РОДИТЕЛЯМ О ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
консультация на тему

Медведенко Татьяна Леонидовна

В последнее время в воспитании детей ученые предлагают педагогам обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол. В связи с этим разработана новая технология воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста. Что родители должны знать о гендерном воспитании?

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЯМhttp://infomcom.ru/wp-content/uploads/2012/11/obshhenie-s-ramkoy.jpg

О ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

В последнее время в воспитании детей ученые предлагают педагогам обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол. В связи с этим разработана новая технология воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста.

Гендер (англ. gender – род) – социальный пол, социально детермированные роли, идентичности и сферы деятельности женщин и мужчин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится. Ребенок понимает, что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом.

В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами. Дети начинают понимать, что эта принадлежность к полу не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:

• От отношения родителей к ребенку,

• От характера родительских установок,

• От привязанности матери к ребенку,

• От привязанности ребенка к матери,

• От воспитания в общественных дошкольных учреждениях.

К чему же приводит отсутствие у детей специфических черт, характерных для пола.

Мальчики часто лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности.

Девочки порой лишены нежности, скромности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

В настоящее время в дошкольных и школьных образовательных учреждениях образование строится по принципу равенства полов. В итоге это способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Это замечательно. Но с другой стороны,

развитие мальчиков и девочек протекает по-разному. И в воспитании и обучение это, конечно, следует учитывать.

В настоящее время учеными накоплен ряд интересных фактов о половом различии: 1) в здоровье ,2) в моторике, 3) в развитии зрительной системы, 4) в речевых способностях детей.

Причиной этих различий являются как биологические, так и социальные факторы.

Как видите, в семейном воспитании надо учитывать и применять дифференцированные формы воспитания девочек и мальчиков с учетом их различий.

Компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания зависит от их систематического и целенаправленного самообразования и саморазвития.

Предметы домашнего окружения в роли игрушек

Игра –это потребность растущего человека, и ее следует удовлетворять, иначе дети будут стремиться заполнить образовавшийся вакуум сами.

В данной консультации рассказывается о том, как организовать знакомство с частью дома или квартиры и что там может быть интересного и полезного для развития малыша.

Сделайте свою квартиру безопасной, но интересной для ребёнка. Посмотрите на мир его глазами и решите, что ему интересно и полезно обследовать.

Комната полна загадочных вещей. В шкафу лежит коробка со швейными принадлежностями, которую нельзя трогать, в углу стоит телевизор, рядом музыкальный центр и т.д. – всего не перечислишь.

Что можно дать ребёнку и как это можно использовать для его развития?

Кусочки ткани разной фактуры (шелк, вельвет и т.д.). Сложите все в отдельную коробку. Пусть малыш открывает ее, достает рассматривает, ощупывает содержимое.

Катушка из-под ниток. Самые хорошие катушки – деревянные, если они еще у вас сохранились. Их можно нанизать на шнур и сделать бусы. Если таких катушек нет, подойдут пластиковые и картонные. И те и другие можно покрасить в разные цвета.

Книги и журналы. Детям нравится рассматривать не только свои книги, но и журналы взрослых. Вместе их рассматривайте, выделяйте объекты, знакомые ребенку: собака, машина, дом и т.д.

• Аквариум. Если у вас есть дома аквариум, привлеките внимание ребенка к ярким цветным рыбкам и их передвижениями. Поставьте недалеко от аквариума маленький стульчик. Возможно, он напомнит ребенку, что можно сесть и понаблюдать за рыбками самому.

• Телефон. Все дети проявляют постоянный интерес к телефону. Если им предлагают игрушечный телефон или даже настоящий, но не работающий, они не соглашаются с этой заменой. Дайте малышу послушать гудки или речь в настоящем телефоне. Для этого сядьте вместе с ребенком на пол на коврик или одеяло, поставьте аппарат, позвоните бабушке и попросите поговорить с ребенком.

Домик под столом. Очень хорош для этого письменный стол, но подойдёт и любой другой. Двери можно сделать из диванной подушки. Возможно, вы решили, что это не дом, а гараж или теремок – все зависит от вашей фантазии и интересов малыша.

Шкафы и тумбочки. Выделите своему ребенку место в шкафу или тумбочке, куда вы вместе с ребенком будете складывать игрушки и откуда он сам сможет их достать. Еще несколько отделений с неопасными вещами, например с одеждой, малыш тоже может ее обследовать.

