Консультация для родителей "Учим детей одеваться самостоятельно"
консультация (младшая группа) на тему

Умение ребенка самостоятельно одеваться является одним из наиболее важных навыков, которые необходимо сформировать у него в младшей дошкольном возрасте. Консультация будет полезна воспитателям детских садов для организации работы с родителями дошкольников, испытывающих трудности в приучении ребёнка самостоятельно одеваться

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_detey_odevatsya_samostoyatelno.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для родителей

в 1 младшей группе

«Учим детей одеваться  самостоятельно».

(с презентацией)

Нагодкина Е.Н.

воспитатель МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 62»

ЭМР Саратовской обл.

 Слайд 1

В наши дни большинство родителей предпочитают обучать своих детей 2-3 лет чтению, иностранным языкам, математике. Они не учитывают того, что в этом возрасте гораздо нужнее ребёнку будет овладеть простейшими навыками самообслуживания. В эти годы малыш уже должен уметь сам есть и пить, пользоваться горшком, правильно умывать лицо, одеваться и раздеваться. Овладев всеми этими навыками, ребёнок делает гигантский шаг к независимости и самостоятельности. У него растёт самооценка и уверенность в своих силах.

«Я сам» — эти слова мы чаще и чаще слышим от  ребенка на третьем году его жизни. Вот тут и приходит очень благоприятное время, чтобы он научился одеваться сам . Хочет сам, и ему это интересно, ему хочется застегивать пуговицы, рассматривать одежду, пробовать самому одеть куртку – словом, учиться одеваться!

Если мы сейчас отнимем у него эту возможность  и будем сами его одевать и раздевать, то потом приучить его одеваться самому будет очень сложно. В пять лет ребенку уже будет это неинтересно, и научить пятилетнего ребенка одеваться  будет гораздо сложнее, чем малыша.

Слайд 2

Одевание – это сложный процесс для ребенка, который состоит из разных действий: нужно отличить лицевую и изнаночную сторону одежды, переднюю часть и спинку платья или рубашки, соотнести движение руки, «примеряясь» к предмету, сравнивать. Вспомните как нам – взрослым – нелегко дается обучение работе с новыми инструментами, например,  ткачество, резьба по дереву, стежка на швейной машине и другие. Примерно то же самое испытывает маленький ребенок, когда он учится одеваться.

Слайд 3

Почему это плохо, если ребенок не может одеться самостоятельно?

Первое. У малыша формируется привычная для него жизненная позиция зависимого от взрослых,  беспомощного человечка. В отличие от этого ребенок, который умеет много делать сам и с гордостью это демонстрирует, чувствует себя совсем по-другому – самостоятельным, успешным, независимым, уверенным.

Когда малыш учится быть самостоятельным, то он учится самостоятельности не только в одевании, но и в жизни. Это нужно понимать всем нам – взрослым.

Поэтому правило для нас всех взрослых всегда одно – «всё, что ребенок может сделать сам (в одевании и не только), он делает сам!».

Слайд 4

Второе. Если мы одеваем ребенка сами, то мы теряем возможности в интеллектуальном и речевом развитии ребенка, которые нам щедро предоставляет наша повседневная жизнь. Бытовые процессы – это то, что дает нам «развивающие задания», повторяющиеся из дня в день. Это и развитие мелкой моторики и крупной моторики, и развитие мышления и речи. Например:

- При одевании самое время поговорить с малышом, называя части тела и детали одежды: «Где у тебя левая ручка? Давай ее просунем в левый рукав. А где правая рука? Что дальше будем надевать? Вот какая у Кати кофточка – синяя, пушистая, теплая!». А это вклад в развитие речи малыша, которое совершается по ходу обычных дел в семье!

- Малыш учится контролировать свои действия, отличать правильное действие от неправильного, анализировать, устанавливать взаимосвязь между действием и его результатом. Например, чтобы правильно надеть колготки, малышу нужно знать, где у них пятка, носок, правый и левый чулок, где у колготок шов – один шов и два шва, где резинка, уметь определить, где передняя часть колготок, чтобы их правильно надеть (а не задом наперед). То есть это задача не только для ручек маленького ребенка, но и для его ума! Это настоящая тренировка, которую очень часто взрослые сами  «отбирают» у детей, одевая их быстро сами.

