Запоминай играя
методическая разработка на тему

Аль Рифаи Екатерина Владимировна

Игры для детей на развитие памяти

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon развиваем память29 КБ

Предварительный просмотр:

Запоминай играя

    Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Малыши ещё не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включён в активную деятельность. Именно поэтому новые знания должны иметь для ребёнка какое-то значение, быть частью игры. Приёмы запоминания и припоминания ребёнок не изобретает сам, их организует взрослый. В дошкольный период память развивается очень быстро, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации.

Элементы произвольной памяти проявляются у ребёнка к концу дошкольного детства в тех ситуациях, когда малыш ставит перед собой задачу запомнить и вспомнить. Это желание надо всячески поощрять, учить ребёнка запоминанию с помощью игр и упражнений.

Как развивать память у ребёнка?

     Как только малыш произнёс первые слова, с ним можно обсуждать всё, что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что кушали на завтрак, с какими игрушками возились в песочнице.

Сначала, конечно, перечислять всё это будут взрослые, но  постепенно ребёнок присоединиться к игре. Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов – всё это помимо общего развития прекрасно развивает память. Особое внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за сюжетом, пропуская подробности и описание персонажей, явлений, поэтому читать им одну и ту же сказку, стишок, рассказ придётся неоднократно. Затем можно задавать вопрос о прочитанном: что происходило в сказке? Кто что делал? Кто как выглядел? Что плохо, что хорошо? К 4-5  годам задачу можно усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы.

Игры для развития памяти

    Память прекрасно развивает игра «Чего не стало?». На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребёнок внимательно смотрит на них 1-2 минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребёнка – вспомнить, какого предмета не хватает. Эта игра имеет и другой вариант. Ребёнку надо запомнить месторасположение игрушки среди других, а после того как взрослый за ширмой нарушит этот порядок, вернуть её на прежнее место.

Возможна и обратная версия – игра «Кто к нам пришёл?», когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов за ширмой.

Ещё одна игра на запоминание – «Ящик». Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается. В одну из них на глазах у ребёнка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ребёнку предлагают найти предмет.

Слуховую память дошкольников развивает игра «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получится 10 пар, например: еда- ложка, окно – дверь, лицо – нос. Эти слова читаются ребёнку 3 раза, причём пары интонационно выделяются. Через некоторое время ребёнку повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить.