Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников
консультация (подготовительная группа)

Бабасева Алла Васильевна

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

Консультация для родителей на тему: Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников.

Консультация для родителей на тему:Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников (презентация).

Буклет для родителей на тему:Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников.

Консультация для родителей на тему: Последовательное объяснение заданий детям  5-6 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-эмоциональное развитие:

Ребёнок 6-7 лет уверенно владеет культурой самообслуживания. Дошкольник может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены, определяет состояние своего здоровья, а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приёма пищи; одевается в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно. Старший дошкольник уже может объяснить ребёнку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий), и готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать её, обратиться к взрослому за помощью) в подобных ситуациях.

Мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет расширяется. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. Общая самооценка детей представляет собой положительное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения – в общении они стремятся проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.

Игровая деятельность:

Дети седьмого года жизни в сюжетно-ролевых играх начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие значимые жизненные ситуации. Для детей характерно включение несколько сюжетных линий в одну, на основе увиденного и услышанного. Дети самостоятельно распределяют роли и задают правила действия игры. Часто дошкольники 6-7 лет применяют образы героев из окружающей среды, литературных произведений, изобразительной деятельности.

Общая моторика:

Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками. В этом возрасте они овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега при точной координации движений рук и ног; могут выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении, способны чётко метать различные предметы в цель. В силу накопленного двигательного опыта и достаточно развитых физических качеств дошкольник этого возраста часто переоценивает свои возможности, совершает необдуманные физические действия.

Художественно-эстетическое развитие:

Основная задача ребенка данного возраста – это научиться рисовать человека детально, пропорционально. Учиться добавлять украшение к одежде человека. В подготовительной к школе группе дети продолжают осваивать конструирование из природного материала. На прогулке дети практически осваивают постройки из песка, веточек и листьев деревьев, цветов. В процессе конструирования детям необходимо включать фигуры людей и животных в различных условиях.

Дети осваивают сложные формы сложения из листа бумаги, вырезания из бумаги, учатся придумывать собственные изображения.

Психическое развитие:

У детей 6-7 лет развивается образное мышление, но затруднено воспроизведение метрических отношений (дети не могут с точностью воспроизвести положение точек на бумаге согласно образцу). Дошкольники используют навыки обобщения и рассуждения, но ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, но по сравнению со старшей группой происходит снижение развития воображения в связи со средствами массовой информации. Продолжает развиваться внимание, оно становится более сосредоточенным и достигает 30 минут.

Развивается речь, её звуковая сторона, грамматический строй речи, лексика, связная речь. У детей развивается диалогическая и монологическая речь.

C:\Users\Adminn\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\шашки.jpg



Предварительный просмотр:

(Слайд 1)

Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников.

     В настоящее время в дошкольных учреждениях в группах общеразвивающей направленности наблюдается резкое увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии, особенно заметен рост числа детей с недостатками звукопроизношения.

Нарушение речи, вы родители, можете заметить на ранних этапах речевого развития ребенка, но как правило, «первый звоночек» о нарушении речи ребенка родители замечают достаточно поздно.

Сегодня я сообщу вам о профилактике нарушений звукопроизношения у дошкольников младшего, среднего и старшего возраста, то есть то, что вы можете сделать, чтобы нарушение звукопроизношения не возникло или преодолеть его полностью.

(Слайд 2)

 Мозг человека устроен таким образом, что в коре головного мозга имеются два речевых центра – это центр Брока и центр Вернике.

 Центр Вернике расположен в височной доли головного мозга и отвечает за понимание речи – это слуховой центр, при его повреждении человек перестает понимать речь окружающих.

Центр Брока расположен в нижней лобной доли коры головного мозга отвечает за воспроизведение речи. Этот участок коры, управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей.

