«Особенности формирования основ правильного питания у детей дошкольного возраста»
консультация (младшая группа) на тему

Артеменко Елена Анатольевна
В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Велика роль питания в детском возрасте, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. В связи с этим актуально формирование основ правильного питания уже в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст – самый благоприятный для воспитания у детей правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания, формирование вкусовых пристрастий, стереотипов пищевого поведения, формирование принципов правильного питания.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_pitaniya_vystupl_d-s.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности формирования основ правильного питания у детей дошкольного возраста»

      С детьми в группе мы применяем здоровьесберегающие технологии, которые используем для формирования у детей стойкой мотивации к здоровому образу жизни. Такой технологией является здоровое питание. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Велика роль питания в детском возрасте, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. В связи с этим актуально формирование основ правильного питания уже в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст – самый благоприятный для воспитания у детей правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания, формирование вкусовых пристрастий, стереотипов пищевого поведения, формирование принципов правильного питания.

      Формирование основ правильного питания ребенка – это, прежде всего овладение полезными навыками, которые помогут ему в повседневной жизни.

Культура питания в детском саду – наука, необходимая в современной жизни. Главной задачей воспитателя – научить ребёнка полезно, вкусно, красиво и аккуратно питаться. быть опрятным и вежливым.

      Культуру питания относят к гигиеническим навыкам, её значение не только выполнение за столом физиологических потребностей, но и этических норм, ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям и к тем, кто приготовил пищу. В своей работе при привитии основ культуры питания используем разнообразные формы работы. Одной из форм является дежурство. Одежда дежурного хранится в уголке дежурства. Дети старшей группы самостоятельно сервируют стол: расставляют чашки, кладут салфетки, ложки, вилки, ножи, ставят хлебницы и прибираются после приёма пищи. После окончания приёма пищи организуем уборку, при которой сочетается работа дежурных и каждого ребёнка: после еды каждый ребёнок отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая её на другие, а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол.  Кроме дежурства по данному направлению провожу тематические занятия «Путешествие в страну сказок», «Хрюша в гостях у детей», «Воспитание культурно-гигиенических навыков». Обычно занятия стараюсь превратить в увлекательное путешествие в страну сказок, в которых затронуты все стороны и принципы правильного питания.

      В нашей группе важным методом в формировании основ культуры питания является чтение познавательной художественной литературы с яркими примерами хорошего этикета, которое является источником знаний о здоровом образе жизни, помогающее детям полнее осознать, что главная ценность жизни – здоровье. Такие произведения как «Большая книга правил поведения для воспитанных детей». «Школа этикета для малышей» Чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», стихотворение «Для чего нужна посуда?», В. Осеевой «Добрая хозяюшка», С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала», С.Капутикян «Маша обедает» учат детей быть вежливыми, гостеприимными, воспитывают культуру поведения за столом и формируют культурно-гигиенические навыки, развивают кругозор, также помогают ребёнку понять, как правильно вести себя в жизненной ситуации. Разучиваю с детьми загадки, пословицы и стихи по правильному питанию про овощи и фрукты о вкусной и полезной пище, «Для чего нужна посуда?», «Мы дежурные сегодня», связанные с выполнением культурно - гигиенических правил. По данной теме провожу беседы «Мои хорошие поступки», «Как пригласить в гости», «Где живёт вежливость?» Эффективным методом формирования основ культуры питания является ситуативная беседа по сюжетным картинкам «Хорошо-плохо», «Хорошие привычки» с последующим их разбором и решением проблемных ситуаций. Ситуации культуры поведения за столом были проанализированы и закреплены в инсценировке сказок «Маша и медведь, «Три медведя». Во время обеда к детям приходят сказочные персонажи: Хрюша, Витаминка, Незнайка, доктор Айболит. Эти персонажи обращались к ребятам за помощью или просили научить тому, чего не знают, не умеют.

       Продуктивная деятельность по данной теме дает возможность интегрировать полученные знания, стимулирует развитие творческих способностей. В самостоятельной деятельности дети рисуют любимые и полезные продукты, дарят своим героям волшебный цветок вежливости, рисуют цветик - семицветик, где каждый лепесток обозначает правило

культуры  поведения.
     В своей работе
формировать практические навыки и принципы правильного питания, а также воспитывать культуру поведения за столом и соблюдать гигиенические требования помогают сюжетно-ролевые игры  «В гостях»,    «Магазин  овощей  и  фруктов»,   «Чаепитие»,  «Весёлый  повар»,                  «Семья». В дополнение к программе составили картотеку дидактических игр по культуре питания.

      Старших дошкольников увлекает совместная со взрослыми деятельность, связанная с процессом приготовления блюд. Особый восторг вызывает у детей дидактические игры «Угадай на вкус», «Что нужно для борща», «Готовим обед» «Свари компот». В ходе таких игр дети узнали, из чего приготовлено блюдо, но и о его пользе для организма, какими витаминами и полезными свойствами богаты морковь, свёкла, капуста, лук. В группе по мере возможности обновляется и пополняется демонстрационный, наглядный материал: изготовили настольные игры «Правильная тарелка», которая учит детей соблюдать основные принципы питания, помогает у дошкольников сформировать знания о содержании в продуктах белков, жиров, углеводов, витаминов и пользе продуктов в зависимости от времени суток.                                                                       Игра «Пирамида имеет три игровых поля. В ходе игры дети подбирают и классифицируют из нужного количества продуктов, что приносит их организму пользу, а что принесёт вред и те продукты, которые необходимо употреблять с осторожностью. Для полного усвоения материала, информации по данному направлению разработан иллюстрированный альбом с настольно-печатными играми: «Делаем салат. Что лишнее?», «Готовим гороховый суп. Что лишнее?», «Варим компот. Что лишнее?», «Печём торт. Что лишнее?», «Печём блины. Что лишнее?»

      Одной из важных сторон формирования основ правильного питания у детей дошкольного возраста является взаимодействие с семьей. В родительском уголке размещены рекомендации и памятки для родителей «Правила поведения за столом», «Алгоритм сервировки стола», «Поэтапная сервировка стола», «Столовый этикет». Расширить знания родителей, развивать навыки правильного питания помогают консультации по теме: «Организация питания в детском саду», «Польза овощей и фруктов для здоровья дошкольников», «Польза правильного питания»

По данной теме разработан дизайн макета-баннера «Правильно питайтесь и спортом занимайтесь!», который направлен на просвещение родителей в области здорового образа жизни, организации питания детей.

       В дальнейшем  мы  будем продолжать  работу  по воспитанию  здорового

образа  жизни  в детском  саду и  в  семьях  воспитанников,  прививать детям

практические  навыки здорового и  полезного питания,  а также  воспитывать

культуру поведения.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 32 «Журавушка» города Губкина Белгородской области

«Особенности формирования основ правильного питания у детей дошкольного возраста»

Артеменко Елена Анатольевна.,

воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32 «Журавушка»

г. Губкин

2017г.