массаж можно ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через 10-30 дней. Во время массажа можно слушать приятную, лучше классическую музыку.Пассивные движения выполняются взрослым с большой амплитудой движений, не допуская неприятных ощущений у ребенка, в медленном темпе. Во время пассивных упражнений необходимо ласково обращаться к ребенку, не вызывая у него отрицательных эмоций.



Игры-подготовки.

Если с ребёнком не занимались регулярно пальчиковыми играми с рождения, часто ребёнок сначала не даётся играть в пальчиковые игры. Это объяснимо, так как у ребёнка недоразвиты мышцы руки, и при воздействии на активные точки ладони, ребёнок испытывает непривычные ощущения, от которых пытается уклониться. Поэтому первые игры ориентированы на приучение к легкому поглаживанию, растиранию и разминанию кисти. Подходите к этим упражнениям, как к весёлой игре. Не используйте для успокоения ребёнка в истерике – тогда может закрепиться устойчивое неприятие пальчиковых игр.

А сей час мы с вами немного поиграем. Для того что бы перейти к пальчиковым упражнениям мы сделаем самомассаж рук.

1.Пальчики здороваются:

Утром встали пальчики - маленькие мальчики,


Друг другу обрадовались, Здороваться начали.


Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….


(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки  с кончиками остальных пальцев той же руки)

2 упражнение: хлопки

- Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались... – похлопаем, поаплодируем себе за это...молодцы!

-Мы сделали самомассаж наших рук, переходим к упражнениям, на слайдах вам будут показаны  название и описание упражнений (Родители вместе с воспитателем выполняют пальчиковые упражнения показанные на слайдах).

Слайд 8. Упражнение «Дом»

Слайд 9.Упражнение «Стульчик»

Слайд 10. Упаржнение «Очки»

Слайд 11. Упражнение «Колокольчик»

Слайд 12. «Лодка»

Слайд 13 «Зайчик»

Дети очень любят сказки и чтобы привлеч ребенка к пальчиковым играм родители могут любую сказку показать руками. Сейчас мы вам покажем скаку «Репка»

Игра

Дед репку в огороде посадил

(постучать указательным пальцем правой руки по ладони левой)

Репка выросла большая прибольшая

Вот такая – вот такая

(обвести руками большой круг в воздухе)

Стал дед репку тянуть, тянет- потянет(сложить лодони и выполнять движение вперед назад) вытянуть не может (развести лодони в стороны, покачать головой из стороны в сторону).

 Позвал дед бабку (обведите руками голову от макушки до подбородка, как будто надеваете и завязываете под подбородком уголки платка)) - тянут- потянут(сложить лодони и выполнять движение вперед назад) вытянуть не могут (развести лодони в стороны, покачать головой из стороны в сторону).

Тут внучка прибежала Репку вытянуть помочь обещала (сложить пальцы обеих рук щепотью и соедините кончики пальцев восьмеркой).

 - тянут- потянут(сложить лодони и выполнять движение вперед назад) вытянуть не могут (развести лодони в стороны, покачать головой из стороны в сторону)

Жучка – собачка, с кошкой Муркой Тоже деду помочь хотели (средний и безымянный палец соедините с большим так, чтобы получилось колечко, - это «мордочка» кошки. Указательный палец и мизинец приподнимите – так торчат кошачьи « ушки» ).

- тянут- потянут(сложить лодони и выполнять движение вперед назад) вытянуть не могут (развести лодони в стороны, покачать головой из стороны в сторону).

Маленькая серая мышка

Вот такая трусишка (скрестить руки на груди и перебирать пальчиками по рукам как будто хочешь согреться)

Деду помогла

И репку вытянуть смогла

Кто дружно за работу берется

(ладони соединить, округлить)

Тому все удается!

(правую руку сложить в кулак поднять вверх большой палец).

Вот так интересно можно рассказать и показать ребенку любую сказку, он с огромным удовольствием будет повторять за вами все движения, а в дальнейшем сам начнет придумывать свои пальчиковые сказки.

Мы предлогаем вам самим придумать пальчиковые упражнения к сказке «Курочка ряба», и мы думаем что каждая сказка будет показана по новому(родители придумывают показывают пальчиковую сказку). Молодцы!

Окунувшись со своим ребёнком в забавный мир пальчиковых игр для развития мелкой моторики, вы освоите поистине интересное, полезное и увлекательное занятие, роль которого просто невозможно переоценить. А вот чтобы освоить данную методику понадобится совсем немного времени, зато результат не заставит себя долго ждать. 

Мы  приготовили для вас на память о сегодняшней встрече – буклет «Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка». В нём вы прочитаете то, о чём мы н поговорили сегодня:

- Этапы формирования кистевых и пальцевых навыков;

- Пальчиковые игры;

Пожалуйста, скажите, исполнились ли пожелания, написанные Вами на «листьях». Мы просим вас заполнить небольшие анкеты с отзывами о нашей встрече.

                                       Спасибо за работу! Удачного вечера всем Вам!


Приложение 1

Объявление:

Папы и мамы!

Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребёнок правильно говорил, хорошо рисовал и лепил?

Вы хотите, чтобы вашему ребёнку было интересно с вами проводить время?

Приходите на родительское собрание, которое состоится _____________.

в методическом кабинете детского сада.

С уважением

Воспитатели____________________ 

Приложение 2

Анкета

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на наши вопросы!

  1. Тема тренинга была интересна для Вас

                                 Да                  Нет  

  1. Содержание материала понятно, доступно

                                  Да                  Нет 

  1. Собрание построено в форме  диалога между педагогом и родителем

                                  Да                  Нет  

  1. Возможно ли применение предложенных игр и упражнений в домашних условиях?

Да                  Нет

  1. Выразите ваше особое мнение о тренинге, в котором вы приняли участие

___________________________________________________

 

Спасибо за работу!

Литература:

  1. Анищенкова Е. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2007
  2. Бардышева Т.Ю. Пляшут мои ручки. Учебно-методическое пособие. ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.
  3. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.- М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.
  4. Галкина Г.Г. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г. Галкина, Т. И. Дубинина. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2011.
  5. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития.- СПб.: Речь, 2004.
  6. Корнилов С.В., Корнилова Л.Э. «Методический ларец». Петрозаводск, «ПетроПресс», 2002.
  7. Краузе Е. Логопедия.- 3-е изд.-СПб.: КОРОНА принт , 2006.
  8. Новиковская О.А.  Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук / Ольга Новиковская. - изд. 3-е, доп. - М.: ACT; СПб.: Сова, 2008.
  9. Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн.: Аверсвэв, 2005.
  10. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с. (Библиотека Логопеда). (1)
  11. Интернет рисурсы http://lib.rus.ec/b/190627/read#t3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как понять своего ребенка?» Тренинг для родителей детей раннего возраста

«Как понять своего ребенка?»Тренинг для  родителей  детей раннего возраста   Оптимальное количество участников — 10–15 человек.  Все члены группы имеют право на свободное уча...

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»

    Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Сценарий родительского собрания в ГКП с элементами тренинга для родителей детей раннего возраста 2-3 года

Материал предназначен для воспитателей ДОУ ,разработан с целью сплочения коллектива родителей детей  поступивших в  ДОУ....

Психолого-педагогический тренинг для родителей детей раннего возраста

Развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит именно в раннем возрасте. По некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% и...

ПЛАН РАБОТЫ КЛУБА ОБЩЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ЛАДУШКИ» НА 2017 – 2018 гг.

Работа  родительского клуба «Ладушки» направлена на обогащение психолого-педагогическими знаниями и практическими умениями родителей в воспитании детей через их привлечение к сотрудни...