Если один из центров нарушается, то у ребенка проявляются нарушения звукопроизношения. Нарушены центры могут быть вследствие следующих факторов:

(Слайд 3)

   Внутриутробные

  • наследственные(генные и хромосомные заболевания);
  • гипоксические (внутриутробная гипоксия-кислородное голодание)  может замедлиться созревание клеток коры головного мозга (задержка речевого развития), мама редко гуляет на свежем воздухе.
  • травматические (внутричерепные кровоизлияния).
  • биологические (влияние вирусов, бактерий, простейших) .
  • заболевания матери во время беременности (острые и хронические). Острые заболевания могут приводить к внутренним поражениям мозговых структур.
  • химические факторы (бесконтрольный прием лекарственных препаратов, влияние алкоголя, никотина, наркотических препаратов, экологическое состояние окр среды, авитаминоз, поражается речевые центры ребенка и центральную нервную систему.
  • радиоактивное облучение;
  • иммунологическая несовместимость (резус-конфликт);
  • социально-психологические- затяжные стрессы могут привести в будущем к психосоматической ослабленности ребёнка.

(Слайд 4)

     В момент родов на плод воздействуют следующие факторы:

  • асфиксия (кислородное голодание плода в момент родов);
  • травматические (родовая травма-повреждение новорожденного.

Если данные факторы присутствовали во внутриутробном и раннем развитии ребенка, то необходимо сотрудничать с врачами – педиатром и неврологом. Бывают ситуации, что родителей не оповестили о том, что у ребенка было защемление шейного отдела при извлечении младенца. Вы как родитель, должны знать, что наблюдение ребенка у врача-невролога должно сопровождаться до 7 лет, а не только в первые 3 года жизни.

Многие родители считают, что правильное звукопроизношение является основным показателем речевого развития, но это мнение ошибочно. До 3-х лет отсутствие или неправильное произношение многих звуков является возрастной нормой, и заниматься постановкой звуков позднего онтогенеза таких как [л], [р] в данный период не следует.

Гораздо более важным показателем, является для 3-х летнего ребенка умение говорить фразами. Отсутствие фразовой речи после 2-х лет говорит о задержке речевого развития, а отсутствие фразы в 3 года – о грубых нарушениях общего развития.

Родители должны придерживаться основных правил, для формирования правильного звукопроизношения ребенка:

(Слайд 5)

  • Не разрешать ребёнку 2-х лет сосать соску, это приводит к тому, что у детей развивается готическое нёбо, которое усложняет процесс формирования звукопроизношения.
  • С 1,5 лет,  отказаться от пюре, которые самопроизвольно вливаются в рот ребенка. Малышу необходимо давать пюре, водичку, каши из ложечки (для того, чтобы ребенок смог самостоятельно производить захват предмета губами – это необходимо для губно-губных звуков (м, мь, п, пь, б, бь,) и вырабатывался глотательный рефлекс – для заднеязычных звуков к, кь, г, гь, х, хь). С 2 до 7 лет учить ребенка откусывать яблоко, пережевывать его и глотать.
  • Быстрая речь не приемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называйте предметы правильно, используя как взрослые, так и детские слова: Вот машина – би-би. Не позволяйте малышу говорить быстро. Ваша речь должна быть для ребенка образцом.
  • Жесты дополняют нашу речь. Но если ребенок вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребенка, тем дольше он будет молчать.
  • Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто) изображен на них, пусть малыш отвечает на вопросы: Где? Кто? Какой? Что делает? Какого цвета? Какой формы? Ставьте вопросы перед ребенком.

Леворукость – не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию.

 (Слайд 6)

Для ребенка необходимо сформировать правильную речевую среду.

  • говорить с ребенком следует не спеша, четко произнося звуки и слова;
  •  вредно слушать постоянно включенный телевизор;
  •  нельзя с умилением произносить за ребёнком неправильно произносимые им слова.

Совершенствовать звукопроизношение необходимо через:

  •  чтение художественной литературы с обязательным объяснением всех непонятных слов и фраз;
  •  заучивание различных загадок, стихов, скороговорок .

(Слайд 7)

Правильное звукопроизношение для всех возрастов складывается из:

  • хорошо развитого слухового восприятия и фонематического слуха (звуков речи людей);
  • нормального речевого дыхания;
  • развитой артикуляционной и мелкой моторики.

(Слайд 8)

Развитие слухового внимания и фонематического (речевого)слуха от 2 до 7 лет.

1. Узнавание неречевых звуков – игры со звучащими игрушками, баночки-шумелочки;

2. Игры, направленные на восприятие ритма (отстукивание, отхлопывание количества стуков);

3. Различение одинаковых по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игры «Три медведя», «Как семья разговаривает»;

4. Различение близких по звуковому составу слов (суп – зуб, коза – коса, рак – лак).