- Одевание и переодевание – это еще и вклад в физическое развитие малыша. Это работа всех суставов – плечевых, локтевых, коленных, тазобедренных, развитие мускулатуры рук и ног, развитие координации движений.

Третье. Именно в таком простом самообслуживании  ребенок впервые сталкивается с тем, что для решения задачи нужно приложить усилие для достижения цели.  В одевании и других бытовых процессах малыши впервые учатся ставить перед собой цель (например, надеть маечку), находить и осваивать способы ее достижения,  анализировать результат (получилось или нет), исправлять ошибки, если не получилось. А значит, здесь зарождаются контрольно-проверочные умения, которые очень понадобятся ребенку в любом продуктивном виде деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.) и позже в обучении в школе.

Как мы видим, обучение детей самостоятельному одеванию – это очень важный вклад в их своевременное полноценное развитие, который мы – взрослые – можем либо дать ребенку, либо забрать у него, лишив ребенка возможностей одеваться самому.

Слайд 5

Нам – взрослым – очень важно обеспечить малышу успех и радость от своих достижений.

Слайд 6

Что  мы для этого можем сделать? - Надевать на ребёнка «правильную» одежду.

«Правильную» – это значит удобную для малыша, ту, с которой он может справиться. Отныне всё, что вы покупаете ему из одежды должно оцениваться с позиции: «а сможет ли мой ребёнок сам это надеть»

Слайд 7

  1. Обратите внимание на ворот платья, футболки. Они не должны быть тугими.
  2. У одежды должны отличаться зад и перёд.  Можно самим сделать какую – нибудь аппликацию, пришить бантик, красивую пуговицу.

Слайд 8

  1. Маленьким детям очень удобно надевать свободные брюки на резинке, но очень трудно надеть на себя узкие брюки из плотной ткани

  1. На детской одежде и обуви не должно быть неудобных  застежек .

Слайд 9

На начальном этапе обучения одеванию целесообразно покупать детям простые колготки из хлопка. Их легче научиться надевать.

Слайд 10

Как мы ещё можем помочь?

  • Существенно облегчит процесс одевания установленная последовательность  действий. Надо приучить малыша и самих себя к четкой последовательности одевания и раздевания, которая постоянно повторяется. Раздеваясь, малыш вместе с Вами складывает вещи в определенном порядке на стульчик. Затем он делает это сам. Потом одеваясь, он сможет легко их надеть на себя в обратном порядке. То есть,  если ребенок при раздевании последними снял колготки и положил их на стульчик, то он наденет их первыми, т.к. они лежат сверху всех других вещей на его стульчике. И ничего не перепутает! Так мы учим «умной» организации своего быта.

  • Так же необходимо разбить действие одевания (раздевания)  на микропроцессы.

  • Дать малышу очень простые способы действия, которые гарантированно ведут его к 100% успеху в одевании и раздевании.

Слайд 11

Обучение способам действий идет последовательно:

Этап первый. Показ взрослого (демонстрация и объяснение малышу способа действия).

Этап второй. Совместные действия с ребенком. Взрослый действует вместе с малышом (иногда направляя руки ребенка, держа их в своих ладонях), напоминает, повторно показывает-демонстрирует. Как только мы видим, что малыш понял, как действовать,  и у него начало получаться, ребенок начинает выполнять действие самостоятельно. А взрослый приходит на помощь,  только если есть трудности, предоставляя малышу возможность делать самому. Мы обязательно хвалим малыша за его попытки сделать самостоятельно и за все, даже мелкие, успехи.

Этап третий. Малыш выполняет действие полностью самостоятельно.  Помощь взрослого не нужна. А значит, пришла пора переходить к освоению нового действия. «Старое» действие освоено и скоро будет выполняться правильно автоматически, без усилий.

