Консультация для родителей.
консультация (старшая группа) на тему

«Мнемотехника, как средство развития связной речи детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc743 КБ

Предварительный просмотр:

                          Консультация для воспитателей.

                               

Тема: «Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми младшего    

             возраста».

«Учите ребёнка, каким – нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

                                                                  К. Д. Ушинский

  Главный инструмент нашего разума – это память. Чтобы память нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно её тренировать. Взяв за основу мнение великих педагогов, изучив методики современных педагогов, я использую в работе с детьми приёмы мнемотехники при заучивании стихов, при пересказе художественной литературы,

  Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

  Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

   В своей работе, начиная со 2-й младшей группы, я использую мнемодорожки и мнемотаблицы. Их составление происходит при помощи символической аналогии. Символ это условный знак,  какого – нибудь понятия, чего – нибудь отвлечённого. (С. И. Ожегов).

   Передо мной стояла задача:

      Познакомить детей с графическим способом предоставления информации.

   Знакомство детей с данным способом начинается с картинок. Из которых составляются мнемодорожки.

   Мнемодорожка – полоска бумаги, на которой представлены схематически, в цветном виде, изображения стихов, сказок, пословиц, особенности времён года и т. д. Мнемодорожка несёт познавательную информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах.

    Начальный этап работы с мнемодорожками это рассматривание квадратов – картинок, составных частей будущей мнемодорожки. Например:

- Кто это? (Мышка).

 

- Где живёт мышка? (В норке).

             

 

- Любимое лакомство мышки? (Сыр).

                       

- Кого боится мышка? (Кошку).

 

      Затем, эти картинки соединяются в единое целое. В результате получается мнемодорожка, которую в дальнейшем можно с успехом использовать для речевого развития детей.  

     Мнемодорожку можно нарисовать самим или использовать для этого компьютерный графический редактор Paint.

   

 Хотелось бы рассказать о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Их использование облегчает и ускоряет процесс запоминания  и формирует приёмы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

   Вот пример записи на мнемодорожку стиха Е. Серовой «Одуванчик»:

 

Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.

Подрастёт, нарядится в беленькое платьице.

Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.

  Мнемодорожки можно построить на темы: о птицах, об игрушках, о насекомых, об одежде, об овощах и фруктах, о временах года и т. д.

  При помощи мнемодорожек можно использовать алгоритмы процессов умывания и одевания. Глядя на эти схемы, ребёнок воспроизводит полученную информацию, легко её запоминает.

   Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные изображения, так как у детей остаются в памяти цветные образы: одуванчик жёлтый, мышка серая и т. п. Усложнять изображение персонажа, вводить его графический вид надо постепенно. Я начала переводить картинки частично в графический вид с детьми второй младшей группы во 2-й половине года. Тогда же в моей практике появились мнемотаблицы.

    Если мнемодорожки состоят из малого количества информационных квадратов, то мнемотаблицы состоят из гораздо большего их числа. Для детей младшего и среднего возраста рекомендуемое их количество равно шести.

   Мнемотаблицы могут быть:

      - предметные;

      - предметно- схематические;

      - схематические.

     Предметные мнемотаблицы  используются в работе с детьми младшего  возраста, а предметно- схематические с детьми среднего возраста.

 Работа с мнемотаблицами осуществляется в три этапа.

         1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

         2 этап: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

         3 этап: После перекодирования идёт пересказ сказки или стиха, либо какой- то другой тематики.

Вот пример составленной мной при помощи графического конструктора

Paint мнемотаблицы стихотворения В. Силина «Испугались зайца»:

 

      Используя графическую аналогию, можно научить детей умению видеть самое главное.

 Мнемотаблицы активизируют речь детей, они с желанием воспроизводят содержание сказок. (Сказка «Лисичка со скалочкой»).

Хочу отдельно остановиться на мнемотаблицах на тему «Природный мир», которые  используются мной  в образовательной деятельности с детьми.

Это таблицы – загадки. Вот одна из них:

 

Клеточка с изображением белки закрывается. Детям предлагается отгадать, какой это зверь.

Вопрос к первой картинке (левая верхняя клетка): Где живёт? (В лесу).

Ко второй (верхняя средняя клетка): Чем питается? (Шишками, орехами, грибами).

К третьей (правая верхняя клетка): Чем выкармливает своих детёнышей? (молоком).

К четвёртой (левая нижняя клетка): Чем ест пищу? (зубами).

К шестой (нижняя правая клетка): Сколько лап у этого зверя? (четыре).

       После отгадки картинка открывается.

Аналогичным способом можно составить мнемотаблицы  на домашних животных, на птиц, рептилий, амфибий и т. д.

     В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Кроме того,

Основывается на комплексном подходе, включающем:

   - решение в единстве коррекционно - развивающих задач, обеспечивающих социально- личностное, коммуникативное, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребёнка;

  - специальную организацию развивающей среды;

  - развитие мотивационно - потребностной сферы речевой деятельности.

           

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...