(Слайд 9-15)

(Слайд 16, 17) Развитие речевого дыхания от 2 до 7 лет

    Неправильное речевое дыхание нередко является причиной ряда речевых нарушений. Например, нарушения плавности речи, когда ребенок нерационально использует выдох воздуха и вынужден добирать его в середине фразы и даже слова, проглатывание окончаний и т. д. Из-за неправильного речевого выдоха может происходить позднее или неправильное освоение некоторых звуков. Так у некоторых детей даже старшего дошкольного возраста может отсутствовать звук [Р] или сформироваться его горловое произношение лишь потому, что ребенок не может произвести целенаправленный достаточно сильный и продолжительный выдох, который необходим для вибрации кончика языка при произнесении этого звука.

Для формирования правильного речевого выдоха уже с  детьми раннего возраста необходимо проводить подготовительную работу – учить их производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи, вдох и плавно, бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточно сильный выдох. Полезно ежедневно выполнять с детьми различные дыхательные упражнения и игры, которые можно подобрать из предложенных ниже, в зависимости от уровня и качества развития их речевого дыхания. Время выполнения этих упражнений от 3 до 6 минут, в зависимости от возраста.

(Слайд 18)

Ослабленный вдох и выдох это, как следствие:

  • тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз;
  • нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз;
  • произнесение фраз на вдохе – судорожной, нечеткой речи;
  • неравномерный выдох – речь то громкая, то тихая.

Игры направленные на удлинение, развитие силы и плавности воздушной струи: - игра на детских духовых музыкальных инструментах; надувание «мыльных пузырей», «дутье на кораблики», надувание воздушных шариков, «буря в стакане воды», упрямая свеча, перышки, снежинки.

Внимание: дуть не в щеки, но следить чтобы голова не закружилась. Проводить систематически, 2-3 минуты.

(Слайд 19, 20)

Развитие артикуляционного аппарата от 2 до 7 лет

Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения всех, звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым движением, чтобы воспитатель мог контролировать его качество, а ребенок — ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т. е. для достижения конечного результата используется зрительный контроль. После того как ребенок научится выполнять движение, зеркало убирают и функции контроля берут на себя его собственные кинестетические ощущения (ощущения движений и положений органов артикуляционного аппарата). С помощью наводящих вопросов воспитателя малыш определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий) и т. д. Это дает детям возможность делать свои первые «открытия», вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы – «Качели», движения узкого кончика языка то к левому, то к правому углу рта – «Часики» и т. п.) и подбирается картинка-образ (образ — наглядное представление о чем-либо. В данном случае картинка служит образцом для подражания предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики). Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, движения органов артикуляции уточнялись  и совершенствовались.

Артикуляционные упражнения позволяют закрепить необходимое положение языка для определённого звука. В нашем детском саду, в каждой группе у воспитателя, имеется комплекс артикуляционных упражнений для каждого звука. Воспитатели каждый день проводят артикуляционную гимнастику с детьми.

(Слайд 21)

Но в настоящее время педагоги и учителя-логопеды столкнулись со сложной проблемой – быстро разрушающий кариес зубной эмали у детей. Кариес разрушает зубы не от корневой части (как до недавнего момента наблюдалось у детей), а от окончания коронки (места пережевывания пищи). Вследствие этого, к 5 годам у детей вместо зубов остаются маленькие корневища. Так как для языка нет преграды – зубов, у детей 5-7 лет наблюдаются грубые нарушения таких звуков, как [с, сь, з, зь, ц, л, ль, р, рь и др.]. Дети начинают заменять один звук на другой. Потеря зубов в раннем возрасте приводит к частым головным болям, нервозам, гипервозбудимости, так как у ребенка происходит защемление челюстного нерва. И артикуляционная гимнастика, а порой и занятия с учителем-логопедом не даст в данном случае видимых результатов. Поэтому, посещать стоматолога необходимо детям дошкольного возраста, не реже, чем 1 раз в 3 месяца.

(Слайд 22)

У некоторых детей, есть особенность развития подъязычной связки, она бывает укороченной, поэтому необходимо проконсультироваться с детским хирургом.

