Консультация для родителей
консультация (младшая группа) на тему

«Роль игры в жизни ребёнка»

 Настоящая игра возникает не сразу. Сначала ребёнок использует игрушки строго по назначению. Подражая взрослому, он варит суп в кастрюльке, причёсывает куклу расчёской, кормит игрушечной ложкой.

В возрасте 2 - 3 лет формируются первые игровые умения, у ребёнка складывается способность ставить и решать игровые задачи, начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместной игре. Кроме этого появляются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которая будет развиваться в дошкольном детстве, а именно:

·                     ребёнок вовлекает в игру предметы, замещающие реальные и называет этот предмет-заместитель в соответствии с его игровым назначением (коробка – домик, кирпичик – мыло, шарик – яблоко);

·                     усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей (Девочка сначала купает куклу, потом вытирает её полотенцем, укладывает спать, поёт колыбельную песню);

·                     действия обобщаются и отделяются от предмета. Появляются воображаемые предметы: полотенце, конфета, вода, книжка;

·                     ребёнок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и называть себя именем взрослого. Взрослый выступает как образец действий. Ребёнок старается действовать самостоятельно, но как взрослый. («Я – мама, пошла в магазин. Возьму сумку, кошелёк. Дочка, что тебе купить?»).

В возрасте 2-3 года обычно происходит важное событие – одушевление игрушек. В руках малыша зайчики начинают разговаривать друг с другом, ходить в гости, ссориться и мириться, болеть и выздоравливать. В своей комнате, чаще на ковре ребёнок создаёт свой, воображаемый мир, в котором происходят разные события – знакомые и придуманные. Это уже настоящая творческая игра, которую в педагогике называют режиссёрской.

Ближе к возрасту трёх лет ребёнок, осваивая ролевое поведение в игре, невольно понимает, что игра должна стать коллективной. И он пытается втянуть вас в свою игру. Разумеется, можно оставить ребёнка один на один с игрой, мол, сам разберётся, сам всё поймёт. Есть же, в конце концов, друзья, воспитатели в детском саду. Только потом не стоит удивляться, откуда у ребёнка такие странные, не близкие вам представления о жизни, критерии добра и зла.  Игры с вашим участием («Дочки-матери», «Магазин», «Больница») засверкают для ребёнка новыми красками.

Как правило, ребёнок неохотно берёт на себя «детскую роль»: в игре он всегда старший, сильный, умный и главный – папа или мама. И вы сможете взглянуть на себя со стороны, ведь ребёнок копирует ваше поведение, интонацию, жесты. Игра поможет понять, что тревожит ребёнка и вовремя изменить ситуацию. При совместной игре родители могут подсказать и показать более сложную модель поведения, чем пришла бы в голову трёхлетнему ребёнку, поднять непростую проблему и найти выход.  Ролевая игра с родителями помогает ребёнку развить и обогатить речь.

Некоторые родители считают игру чем-то бесполезным, пустой тратой сил. Поэтому не поощряют игровую деятельность, или, в крайнем случае, пытаются её направить в полезное русло. В ход идут настольно-печатные, интеллектуальные игры. Это тоже достойное и полезное занятие. Но они не должны заменять ролевые игры. Ведь такие игры развивают только познавательную сферу, а другие стороны личности остаются в зачаточном  состоянии, обедняются. Если ребёнок не доиграл в детстве, он  труднее приспосабливается к окружающему миру,  то, что его ровесники прошли в игре, с родителями в благоприятный период, ему приходится осваивать самому, причём сразу в боевых действиях, зачастую не имея права на ошибку.

Большое внимание следует уделять выбору игрушек. Несмотря на то, что одни родители могут купить дорогостоящую игрушку своему ребёнку, а другие позволить этого себе не могут, существуют правила, полезные и для тех, и для других.

Типичная ситуация: ребёнок просит купить всё новые игрушки, но, поиграв с ними пару дней, забрасывает в угол. Как с этим быть?

Главное – правильно подготовить ребёнка к приобретению игрушки. Тогда она будет не только желанной, но и полезной, и «долгоиграющей».  Родителям стоит направлять выбор ребёнка.

