Консультация для родителей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Консультация для родителей "Нравственное воспитание детей в семье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditele_nravstvennoe_vospitanie.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Нравственное воспитание детей в семье»

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственных качеств.

Необходимость особого внимания к нравственному воспитанию дошкольников обусловлена тем, что оно является стержнем приобщения ребенка к культуре. Е его помощью обеспечивается овладение нормами и правилами взаимодействия с природой и окружающими людьми, а именно это и составляет суть культуры. Поэтому если ребенок активно развивается в нравственном плане, то его вхождение в мир культуры происходит значительно легче, а его трудовое, умственное, эстетическое воспитание доставляет взрослым гораздо меньше хлопот.

Однако, и родители, и педагоги испытывают наибольшие трудности именно при решении вопросов этического порядка. Особенно сложно заниматься нравственными вопросами в условиях, когда страна находится в экономическом, политическом, духовном кризисе. В стабильном обществе моральные идеалы, принципы и нормы существуют как единая целостная системы, и большинство социальных групп активно участвует в приобщении к ним новых поколений. Россия вот уже более 10 лет пребывает в состоянии поиска для себя нового пути развития. Отсюда - неустойчивость в экономике, политике, морали. В связи с этим значительно усложнился процесс нравственного воспитания детей в семье, в дошкольных и школьных учебных заведениях. Многие взрослые сами утратили моральные ориентиры и не всегда представляют себе, что, когда и как следует формировать у детей того или иного возраста в ходе их приобщения к нравственной культуре.

Учитывая сложившуюся ситуацию, родители должны четко представлять основные методологические проблемы, без решения которых эффективное нравственное воспитание детей невозможно.

I.        Первая проблема заключается в определении тех идеалов, норм и принципов, которые могут быть положены в основу нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Это соблюдение порядка, умение элементарно обслуживать себя, оказывать помощь близким людям в домашних делах, по-доброму относиться к домашним животным и растениям, быть вежливым и внимательным при общении с незнакомыми людьми и т.д.

II.        Вторая методологическая проблема - проблема перехода от воспитания, основанного на принуждении ( а следовательно, связанного с принудительными способами приобщении к моральным нормам), к такому воздействию, которое базируется на личном стремлении ребенка «быть хорошим» в глазах окружающих.

Совместными усилиями родителей и педагогов следует формировать у детей такие качества, как нормально развитая гордость, совесть, стыд, чувство долга.

       Формирование у ребенка, начиная с 2,5 - 3 лет чувства гордости, то есть представления о своих достоинствах и недостатках и одновременно характеристики уровня притязаний. Чувство гордости впервые обнаруживается у ребенка как заявление «я сам». В то же время от взрослых зависит, какой уровень гордости сформируется у ребенка: заниженный, нормально развитый или завышенный. Заниженная гордость формируется тогда, когда ребенка постоянно ругают, одергивают, предупреждают его возможные действия («Не наступи в лужу», «Обойди яму», «Не забудь поздороваться» и т.п.). Заниженная гордость означает неразвитость положительного представления о себе, неверие в свои силы, а значит, отсутствие внутреннего стимула к развитию, поскольку ребенок не видит своих достоинств, на основе которых можно совершенствоваться. Отсюда медлительность в развитии, боязнь осуждения других. Ребенок включается в деятельность не сразу, долго обдумывает предстоящие действия.

III.        Третья методологическая проблема нравственного воспитания - проблема понимания тех практических задач, которые стоят при работе с дошкольниками. Таких задач, как минимум, три.

1.         Во-первых, необходимо сформировать у ребенка вышеназванный механизм нравственного развития.

2.         Во-вторых, целесообразно обеспечить участие ребенка во всех доступных ему видах нравственного взаимодействия: с близкими людьми (родителями, родственниками), со сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми в общественных местах, самим собой, природой)

Нравственное развитие ребенка - это процесс постепенного приближения к освоению нормы в каждом из перечисленных видов отношений. Попытаемся определить нормы взаимодействия, соответствующие перечисленным типам

отклонений.

а) В отношениях с близкими людьми - умение ребенка заботиться о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь.

б) В отношениях со сверстниками - умение учитывать и принимать позицию другого, уважать чужое мнение, проявлять готовность к сотрудничеству, оказывать помощь и поддержку.

в) В отношениях с людьми в общественных местах нравственные нормы связаны с формированием у ребенка элементарного уважения к окружающим, способности спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается.

Нормальная гордость формируется тогда, когда ребенка хвалят только за его собственные достижения. Этот тип гордости означает: у ребенка сформировано активное представление о своих достоинствах и недостатках. Именно нормально развитая гордость является действенным стимулом последующего саморазвития личности.

Завышенная гордость чаще всего проявляется у ребенка в результате излишних похвал за все - начиная от успехов, достигнутых в результате собственных усилий, и кончая похвалой за модную одежду, красивую игрушку и т.п. Иногда основой завышенной гордости является особая одаренность ребенка, которую он воспринимает как превосходство над другими. Этот тип гордости - самый сложный с точки зрения развития личности, так как он либо лишает ребенка стимула к развитию, создавая в его сознании иллюзию положительного предела, либо порождает у него стремление добиваться лидерства в группе любой ценой, в том числе за счет других. Такие дети, как правило, трудно управляемы, нередко агрессивны, почти не способны к работе над собой.

Воспитание чувства стыда. Его основы закладываются в возрасте от 4 - 4,5 лет до 6 - 7 лет, а потом развиваются в течение всей жизни. Сформированность этого чувства выражается в том, что ребенок приобретает способность самостоятельно преодолевать свои недостатки под воздействием внешней негативной оценки. Правда завышенная или заниженная гордость создает значительные трудности для активизации чувства стыда.

Формирование совести, то есть умение самостоятельно оценивать свои поступки, выделяя как положительные, так и отрицательные моменты. Обычно ребенок оказывается способен к этому примерно в 5 лет, при умелом воспитательном воздействии взрослых. Формирование чувства долга перед другими и самим собой начинается примерно с 5 лет.

Чувство ответственности, то есть умение самостоятельно побуждать себя заботиться о других (начиная с 8 - 9 лет).

Отношение к самому себе (нравственное саморегулирование) возникает как результат тех требований, которые ребенок способен предъявить к собственной культуре. Здесь содержание нравственных норм включает: адекватную самооценку, сформированность совести, долга, ответственности, умения проявлять заботу о самом себе, наличие навыков самоорганизованности и самоконтроля.

 В отношениях с природой суть нравственных норм сводится к умению бережно относиться к природной среде, заботиться о ней и защищать от уничтожения.

В третьих, актуальной практической задачей нравственного воспитания дошкольников является выработка у них умения противостоять отрицательным примерам, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. Дети часто не

подозревают об отрицательном воздействии тех или иных форм поведения окружающих людей. Так, постоянно видя на экране телевизора насилие, ребенок может расценить это как нормальное явления; постоянно слыша нецензурную брань, принять ее за образец для подражания, и т.п. Эта особенность детского восприятия требует особого внимания в отношении того потока информации, с которым соприкасаются сегодня наши дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...