(Слайд 23)

Развитие пальчиковой гимнастики

Что касается мелкой моторики, то она развивается в ходе выполнения действий по самообслуживанию (застегиванию и расстегиванию пуговиц), занятий лепкой и рисованием, также можно найти целые сборники пальчиковых игр, специальные пособия (шнуровки) и многое другое.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков говорит о том, что мелкая моторика недостаточно развита. Развитие мелкой моторики важно для всех детей без исключения, но если у ребенка наблюдается повышенный или, наоборот, пониженный мышечный тонус, с ним нужно заниматься обязательно.

Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка. Объясняется это просто: речевая и пальчиковая зоны в коре головного мозга человека находятся в непосредственной близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию.

Это необходимо при работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, а также в случаях, когда речевое развитие нарушено.

Мозаика. И чем мельче, тем лучше. Желательно, чтобы ребенок складывал буквы или фигуры под вашим присмотром.

Пластилин или соленое тесто. В доме, где есть ребенок, коробочка с этим разноцветным материалом должна быть обязательно. Пусть лепит что угодно: начиная с простого – катает колбаски, шарики, и далее разнообразные фигуры. Так ребенок благодаря пластилину или соленому тесту будет массировать точки на пальцах и ладонях.

Трафареты – геометрические фигуры, а так же различные фигуры животных и предметов окружающего мира из тонкого картона или пластмассы. Ребенок с Вашей помощью или без нее должен водить пальцем по краям лежащей на столе фигуры или обводить карандашом по внутреннему краю фигуры на трафарете. Так приучают чувствовать фиксированную линию.

Пазлы. Начинайте знакомить ребенка с простейшими – покрупнее. Когда освоится, переходите к тем, что помельче, посложнее.

Шершавая поверхность – ребенку очень полезно двигать ладошкой по жесткой бумаге, ситечку, камню. Закрыв глаза можно усилить тактильные ощущения. 

Необходимо выполнять действия по самообслуживанию (застегиванию и расстегиванию пуговиц), занятий лепкой и рисованием, также можно найти целые сборники пальчиковых игр, специальные пособия (шнуровки) и многое другое.

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит освоение навыков письма.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников (консультация для родителей) Выполнила: Алла Васильевна Бабасева , учитель-логопед г. Новосибирск, 2019г.

Слайд 2

Речевые центры коры головного мозга Отвечает за понимание речи – это слуховой центр. Отвечает за воспроизведение речи.

Слайд 3

Факторы нарушения речи у детей (во внутриутробный период) Наследственные (генные и хромосомные заболевания) Гипоксические (мама редко гуляет на свежем воздухе) Травматические (внутричерепные кровоизлияния) Биологические (влияние вирусов, бактерий, простейших) Заболевания матери во время беременности (острые и хронические). Химические факторы (бесконтрольный прием лекарственных препаратов, влияние алкоголя, никотина, наркотических препаратов) Иммунологическая несовместимость (резус-конфликт матери и ребенка) Социально-психологические (затяжные стрессы)

Слайд 4

Факторы нарушения речи у детей (в момент родов) Асфиксия (кислородное голодание плода в момент родов) Травматические (родовая травма-повреждение новорожденного)

Слайд 5

Правила формирования правильного звукопроизношения у детей 2-7 лет родителями: Не разрешать ребёнку 2-х лет сосать соску. С 1,5 лет, отказаться от пюре, которые самопроизвольно вливаются в рот ребенка. Быстрая речь не приемлема в разговоре с ребенком. Жесты дополняют нашу речь. Но если ребенок вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка , прекрасное пособие для развития речи.

Слайд 6

Организация правильной речевой среды говорить с ребенком следует не спеша, четко произнося звуки и слова; вредно слушать постоянно включенный телевизор; нельзя с умилением произносить за ребёнком неправильно произносимые им слова. Совершенствовать звукопроизношение необходимо через: чтение художественной литературы с обязательным объяснением всех непонятных слов и фраз; заучивание различных загадок, стихов, скороговорок .

Слайд 7

Правильное звукопроизношение для всех возрастов складывается из: хорошо развитого слухового восприятия и фонематического слуха (звуков речи людей); нормального речевого дыхания; развитой артикуляционной и мелкой моторики.

Слайд 8

Развитие слухового внимания, фонематического (речевого) слуха от 2 до 7 лет Слуховое внимание - способность различать на слух звучание разных предметов, определять место и направление звука. Фонематический (речевой слух) -это способность человека точно воспринимать все стороны звучащей речи.

