Статья "Народные игры и их роль в развитии дошкольника"
статья (старшая группа) на тему

О роли народных игр в жизни современных детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья39.21 КБ

Предварительный просмотр:

Колчина Татьяна Александровна

Воспитатель

 МДОУ «Детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида

Народные игры  и их роль в развитии дошкольника.

Дошкольная педагогика

 

Народные игры и их роль в развитии дошкольников.

«Игра - это огромное светлое окно,

 через которое в духовный мир ребенка

 вливается живительный поток представлений,

 понятий об окружающем мире»

В. А. Сухомлинский

Игровая культура является неотъемлемым спутником жизни человека. Многовековый опыт человечества показывает, что игра до настоящего времени – это важнейшее средство воспитания, всестороннего развития ребенка, именно поэтому основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Благодаря игре можно реализовать основные принципы дошкольного образования, поскольку именно в игре ребенок способен полноценно проживать все этапы детства. Народная игра в дошкольном учреждении – это универсальный прием для формирования полноценной ситуации развития ребенка, незаменимый инструмент воздействия на духовно-нравственную составляющую каждого ребенка, замечательный способ приобщения ребенка к традициям и обычаям родного народа, способ организации игровой деятельности дошкольников в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Актуальность обозначенной темы заключается в том, что в настоящее время утеряны культурные общепринятые традиции, сопровождающие человека на протяжении жизни. На современном этапе многие народные игры либо забыты, или вовсе неизвестны подрастающему поколению. Мудрость народных игр состоит в том, что в них сохраняются те средства, методы, формы, приемы, которые актуальны и эффективны для всестороннего развития и воспитания дошкольников в настоящее время. Проблема в том, что ни молодые родители, ни молодые педагоги практически не используют в своей работе столь ценный материал, как народные игры.

Справедливым будет высказывание Г. М. Науменко: «Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками. Одни игры помогают стать сильными, ловкими, меткими. Другие развивают сообразительность и смекалку. А в третьих все зависит от воображения, от того, как хорошо вы можете представить и сыграть то или иное действующее лицо»[8]

К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых системах, основанных на абстрактных идеях и заимствованных у другого народа. Он считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство. 

О значении  народных игр рассуждали  не только ученые, педагоги, но и общественные деятели. Так, А. Н. Соболев, священнослужитель, участник Владимирской ученой архивной комиссии отмечал, что «игры имеют громадное значение для детей по удовольствию, которое они им доставляют. В игре дети живут; в игре вырастает весь облик  играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение все существо играющего: как физическое, так и духовное».[12]

На огромное воспитательное значение народных игр указывали все, кто так или иначе сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности. Одним из назначений традиционных народных игр является бережное сохранение национальных традиций, самобытности. Именно поэтому, интерес, который мы сейчас проявляем к фольклору на этапе дошкольного детства, к народным играм в частности, - это интерес к своей истории.

Народные игры собирали и записывали Е. А. Покровский, О. И. Капица, В. И. Даль, Г. С. Виноградов, А. Н. Мартынова, Г. М. Науменко и многие другие исследователи, придававшие народной игре большое значение. Е. А. Покровский подчеркивал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов, здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели». [10] Также он доказывал, что успех всего последующего воспитания зависит от того, насколько правильно осуществлялось первоначальное развитие ребенка.

На протяжении веков существовал «механизм передачи таинства детской игры», но в наше время, в век информационных технологий, этот механизм  либо утратил свою силу, либо  очень сильно исказился. К большому сожалению, очень многое из прошлого нам знакомо либо поверхностно, либо вообще утеряно. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Во что и как они играли? Ведь раньше игры никто никогда не организовывал, никто им не учил: каждое поколение, подрастая, перенимало игры у старших. В современном же мире народные игры необходимо вводить в жизнь детей, тем самым  восстанавливая связь времен, возвращая утраченные ценности. Считаю необходимым  донести до сознания дошкольников, их родителей, что народные игры  – это наша история, что мы  являемся носителями русской народной культуры, воспитать детей в национальных традициях.

