Консультация для родителей
консультация (младшая группа) по теме

Нихельман Галина Геннадьевна

Консультация для родителей  "Младший  дошкольный возраст(3-4 года)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mladshiy_doshkolnyy_vozrast.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon razvivaem_rech_rebenka.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Младший дошкольный возраст (3—4 года). На рубеже трех лет любимым

выражением ребенка становится «Я сам!» Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех лет.

Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями

таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю,

доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к

эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку.

В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и

поступки ситуативны, их последствия ребенок чаще всего не представляет. Нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.

Дети 3—4-х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения,

связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).

В 3 года ребенок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом

возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей,

взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.

У развивающегося трехлетнего человека есть все возможности овладения

навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности) —

самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым

платком, расческой, полотенцем. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.

В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная

активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.).

Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах

предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов  (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.

В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры),

групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под). Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия).

Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле

сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб,  молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус,  самолет, велосипед и т. п.), о некоторых  профессиях (врач, шофер, дворник),  праздниках (Новый год, день своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода  теплая и вода холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.

Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно, однако, его устойчивость

зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может

сосредоточиться в течение 10—15 минут, но привлекательное для него дело может

длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет

яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту

информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий

(понравившиеся стихи и песенки, 2—3 новых слова, рассмешивших или огорчивших

его). Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д.

В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности.

Взрослый для ребенка — носитель определенной общественной функции. Желание

ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают

игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают

первичные умения ролевого поведения. Игра ребенка первой половины четвертого года жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие одну-две роли.

Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним

приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить.

Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к четырем годам

ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.

В 3—4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого.

Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь.

Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.

В 3—4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться

интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется

новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес.

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется

изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребенок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трех частей.

Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при

организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко — тихо, высоко — низко и пр.). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).



Предварительный просмотр:

Развиваем речь ребенка

Правильная, выразительная речь - портрет человека.

Речь - это не прирожденный дар. Все начинается с детства…

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети  имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

Часто родители задаются вопросом: почему мой ребенок говорит не очень хорошо, речь его малопонятна для окружающих и что необходимо для улучшения речи?

Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте мелкую моторику рук, то есть развивайте его ручки. Предложите ребенку игры с пуговицами: можно раскладывать пуговицы по величине, по цвету, по форме в коробочки, в баночки. Можно смешать разные крупы, например, фасоль и горох и попросить ребенка разложить горох отдельно от фасоли.

Очень полезны пальчиковые игры.

Чаще давайте ребенку пластилин, ножницы – это большая нагрузка для пальчиков.

Обязательно тренируйте артикуляционный аппарат ребенка.

Погулять язык собрался: (открыть рот)

Он умылся (провести кончиком языка по верхним зубам)

Причесался (с силой протиснуть язык между верхними и нижними зубами)

На прохожих оглянулся, (провести языком по губам – облизнуться)

Вправо, влево повернулся, (прикоснуться кончиком языка к правому и левому уголку рта)

Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз – и в ротике исчез (спрятать язычок)

Очень важно развивать речевое дыхание ребенка, ведь речевой выдох гораздо длиннее физиологического.

Можно вместе с ребенком сделать лодочки из скорлупы грецкого ореха, из бумаги и зубочистки прикрепить парус и пустить в таз с водой. Пусть ребенок дует на парус, и лодочки поплывут по волнам, следите, чтобы щеки ребенка не надувались. Дуть нужно не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.

Также полезно выдувание мыльных пузырей, надувание воздушных шариков и других игрушек.

Большое значение оказывает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

Мнемотаблицы особенно эффективны - при разучивании стихотворений, обучении рассказыванию и пересказу. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение, текст зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение, текст целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Очень важно для формирования правильной речи речевое окружение ребенка. Если взрослые не следят за своей речью, говорят неправильно, искажают слова, то эти недостатки речи могут закрепиться и у ребенка. Старайтесь говорить четко, особенно произнося незнакомые для ребенка и длинные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...