Слайд 9

Игры по развитию слухового внимания и фонематического слуха для детей от 2 до 3 лет Игры на узнавание и различение звуков окружающего мира и специально производимых взрослыми. Сначала проводятся игры на узнавание неречевых звуков, а затем речевых. «Кто услышит больше звуков? » «Что звучало?»

Слайд 10

Игры по развитию фонематического слуха у детей от 3 до 4 лет Игры по развитию слухового восприятия на материале неречевых звуков: повторять игры, которые проводились с детьми от 2 до 3 лет. Игры по развитию фонематического (речевого) слуха производится на материале речевых звуков.__________________________________ Знакомство с понятием «звук» и органами артикуляционного аппарата. А-а-а… О-о-о… СЛОВА ГУБЫ ЗУБЫ ЯЗЫК

Слайд 11

Игра «Поймай звук». Взрослый и ребенок договариваются, какой звук будут «ловить». Например, звук [ А ]. И предлагается ряд изолированных звуков: [У, А , А , О, И, А , М, К, А ]. Хлопнуть в ладоши Поднять руку ЭКРАН

Слайд 12

Различение согласных звуков. [C] , [ С ] , [ С ] [ З ] , [ З ] , [ З ] [ В ] , [ В ] , [ В ] [ Ф ] , [ Ф ] , [ Ф ] [ Д ] , [ Д ] , [ Д ] [ К ] , [ К ] , [ К ]

Слайд 13

Игры по развитию фонематического (речевого) слуха и первоначальных навыков звукового анализа у детей от 4 лет и старше Игры на усвоение понятия «ряда» на примере персонажей сказки «Репка» и построений игрушек и детей в ряд.

Слайд 14

Игры на знакомство с понятием «звук», «слово». Выделение первого гласного звука в словах [ А ] - АНЯ АИСТ [ О ] – ОЛЯ ОСЛИК

Слайд 15

выделение согласных звуков из конца слов КО [ Т ] ДО [ М ] слог + картинка: соединить картинку со слогом, на который начинается ее название

Слайд 16

игра на детских духовых музыкальных инструментах; пускание мыльных пузырей, надувание воздушных шариков. Развитие речевого дыхания Игры на формирование сильного целенаправленного выдоха

Слайд 17

дутье вверх, не давая упасть воздушному шарику, кусочку ваты, дутье на ветродуй ; игры типа «Загнать мяч в ворота» - вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик – «мячик», загоняя его в «ворота».

Слайд 18

Ослабленный вдох и выдох это, как следствие: тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз; нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз; произнесение фраз на вдохе – судорожной, нечеткой речи; неравномерный выдох – речь то громкая, то тихая.

Слайд 19

4. Развитие артикуляционного аппарата ШИРОКИЙ ЯЗЫК УЗКИЙ ЯЗЫК

Слайд 20

КАЧЕЛИ ЧАШЕЧКА

Слайд 21

Последствия разрушения зубной эмали у дошкольников Посещение стоматолога 1 раз в 3 месяца Защемление челюстного нерва

Слайд 22

Особенность развития подъязычной связки Укороченная подъязычная связка (подрезание рекомендуется до 1 года, либо с 5 лет). Необходимо проконсультироваться с детским хирургом .

Слайд 23

Развитие мелкой моторики Мозаика Пластилин и солёное тесто Трафареты Пазлы Конструктор- лего


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

3. Задание: раздели слово на слоги.

3.1. Сначала вы отхлопываете ритмический рисунок:

I  (хлопок) ,      - (остановка).   I-II-III

  • Родитель произносит слово ТЫКВА, останавливаясь там, где будет хлопок ребёнка.
  • Запомнить родителю: если два согласных стоят рядом их нужно разделить.

Правило! Сколько в слове гласных, столько и слогов – это знает каждый из учеников!

  • Ребёнок разделяет слово с помощью хлопков ТЫК-ВА  (I-I).
  • Или тыльная сторона ладони располагается под подбородком, сколько раз подбородок касается ладони, столько и слогов в слове.

4. Задание: составь звуковую схему слова.

Слово – ТОМ.

Вместе с ребёнком даёте характеристику каждому звуку, который обозначает бука.