Известны разные теории, в которых определяется роль игр в развитии детской личности. Наиболее значительной является теория немецкого психолога К. Гросса, указывающего на роль игры как развивающего фактора. Он полагает, что игра – это подготовительное упражнение к настоящей жизни. «Пока в детскую жизнь не врывается воспитание с присущей ему принудительностью, дети заняты, главным образом, игрой. Если откинуть общие жизненные отправления, еду, питье и сон, то у нормального, предоставленного самому себе ребенка не окажется почти ничего, кроме игры» [3]

Английский философ Г. Спенсер рассматривал игру в качестве биологического целесообразного механизма экспериментирования, упражнения. Этого же мнения придерживался ученый П. Ф. Каптерев. О детской игре он писал: «Игра есть выражение самостоятельной деятельности организма, вызываемой и поддерживаемой непосредственно приятностью траты накопившихся энергии и силы. Взрослый под влиянием запаса силы и энергии работает, дитя, при тех же условиях играет. Источник обеих деятельностей один и тот же» [5]

Игра веками являлась и будет являться целостной деятельностью, своеобразной моделью жизни, поведения человека, включая нравственный, эстетический, трудовой, умственный и даже правовой аспекты этой жизни. Вступая в игру добровольно, каждый участник игры берет на себя обязательства соблюдать правила и традиции игры, а ведь они так умело обработаны гением народного многовекового опыта, что непринужденно, мягко, но неуклонно способны добиваться от каждого участника игры уважения к другим играющим, заложенным в игре культурным традициям народа, к общечеловеческим ценностям. Необходимо лишь своевременно включать в жизнь детей народные игры, чтобы они становились их неотъемлемой частью, способствовали всестороннему развитию.

Проведя входную диагностику по оценке эмоционального состояния детей средней группы, в своей работе я  стала активно использовать народные игры.  Испокон веков в них отражался опыт, образ жизни людей, представления о чести, смелости, мужестве, дружбе, трудолюбии, желании обладать силой, ловкостью.  В дополнение ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазию, эмоциональную составляющую нашей жизни.  

Эти  игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие на большинство  гиперактивных детей, помогают раскрыться «зажатым» и неуверенным в себе детям, с помощью народных мелодий и движений можно снять негатив, страхи, тревожность, улучшить настроение, повысить самооценку, социальную активность, развивать эмоциональность.

 Стоит отметить, что народная игра – это еще и деятельность, с помощью которой дети вступают в общение со взрослыми и сверстниками. Единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания сближают всех участников игры, формируют у детей  целеустремленность. Играя, ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать свои поступки, поступки своих товарищей. И задача педагогов здесь - дать верное направление, которое будет способствовать восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, ответственности.

Народные игры позволяют решать следующие задачи:

  • Развитие творческой индивидуальности;
  • Формирование понимания красоты речи;
  • Формирование духовной сферы, патриотических чувств;
  • Развитие эмоциональной сферы;
  • Формирование коммуникативных качеств;
  • Развитие умений выполнять игровые образы;
  • Приобщение к народной культуре, традициям;
  • Развитие физических качеств;
  • Умение действовать согласно правилам игры;

В своей работе по организации народных игр я использую следующие методы:

  1. Словесный
  • Рассказ об игре, ее правилах;
  • Объяснение значений старинных слов;
  • Беседа с элементами диалога;
  • Заучивание текста народных игр;
  1. Наглядный
  • Рассматривание иллюстраций к играм;
  • Рассматривание иллюстраций предметов старинной мебели, утвари, костюмов;
  • Показ презентаций, видео, мультфильмов;
  1. Практический метод
  • Проведение игр;
  • Изготовление шапочек, атрибутов к играм;
  • Консультации для родителей, оформление папок-передвижек

Технология организации народных игр в дошкольном учреждении.

