Главные вкладки

    «Особенности использования театрализации в формирование социальных эмоций у дошкольников»
    консультация на тему

    Ермолова Евгения Владимировна

    Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы, это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей. А это того стоит!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_ermolova_ev.doc468.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Особенности использования театрализации в формирование социальных эмоций у дошкольников»

    Воспитатель I квалификационной категории

    Ермолова Евгения Владимировна

    г. Бердск 2017г.

    «Необходимо научить ребенка с детства

    волноваться чужим несчастьям,

    радоваться радостям другого,

    пробудить в восприимчивой детской душе

    эту драгоценную способность сопереживать,

    сорадоваться, сострадать...»

    К. И. Чуковский

    Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в которой особенно эффективно проявляются эмоциональные ресурсы детей, формируются основы эмоциональной культуры, развиваются доверительные отношения между ребенком и взрослым, навыки взаимодействия в обыденных и конфликтных ситуациях. Игра для ребенка не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования внешнего, взрослого мира. Через игру ребенок в опосредованной форме включается в жизнь взрослых, осваивает культуру как источник гуманизации отношений.

    Театр – один из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Театрализованная деятельность обладает огромным потенциалом развития эмоциональной сферы дошкольников. Театр для детей – это школа чувств и восприятия, школа высокой эмоциональной культуры, человеческого общения и отношений.

    Эмоциональная сторона личности – это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил (В.А. Сухомлинский).

    Театрализованные игры или игры-драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств детской личности — самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. На существование особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие психологи. Они подчеркивали, что основной смысл игры заключается в разнообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.

    Принимая участие в театрализованной игре, ребенок берет на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, и позволяет реализовывать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым проявляя и обогащая свой эмоционально-чувственный опыт. В дальнейшем, ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимися героями. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей, формировать социальные эмоции ребенка. Так же происходит усвоение различных образцов действий и поступков, что дает возможность дошкольникам не только глубже понять и узнать свой внутренний мир, но и учит делать нравственный выбор.

    Возможности театрализованной деятельности в развитии социальных эмоций дошкольников заключаются в том, что:
    • во-первых, это игровая деятельность, сущность которой связана со способностью ребенка тонко (воспринимать) чувствовать эмоциональное состояние персонажа, со способностью занимать позицию сочувствующего, сопереживающего содействующего героя или зрителя;

    • во-вторых, клеточкой театрализованной деятельности, любого ее вида (игры-драматизации, игр-этюдов, игр-импровизаций, режиссерских игр), в дошкольном возрасте становится игровой образ и его содержание, которые требуют от ребенка только внешнего перевоплощения, но и эмоционального переживания, глубокого чувственного вхождения в содержание  исполняемой роли;
    • 
    в-третьих, репродуктивность при подготовке детьми спектакля или процесс восприятия его побуждают детей к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывают у дошкольников подражательность любимым героям, их поведению, что оставляет глубокий след в эмоциональном опыте ребенка и влияет на его поведение и характер взаимодействия с окружающим миром;
    • 
    в-четвертых, театрализованная деятельность ребенка — это системный процесс, который начинается с ознакомления с литературной основой будущего спектакля, с подготовки детского восприятия, сопровождается подробным анализом сюжета и поступков героев, обсуждением стратегий их поведения, продолжается в пробах себя в избранной роли или роли понравившегося героя воспринимаемого спектакля, в осмыслении и разучивании роли, самостоятельном воплощении образа героя и замысла спектакля. Длительность и четкая этапность протекания театрализованной деятельности у дошкольников позволяет развивать у них социальные эмоции;
    • 
    в-пятых, каждый этап разворачивающейся театрализованной деятельности у дошкольников сопровождается адекватными педагогическими приемами, помогающими детям целостно воспринимать спектакль или быть его полноценными участниками.
    Возможности всегда реализуются в определенных условиях.

    Театральное искусство, является мощным средством эмоционального воздействия на сферу индивидуального сознания, а так же создает предпосылки для активной деятельности и возможности «выплеснуть» свои впечатления, выразить их в индивидуальном творчестве, так как для театрализованной деятельности характерны эмоциональные действия, которые выражаются в мимике, пантомимике, а также в «вокальной мимике».

    «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В.А.Сухомлинский).

    Способы и приемы развития социальных эмоций дошкольников в условиях театрально-игровой деятельности разнообразны: организация представлений с использованием различных видов театра, психологические упражнения, личностно ориентированное общение, упражнения-эмпатии, сюжетно-ролевые игры, игры-тренинги, упражнения- этюды, релаксационные упражнения, игры-имитации, психогимнастика, элементы групповой дискуссии, приемы саморегуляции, партнерская деятельность с педагогом, общение со сверстниками.

    Чем хороши театрализованные игры?

     Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. За что? Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

      Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

    В заключении отмечу, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разных видах искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

    Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы, это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей. А это того стоит!

    Картотека

     театрализованных игр и упражнений

    для формирования социальных эмоций у дошкольников.

    Игра «Кенгуру»

    Цель: 1.Развивать чувство сопереживания другим. 2.Корректировать агрессивные тенденции в поведении. 3.Развивать двигательную активность, способность управлять своим телом.