Предположим у ребёнка есть большой медведь. Прочтите ему сказку «Три медведя», а потом помогите сказке войти в реальную жизнь. Прежде всего, дайте медведю имя: «Давай наш мишка станет Михайло Потапович. Он одинок, ему скучно. Давай купим ему Настасью Петровну». А в следующий раз можно приобрести маленького Мишутку. Вот и будет у вас семья медведей. Теперь с ними можно разыгрывать сказку, придумывать для неё продолжение. Построить медведям дом, всё в нём оборудовать и играть день за днём.

Необходимо следить, чтобы ребёнок не разбрасывал игрушки. У каждой игрушки должно быть своё место, как только её принесли из магазина.  

Не стоит забывать ещё одно традиционное правило: прятать на какое-то время часть игрушек. Потом постепенно вносить их «с обыгрыванием»: постучался слоник, и мама говорит от его имени, что слоник уезжал путешествовать, а теперь вернулся, узнав новую игру. Ребёнок, как правило, подхватывает этот сюжет. И игрушка опять привлекательна и нова для него.

 Очень часто мамы мальчиков, а порой и воспитатели выступают против игрушек, изображающих оружие, считая, что они воспитывают агрессивность у детей.  На самом деле проблема агрессии не связана с игрушечными пистолетами и автоматами.  Даже если мы уберём из детского сада и дома «военизированные» игрушки, мальчики всё равно найдут сучок, палочку, похожую на пистолет, или сделают оружие из конструктора, и будут играть в войнушку. Взрослым необходимо направить игру в нужное русло. Пусть дети играют в военных, участвуют в парадах, соревнуются в стрельбе. Когда мы видим трёхлетнего ребёнка, который бегает с пистолетом и стреляет, целясь в никуда, мы понимаем – ему нравится сам процесс. Детям такая игра не навредит. Малышам нравятся звучащие, мигающие пистолеты. А водяной пистолет ребёнок воспринимает как сосуд с водой, которую надо быстрее куда-то вылить. Можно полить клумбу, побрызгать на костёр, услышав, как он вдруг зашипит, можно полить друг друга, если жарко, посбивать струёй мишени. А вот пистолеты с патронами или шариками, а так же колющие и режущее оружие лучше отложить на старший возраст.

Некоторые родители жалуются – ребёнок не играет. В чём причина? Причин несколько. Прежде всего – позиция самих родителей, которые не поощряют игры, не учат детей играть. Отсутствие игры может быть связано с тотальным влиянием телевидения. По данным исследования дети дошкольного возраста смотрят телевизор в среднем по два часа в день. А если учесть, что они ещё и посещают детский сад – времени для игр дома не остаётся.  Игра обычно возникает из впечатлений детей. И становится понятно, почему дети в основном играют в «стрелялки-догонялки», где нет развития сюжета. Такая игра детям быстро надоедает.

В последнее время у многих детей наблюдаются капризы, нарушения поведения. Игру можно использовать как отличный антистрессовый приём. Она позволяет раскрепоститься, расслабиться, но необходимо учитывать несколько правил. Во-первых, играть или не играть – этот выбор должен оставаться за ребёнком. Может быть, сегодня ребёнок устал и пожелает просто почитать книжку. Во-вторых,  вечерняя игра не должна быть шумной.

Снять напряжение после долгого дня поможет игра «Рвакля». Приготовьте газеты, старые журналы и широкое ведро. Ребёнок может рвать, мять и топтать бумагу, а потом бросать её в ведро.

Помогут ребёнку успокоиться игры с постепенным снижением физической нагрузки. Например, игра «Грибник». Предложите малышу расставить кегли или мелкие игрушки в произвольном порядке. Затем пусть он эти игрушки соберёт с закрытыми глазами в корзину или коробку. Собранные предметы можно рассортировать по форме или по цвету.

Помогают справиться с напряжением игры в воде. Можно пускать мыльные пузыри (большие и маленькие), играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, превратить губки в дельфина, кораблик, покатать на кораблике игрушку). Или просто дать 2 баночки – пусть переливает водичку. Вид и звук переливающейся воды успокоит ребёнка, и малыш через 15-20 минут будет готов лечь в постель.

Создавая условия для развития игры ребёнка важно использовать любые возможности. Например, чтобы сделать прогулку интересной и памятной для ребёнка, достаточно обратить его внимание на то, что вокруг. В магазине - рассказать, что делает продавец, как он показывает товар, как разговаривает с покупателями, что продаётся, где стоит. А дома разыграть с ребёнком уже знакомый ему сюжет. Впоследствии малыш будет с удовольствием играть в «Магазин».