Зарисовываете звуковую схему

Запомнить, если после согласного стоит звук [и], то предыдущий согласный звук становится мягким.

Слово – ТИМ.

Зарисовываете звуковую схему

Последовательное объяснение заданий детям

 5-6 лет
(консультация для родителей)

               

г. Новосибирск, 2019г., (декабрь).

1. Задание: закрепи характеристику звука [т].

1.1. Спрашиваете у ребёнка: – Звук [т] гласный или согласный?

(Если ребёнок отвечает гласный, то нужно:

  • взять зеркало, посмотреться и произнести звук [т];
  • определить, где находится язык (за верхними зубами);

– Зубы– это преграда? (Ребёнок отвечает: – Да.)

Если есть преграда: зубы, язык, губы – то звук согласный, так как есть преграда для воздушной струи.

1.2. Спрашиваете у ребёнка: – Звук [т] твёрдый или мягкий?

 (Если ребёнок отвечает мягкий, то нужно:

  • несколько раз произнести звук и помочь ребёнку (постучать по столу с присказкой: стол твёрдый и звук [т] твёрдый).

1.3. Спрашиваете у ребёнка: – Звук [ т ҆ ] твёрдый или мягкий?

(Если ребёнок отвечает твёрдый, то нужно:

  • сильно улыбнуться и произнести звук [т҆] несколько раз, нарочно смягчая звук. Объясняете ребёнку, что все мягкие звуки имеют широкую улыбку!

1.4. Спрашиваете у ребёнка: – Звук [т] звонкий или глухой?

(Если ребёнок отвечает звонкий, то нужно:

  • закрыть плотно ушки ладонями и несколько раз произнести звук без напряжения голосовых связок (звук не слышим).
  • приложить указательный и большой палец на «трубочку» горлышка или приложить ладонь к горлу. Горлышко «не дрожит».
  • Вывод: в ушках звук не звенит, горлышко «не дрожит», значит звук какой? (глухой).

C:\Users\Adminn\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\raskraski-kolokolchik8.jpg

Глухой звук обозначается перечёркнутым колокольчиком

Звонкий звук обозначается не перечёркнутым колокольчиком

C:\Users\Adminn\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\raskraski-kolokolchik8.jpg

2. Задание: определи местоположение звука [т] в слове.

  • Родитель произносит название картинки (слово лопата).
  • Спрашивает у ребёнка, где находится звук [т] в слове?

(Если ребёнок, отвечает: – Звук [т] находится в конце слова, то:

Первый вариант: Родитель берёт вместе с ребёнком зеркало и произносит слово: лопата. При произнесении родитель старается произнести долго последний звук [а], чтобы ребёнок догадался сам, что звук [т] находится в середине слова. Можно «нарочно» остановится после звука [т] и произнести отдельно звук [а].

Второй вариант: Родитель записывает слово печатными буквами на листе бумаги,  и просит ребёнка найти букву Т). Снова произносит слово: лопата. (Как правило ребёнок сразу определяет, что звук находится в середине слова).

Третий вариант: располагаете последовательно 6 игрушек, на каждую игрушки располагаете по одной букве Л О П А Т А ,

и спрашиваете ребёнка, какая буква находится в начале слова? (Л). В конце слова? (А). А, где находится буква Т? (В середине слова). Значит и звук [т] тоже находится в середине слова.

  Ребёнок закрашивает квадратик синим карандашом, если определяет твёрдый звук в слове

Ребёнок закрашивает квадратик зелёным карандашом, если определяет мягкий звук в слове.

При заучивании стихотворений, слов персонажа, песен –  акцентрировать внимание на звук, который мы автоматизируем в словах вместе с ребёнком!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Консультация для родителейС каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.     Для того чтобы помочь детям справиться с ...

Мероприятия по профилактике нарушений звукопроизношение у дошкольников

Мероприятия по профилактике нарушений звукопроизношение у дошкольников...

Профилактика нарушения звукопроизношения у дошкольников

В норме ребенок к 4 годам должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношени...

Методический час на тему: «Речевые игры как средство развития речи у дошкольников и профилактики нарушений звукопроизношения»

С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Ребенок с хорошо развитой речью легко ...

Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников.

Профилактика нарушений  звукопроизношения у дошкольников....

Консультация для родителей "РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ"

С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Ребенок с хорошо развитой речью легко...