Как и любая технология, технология организации народных игр состоит из нескольких этапов. 

 1 этап: Обогащение представлений о той сфере деятельности, которую дети будут отражать в игре (наблюдения, рассматривание иллюстраций, рассказы взрослых). На данном этапе важно знакомить детей с обычаями, традициями народа, рассказывать о проводимых праздниках. Именно здесь можно активно использовать современные информационно-коммуникационные технологии: показывать детям презентации, познавательные видео, проводить интернет-экскурсии.

2 этап: Организация русской народной игры.  На этом этапе педагог знакомит детей с новой игрой, объясняет правила игры, значение старинных слов, происходит совместная игровая деятельность. В процессе игры  дети совместно с педагогом приходят к выводу о необходимости создания предметно-игровой среды на основе организации продуктивной деятельности детей, родителей, педагогов.

 3 этап: Самостоятельная игровая деятельность детей, педагог – сторонний наблюдатель, помощник.

Проводимая работа показала, что народные игры интересны и актуальны и в наше время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество современных игр. Из этого можно сделать вывод, что  обращение к традициям сейчас становится для нас инновацией, ведь дети с большим удовольствием, а самое главное с пользой играют в народные игры, знакомятся с их историей, разновидностями, переносят игры в самостоятельную деятельность. Изучение традиций и внедрение народных игр в современный образовательный процесс  будет содействовать возрождению культуры, формированию полноценной ситуации развития дошкольника.

«Когда серьёзная работа жизни будет нешуточно натирать людям мозоли на руках и на мозгу, тогда, конечно, уже поневоле придётся им проститься с играми. Но, по выражению одного немецкого поэта "действо похоже на сон о прекрасном мире, за золотой край которого человек держится обеими руками; но вот он проснулся, в руках ничего не остаётся - вся прелесть исчезла. Также быстро кончается и детское настроение". Итак, дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу! Вместе же с этим "Pro patria est, dum ludere videmur!", то есть своей игрой мы, конечно, служим и отечеству!»

Г. А. Покровский.

Список использованных источников

  1. Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х-начала ХХ в./ Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1990.
  2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе и др. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  3. Гросс К. Душевная жизнь ребенка. – Киев, 1916.
  4. Капица О. И. Детский фольклор. – Ленинград, 1928 
  5. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения/ Под ред. А.М. Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982
  6. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя / под ред. Л. В. Руссковой. - М.: Просвещение, 1986
  7. Мартынова А. Н. Потешки, считалки, небылицы. – Современник, 1989
  8. Науменко Г. М. Березовая карусель: Рус. нар. дет. игры и хороводы. / Собрал и пересказал Г. Науменко; М. Дет. лит. 1980
  9. Панкеев И. Полная энциклопедия быта русского народа. Издательство «ОЛМА_ПРЕСС»,1998
  10. Покровский Е. А. Русские детские подвижные игры. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2006 
  11. Покровский  Е. А.  Детские игры, преимущественно русские. В связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной. -  М. "Историческое наследие", 1994 г.
  12. Infopedia.su.

.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Сюжетно-ролевая игра и её роль в развитии речи дошкольника"

В наш детский сад поступают дети из разных учреждений не только с речевыми  нарушениями, но и соматически ослабленные  психологически незрелые. С неразвитой общей и мелкой моторикой, с неуст...

Дидактическая игра и её роль в развитии дошкольников

Данная консультация поможет разнообразить игровой опыт....

Музыкально-ритмические игры и их роль в развитии дошкольника

Игра-одно из универсальных средств в деле становления и активного обогащения личности....

Консультация для педагогов на тему: "Дидактическая игра и ее роль в развитии дошкольника"

Консультация на тему: «Дидактическая игра и ее роль в развитии дошкольников»Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый ...

Игры и их роль в развитии дошкольника

Роль игры в жизни дошкольника...