Слайд 12, 13

Учим надевать носок.

Сначала рассмотрите носок вместе с малышом. Найдите, где у них носок, пятка, резинка.

Что делает ребенок:

- берёт носок за резинку двумя руками,

- поворачивает носок так, чтобы пятка носка «смотрела» на ребёнка,

- растягивает  резинку,

- натягивает носок на ногу, при этом напомнить, чтобы пальчики  ноги держал прямо

Слайд 14, 15

Учим снимать колготки. 

Сначала рассмотрите колготки вместе с малышом. Найдите, где у них носок, пятка, чулки, резинка, где один шов (т.е. перед колготок), где два шва.

Что делает ребенок:

- встает около стульчика спиной к сиденью (покажите, как встать), берет двумя руками колготки за резинку и спускает их ниже колен,

- садится на стул,

- одной рукой берется за пятку, а другой рукой за носок этого же чулка (покажите, как это сделать), стягивает один чулок колготок. Чтобы направить руку ребенка, можно взять его руку в свою – прием «рука в руке» — и действовать вместе.

- затем также стягивает другой чулок,

- кладет колготки на свой стульчик так, чтобы резинка была у спинки стула, а вверху был один шов. Объясняем ребенку: «Где у нас резинка? Покажи.  Вот она! Положи ее к спинке стула. А где один шов? Разве это один? Это два – давай посчитаем – один, два. А где один шов? Вот он! Положи так, чтобы один шов был вверху. Вот умница!». Если малыш ошибся – то исправляем, напоминаем правило. Напоминать придется много раз и каждый день, так как новые умения и навыки образуются не сразу, а постепенно. Никогда не меняйте этот порядок, и малыш его легко усвоит, и еще бабушек и дедушек потом учить будет, что «надо делать по-другому, меня мама научила, как правильно!»

Слайд 16

Так же знакомим с  частями всех предметов одежды

Слайд 17, 18

Итак, что же умеет ребенок к 3 годам, если его учили самостоятельно одеваться:

- самостоятельно надеть и снять одежду, обувь, шапочку, аккуратно ее повесить,

- не путать правый и левый ботинок, в случае неправильного их надевания замечать ошибку и ее исправлять самостоятельно,

- различать одежду и обувь для дома от одежды и  обуви для улицы.  При входе в дом переобуваться в домашнюю обувь,

- застегивать пуговицы на рубашке или кофточке, не пропуская отверстий (каждую пуговку – в свой «домик»). В случае пропуска и перекоса видеть его и исправлять свою ошибку.

- отличать лицевую и изнаночную сторону своей одежды, при ошибке исправлять ее самостоятельно,

- видеть неполадки в одежде близких людей и помогать их исправлять (помочь братику надеть обувь, правильно застегнуть ему пуговки, заметить у Вас расстегнувшуюся пуговицу и т.д.)

Используемые источники:

Программа «Кроха» (воспитание, обучение  и развитие детей до 3 лет )

Г.Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др.

http://rodnaya-tropinka.ru/odevanie-na-progulku/

http://rodnaya-tropinka.ru/kak-nauchit-rebenka-odevatsya/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей в младшей группе «Учим детей одеваться самостоятельно».

В наши дни большинство родителей предпочитают обучать своих детей 3-4 лет чтению, иностранным языкам, математике. Они не учитывают того, что в этом возрасте гораздо нужнее ребёнку будет овладеть прост...

Консультация для родителей: "Как научить детей одеваться самостоятельно"

Консультация для родителей: "Как научить детей одеваться самостоятельно"...

Консультация для родителей «Как научить детей одеваться самостоятельно»

Консультация для родителей «Как научить детей одеваться самостоятельно»...

Консультация для родителей «Учим детей одеваться самостоятельно» 26.09.2023 г.

Очень многих родителей ставит в тупик ситуация, когда нужно научить ребёнка одеваться и раздеваться самостоятельно. Как сделать это, чтобы не было стресса ни у ребенка ни у мамы? Лучшим возрастом...