Родители могут использовать игру и в своих интересах. Одна девочка по дороге домой уставала и просилась на ручки. Тогда её мама придумала игру «Угадай, что я нарисовал». Она отходила от дочки на расстояние примерно 30 метров и рисовала маленькую картинку (яблоко, машинку, дом). Потом спрашивала: «Угадай, что я нарисовала». Девочка заинтересованно бежала угадывать. Таким образом, они постепенно продвигались к дому. Прошло время – девочка сама стала рисовать на асфальте и спрашивать у мамы: «Угадай – что я нарисовала?».

Ещё одна игра, придуманная родителями. Называется «Сюрприз». В неё можно играть дома и на улице. Игра развивает воображение и способствует поднятию настроения.  Взрослым несложно стать волшебниками, если заранее приготовить сюрприз для ребёнка, а потом помочь его найти в самом неожиданном месте (например, банан – среди книжек, конфету – в детском ботинке). Разумеется, необходимо это как-то обыграть: сказать волшебные слова или сослаться на волшебницу-фею. Можно использовать свой опыт и знания. Например, у светофора вы говорите: «Я сейчас подую – и загорится зелёный цвет». Ребёнка удивит и развеселит такой фокус, даже если малыш знает, в чём секрет. Можно «наколдовать» за поворотом что-нибудь интересное: новый магазин, афишу «Цирк приехал» и др.

Игра – одно из самых важных и необходимых средств развития ребёнка. Это умственная, созидательная деятельность малыша. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок не отставал в  развитии, не тормозите его игровую деятельность.

Литература:

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sov.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль игры в жизни ребёнка»

 Настоящая игра возникает не сразу. Сначала ребёнок использует игрушки строго по назначению. Подражая взрослому, он варит суп в кастрюльке, причёсывает куклу расчёской, кормит игрушечной ложкой.

В возрасте 2 - 3 лет формируются первые игровые умения, у ребёнка складывается способность ставить и решать игровые задачи, начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместной игре. Кроме этого появляются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которая будет развиваться в дошкольном детстве, а именно:

  • ребёнок вовлекает в игру предметы, замещающие реальные и называет этот предмет-заместитель в соответствии с его игровым назначением (коробка – домик, кирпичик – мыло, шарик – яблоко);
  • усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей (Девочка сначала купает куклу, потом вытирает её полотенцем, укладывает спать, поёт колыбельную песню);
  • действия обобщаются и отделяются от предмета. Появляются воображаемые предметы: полотенце, конфета, вода, книжка;
  • ребёнок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и называть себя именем взрослого. Взрослый выступает как образец действий. Ребёнок старается действовать самостоятельно, но как взрослый. («Я – мама, пошла в магазин. Возьму сумку, кошелёк. Дочка, что тебе купить?»).

В возрасте 2-3 года обычно происходит важное событие – одушевление игрушек. В руках малыша зайчики начинают разговаривать друг с другом, ходить в гости, ссориться и мириться, болеть и выздоравливать. В своей комнате, чаще на ковре ребёнок создаёт свой, воображаемый мир, в котором происходят разные события – знакомые и придуманные. Это уже настоящая творческая игра, которую в педагогике называют режиссёрской.

Ближе к возрасту трёх лет ребёнок, осваивая ролевое поведение в игре, невольно понимает, что игра должна стать коллективной. И он пытается втянуть вас в свою игру. Разумеется, можно оставить ребёнка один на один с игрой, мол, сам разберётся, сам всё поймёт. Есть же, в конце концов, друзья, воспитатели в детском саду. Только потом не стоит удивляться, откуда у ребёнка такие странные, не близкие вам представления о жизни, критерии добра и зла.  Игры с вашим участием («Дочки-матери», «Магазин», «Больница») засверкают для ребёнка новыми красками.

Как правило, ребёнок неохотно берёт на себя «детскую роль»: в игре он всегда старший, сильный, умный и главный – папа или мама. И вы сможете взглянуть на себя со стороны, ведь ребёнок копирует ваше поведение, интонацию, жесты. Игра поможет понять, что тревожит ребёнка и вовремя изменить ситуацию. При совместной игре родители могут подсказать и показать более сложную модель поведения, чем пришла бы в голову трёхлетнему ребёнку, поднять непростую проблему и найти выход.  Ролевая игра с родителями помогает ребёнку развить и обогатить речь.