Магнитофон. В продаже есть записи детских песенок, классических мелодий, переработанных для детей, народные песни и многое другое. Есть записи, воспроизводящие разные звуки природы. Вы можете создать свою фонотеку. Запишите голоса взрослых членов семьи, самого ребёнка, дайте ему послушать и спросите, узнал ли он, кто это говорит или поёт. Совершайте под музыку разные движения, в зависимости от характера музыки: маршируйте, танцуйте, укачивайте куклу.

Альбом с фотографиями. Рассматривайте вместе с малышом, называйте тех, кто там изображён, составляйте с ним короткие рассказы. Просите малыша показать пальчиком того, о ком вы говорите, и назвать его. Если ребёнок перед сном с трудом успокаивается, такая совместная игра – беседа поможет ему приготовиться ко сну.

Вы с ребёнком совершите много разных удивительных открытий. Маленький человечек поможет вам увидеть мир, сверкающий чудесными красками.

Как помочь ребенку узнать свой пол

Мальчики и девочки – это не только куклы и машинки, капризы и драки, пятерки или замечания в дневниках. Миры мальчиков и девочек чем-то похожи, но в чём-то отличаются.

Мы, взрослые, тоже из этих миров, но, пожалуй, во многом утратили способность видеть, слышать, чувствовать так, как это было в детстве.

Чтобы понимать своих детей, важно помнить, что перед нами не просто ребенок, а мальчик или девочка. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Как помочь нашим детям стать непохожими друг на друга мужчинами и женщинами и чувствовать себя на своем месте?

Как исправить влияние общественного мнения, утверждающего, что в современном мире «девочки и мальчики равны»?

Девочки и мальчики.

С самого рождения начиная с первых месяцев жизни мальчики обладают более изменчивым настроением, их труднее успокоить.

Новорожденные девочки более стабильны в эмоциональном отношении, они улыбаются и подают голос раньше мальчиков.

Мальчики растут более подвижными, выносливыми, агрессивными и проявляют свой гнев более ярко.

У девочек высока восприимчивость к эмоциональному настрою окружающих. Так они чаще новорожденных мальчиков «отвечают» на плач другого ребенка. Маленькие девочки начинают говорить раньше и более складно.

Мальчики играют все вместе, они ценят дух соревнования и любят потасовки.

Начиная с двухлетнего возраста, девочки играют в небольших группах, они ценят интимность обстановки, сотрудничество, отчуждение.

Нужно ли воспитывать мальчиков и девочек одинаково?

Это в любом случае невозможно. Какими бы то ни были наши намерения и наши представления о равенстве полов, мы обращаемся с мальчиком и с девочкой по-разному (произносим разные слова, используем разные жесты). Мы интуитивно чувствуем: их психика различается. Но так получается не у всех родителей и не всегда просто потому, что в воспитании очень сильны наши проекции (бессознательные страхи и тревоги) и собственные нарциссические переживания.

Нередко чувства, направленные на ребенка, вытесняют ощущения собственного дискомфорта. Родители, например, чаще ругают активных, подвижных мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям всего по два года.

Но такое поведение взрослых влияет и расхожее представление и женской и мужской ролях в обществе. Оно настолько запечатлелось в сознании многих поколений, что проявляется в поведении помимо нашей воли.

Какие правила применимы к обоим полам?

Дети должны усвоить общие для всех людей ценности, табу, нормы поведения и отношений между людьми, составляющие основу жизни в любом обществе: уважение к себе и к другим, умение делать выбор и нести ответственность за него, толерантность, милосердие… Эти жизненные ценности не имеют гендерных особенностей.

Что стоит позаимствовать из воспитания в стиле «унисекс»?

Мальчиков и девочек можно и нужно ставить в равное положение во всем, что касается выполнения домашних обязанностей: это поможет ребенку со временем стать самодостаточным взрослым.

Чем больше у него будет привычных умений и бытовых навыков, тем легче ему будет жить дальше.

Родители должны дать понять мальчику, что его мужественность не пострадает от того, вымоет посуду, а девочке - что она не перестанет быть женственной, если сумеет вбить в стену гвоздь.

Родителям следует понять, и тогда они смогут это донести до своих детей, что мужчина может жить в согласии со своей женской составляющей, не отказываясь от мужественности, а женщина может быть вполне женственной, принимая свои мужские черты. И никто при этом не утратить (мужской иди женской) привлекательности. И конечно, для всех детей важен навык внимательного, открытого и инициативного общения.

Почему у мальчиков и девочек разный стиль мышления, выражения эмоций?

За этими различия – длительная эволюция мужского и женского пола, разные механизмы организации мозга, а, следовательно, и психики.

У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки.

У девочек примерно на шесть лет раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление.