    На пояс детям свободно завязывают шарфик, образуя «сумку» кенгуру. В неё сажают детёныша – любимую мягкую игрушку- зверушку. По команде ведущего «кенгуру» начинают прыгать к условному месту, стараясь при этом не выронить малыша. Руками придерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые «кенгуру».

    Игра «Колечко»

    Цель:  Развивать умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

    Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко и незаметно вкладывает его кому-то из детей. Ребёнку предлагается внимательно смотреть на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил колечко. Угадавший, становится ведущим.

    Упражнение «Тренируем эмоции»

    Цель: Учить ребёнка глубже понимать чувства и настроения других.

    Детям предлагается нахмуриться, как - осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница; улыбнуться, как - кот на солнце, хитрая лиса, радостный ребёнок; позлиться, как - ребёнок, у которого отняли мороженое, котёнок на которого лает собака; отдохни, как - ребёнок, который много потрудился, уставший воин после победы.

    Этюд на выразительность жеста «Тише!»

    Цель: Учить ребёнка глубже понимать чувства и настроения других.

    Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котёнок. Они, то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» Выразительные движения. Шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх»

    Этюд на выражение удовольствия и радости «Ласка»

    Цель: Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё состояние, коррекция эмоциональной сферы ребёнка.

    Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котёнка. Котёнок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трётся головой о его руки.

    Этюд на выражение удовольствия «Вкусные конфеты»

    Цель: Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё состояние, коррекция эмоциональной сферы ребёнка.

    У девочки (мальчика) в руках коробка с конфетами. Ребёнок протягивает её по очереди детям. Они берут оп одной конфетке и благодарят, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное. Мимика. Жевательные движения, улыбка.

    Упражнение «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

    Цель: Соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

    Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):

    • Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.
    • Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
    • Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

    Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

    Упражнение «Передай улыбку по кругу»

    Цель: Выполнение группового правила, обмен переживаниями.

    Участникам группы предлагается взяться за руки, пожать их, улыбнуться соседу.

    Игра «Сижу, сижу на камушке»

    Цель: Развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику).

    Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.

    Сижу, сижу на камушке,

    Сижу на горючем,

    А кто ж меня верно любит,

    А кто ж меня сменит,

    Меня сменит-переменит,

    Еще приголубит?

    После этих слов,  любой желающий  может подойти и  погладить, сидящего в кругу, по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.

    Игра «Эмоции героев»

    Цель: Способствовать развитию эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.

    Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т. д.

    В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.

    Игра «Интонация»

    Цель: Развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.

    Ведущий вводит понятие интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой). Как вариант, можно интонационно проиграть и обсудить диалог сказочных героев.

    Игра «Рисование»

    Цель: Развитие эмпатии, творческого воображения.

    Детям дается задание — «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите каким-нибудь волшебным средством понимания». Рисование проводится под тихую, спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами. Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. В качестве жюри можно пригласить детей из другой группы. Победителю вручается картонная медаль-смайлик.

    Упражнение «Картина двух художников»

    Цель: Умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, развитие эмпатии.

    Парами, не договариваясь, держась вдвоем за один карандаш нарисовать любую картину: кошку, домик, елку и т.д.

    Игра «Окажи внимание другому»

    Цель: Формирование умения выражать свое положительное отношение к другим, оказывать и принимать знаки внимания.

    Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь положительное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я...» (повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я...»)

    Упражнение «Да»

    Цель: Совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.

    Группа разбивается на пары. Один из участников произносит фразу, выражающую его состояние, настроение или ощущения. Второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например: «Странно, но я заметила за собой, что когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков». Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа «да».

    Список литературы:

    1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.

    2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990.

    3. Бачанин В.А. Психология. Энциклопедический словарь. – М.. 2005

    4. Гайворонская, Т.А., Деркунская, В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности / Т.А Гайворонская — М.: Центр педагогического образования, 2007.

    5.Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности //Ребенок в детском саду. – 2001. — №2.

    6. Игры-драматизации//Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1983.

    7. Маханева М.Театрализованная деятельность дошкольников//Дошк.восп.–1999.- №11.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по формированию базовых эмоций у дошкольников (цикл занятий)

    В данной программе предложена серия занятий, направленных на интенсивную коррекцию  отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы у детей 3-5 лет.Цель программы: научить ребенка понимать собст...

    Творческая презентация «Формирование социальных качеств у дошкольников в процессе совместной деятельности в творческой «мастерской»

    Материал о формировании социальных качеств у дошкольников в процессе совместной творческой деятельности в "мастерсткой"...

    Формирование социальных компетенций у дошкольников (сборник игр и упражнений)

    Игры и упражнения на формирования навыков                  адаптации к образовательному учреждению...

    Развитие социальных эмоций у дошкольников

    Статья о современных принципах развития социальных эмоций детей дошкольного возраста...

    ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДОШКОЛЬНИК БЕЛОГОРЬЯ»

    Современная система дошкольного образования ориентирована на полноценное развитие личности каждого ребенка. Нынешние жизненные темпы требуют формирования социально активной личности. Постоянно повышаю...

    Роль совместной деятельности в формировании социальной компетентности у старших дошкольников

    В данной статье рассматриваются актуальные проблемы дошкольного воспитания - роль совместной деятельностив со сверстниками  в формировании социальной компетентности детей старшего дошкольного воз...