Именно поэтому они легче усваивают алгоритмы и правила, любят задания на повторения, много и с удовольствием говорят.

Мальчики младше девочек-ровесниц по биологическому возрасту. У них позже развиваются лобные доли мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль за своим поведением.

Именно поэтому мальчикам труднее выполнять сложные (многоэтапные) поручения взрослых. Они не терпят однообразия, не сидят на месте, но лучше выполняют задания на сообразительность.

Новую информацию они анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного), девочки – с помощью левого.

Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.

Барби, помада, розовое платье –почему девочки это любят?

В возрасте от двух до шести лет девочка начинает ощущать с вою принадлежность к женскому полу, свою женственность. И даже если нам не всегда нравится жеманство, важно поддерживать стремление «ощутить себя женщиной», позволить ей изучать различные аспекты привлекательности, платья, украшения. Этo  касается и кукол: общество и культурная среда демонстрирует обладающих половыми признаками персонажей, которые помогают детям определять свою половую идентичность. Отказывать ребенку в познании их неразумно.

Если мальчики играют в войну, не вырастут ли они агрессивными?

Игра в войну (бег, крики, потасовки) помогает маленькому мальчику разрядить накопившуюся энергию. В игре он развивается физически, учится регулировать свою силу.

Эти игры могут принести вред, если дети играют « в войну бандитских группировок» или копируют «бои без правил» из фильмов. В этот момент они учатся решать свои проблемы не словами, а недозволенными приемами и ударами.

Проявлять свою агрессивность девочки и мальчики начинают одновременно. Некоторые психоаналитики считают, что фаллическое начало делает поведение мальчиков активным и вызывающим.

Девочки, чьи половые органы «внутри» более склонны к самонаблюдению и пассивности.

Эти психологические различия, обусловленные половой принадлежностью, подкрепляются культурными представлениями, которые одобряют дух соревнования у мальчиков.

Биологи, со своей стороны, подчеркивают важность мужского гормона тестостерона, который стимулирует мужскую агрессивность. Запрещать драки и споры во имя принципа ненасилия – значит подавлять их естественные потребности.

Лучшее, что родители могут сделать, признать реальность переживаний своего ребенка, помочь ему назвать их: «Ты сердишься, тебе хочется стукнуть этого Васю…» и учить сына выражать свои чувства позитивно.

Не стоит пугаться его агрессии и злиться, иначе ребенку в результате придется справляться с двойной агрессией – своей и родительской.

Могут ли занятия танцами повлиять на сексуальную ориентацию мальчика?

Мальчики становятся гомосексуалистами не потому, что в детстве им не нравилось играть в куклы или заниматься танцами. Гомосексуальность формируется в силу других причин, которые мало зависят от стиля воспитания.

Гомосексуализм нередко связан с тем символическим местом, которое отец или мать ребенка занимает в семье.

Возможно, сын видит, как отец смотрит на маму и пытается её копировать, потому что ему не хватает общения с отцом. Таким образом он пытается обратить на себя его внимание.

Если родители отправляют сына заниматься танцами, а дочку на занятия боксом, потому что считают, что это хороший способ развить грацию движений у одного и физическую сноровку другой, то почему бы и нет?

Такой выбор может быть рискованным только в том случае, если на месте своего сына или дочери родители бессознательно желают видеть ребенка другого пола.

Оцените разницу…

Мальчик готов отвечать на любой вопрос, лишь бы не произнести: «Не знаю!»

Девочка, не зная ответа на вопрос, прямо скажет об этом.

Мальчику важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному» Девочки легче усваивают алгоритмы и правила и лучше обучаются последовательно «от простого к сложному»

Мальчики обычно не следят за мимикой взрослого (правильно ли я отвечаю?), но чутко реагируют на его состояние: если взрослый спокоен, доброжелателен, мальчику легче заниматься.

Девочкам общение со взрослыми важнее знаний: на занятиях она смотрит на него, ловит нюансы его мимики и подстраивается к нему.

Мальчики с некоторым трудом воспринимают язык большинства учебников.

Девочки быстрее схватывают новый материал, раньше начинают читать, легче учит грамматику.

Мальчики опираются на «дальнее зрение», поэтому любит догонялки, бросать предметы в цель, охотно расширяет свое пространство по вертикали: лазает по деревьям.

У девочек более развиты «ближнее зрение» и мелкая моторика, поэтому они любят небольшие игрушки. Играть и заниматься им комфортнее в ограниченном пространстве.

Чтобы поддержать мальчика, скажите: «Задание очень сложное, но ты справишься»

Чтобы поддержать девочку, скажите: «Задание не очень сложное, ты уже такое делала»