Некоторые родители считают игру чем-то бесполезным, пустой тратой сил. Поэтому не поощряют игровую деятельность, или, в крайнем случае, пытаются её направить в полезное русло. В ход идут настольно-печатные, интеллектуальные игры. Это тоже достойное и полезное занятие. Но они не должны заменять ролевые игры. Ведь такие игры развивают только познавательную сферу, а другие стороны личности остаются в зачаточном  состоянии, обедняются. Если ребёнок не доиграл в детстве, он  труднее приспосабливается к окружающему миру,  то, что его ровесники прошли в игре, с родителями в благоприятный период, ему приходится осваивать самому, причём сразу в боевых действиях, зачастую не имея права на ошибку.

Большое внимание следует уделять выбору игрушек. Несмотря на то, что одни родители могут купить дорогостоящую игрушку своему ребёнку, а другие позволить этого себе не могут, существуют правила, полезные и для тех, и для других.

Типичная ситуация: ребёнок просит купить всё новые игрушки, но, поиграв с ними пару дней, забрасывает в угол. Как с этим быть?

Главное – правильно подготовить ребёнка к приобретению игрушки. Тогда она будет не только желанной, но и полезной, и «долгоиграющей».  Родителям стоит направлять выбор ребёнка.

Предположим у ребёнка есть большой медведь. Прочтите ему сказку «Три медведя», а потом помогите сказке войти в реальную жизнь. Прежде всего, дайте медведю имя: «Давай наш мишка станет Михайло Потапович. Он одинок, ему скучно. Давай купим ему Настасью Петровну». А в следующий раз можно приобрести маленького Мишутку. Вот и будет у вас семья медведей. Теперь с ними можно разыгрывать сказку, придумывать для неё продолжение. Построить медведям дом, всё в нём оборудовать и играть день за днём.

Необходимо следить, чтобы ребёнок не разбрасывал игрушки. У каждой игрушки должно быть своё место, как только её принесли из магазина.  

Не стоит забывать ещё одно традиционное правило: прятать на какое-то время часть игрушек. Потом постепенно вносить их «с обыгрыванием»: постучался слоник, и мама говорит от его имени, что слоник уезжал путешествовать, а теперь вернулся, узнав новую игру. Ребёнок, как правило, подхватывает этот сюжет. И игрушка опять привлекательна и нова для него.

 Очень часто мамы мальчиков, а порой и воспитатели выступают против игрушек, изображающих оружие, считая, что они воспитывают агрессивность у детей.  На самом деле проблема агрессии не связана с игрушечными пистолетами и автоматами.  Даже если мы уберём из детского сада и дома «военизированные» игрушки, мальчики всё равно найдут сучок, палочку, похожую на пистолет, или сделают оружие из конструктора, и будут играть в войнушку. Взрослым необходимо направить игру в нужное русло. Пусть дети играют в военных, участвуют в парадах, соревнуются в стрельбе. Когда мы видим трёхлетнего ребёнка, который бегает с пистолетом и стреляет, целясь в никуда, мы понимаем – ему нравится сам процесс. Детям такая игра не навредит. Малышам нравятся звучащие, мигающие пистолеты. А водяной пистолет ребёнок воспринимает как сосуд с водой, которую надо быстрее куда-то вылить. Можно полить клумбу, побрызгать на костёр, услышав, как он вдруг зашипит, можно полить друг друга, если жарко, посбивать струёй мишени. А вот пистолеты с патронами или шариками, а так же колющие и режущее оружие лучше отложить на старший возраст.

Некоторые родители жалуются – ребёнок не играет. В чём причина? Причин несколько. Прежде всего – позиция самих родителей, которые не поощряют игры, не учат детей играть. Отсутствие игры может быть связано с тотальным влиянием телевидения. По данным исследования дети дошкольного возраста смотрят телевизор в среднем по два часа в день. А если учесть, что они ещё и посещают детский сад – времени для игр дома не остаётся.  Игра обычно возникает из впечатлений детей. И становится понятно, почему дети в основном играют в «стрелялки-догонялки», где нет развития сюжета. Такая игра детям быстро надоедает.

В последнее время у многих детей наблюдаются капризы, нарушения поведения. Игру можно использовать как отличный антистрессовый приём. Она позволяет раскрепоститься, расслабиться, но необходимо учитывать несколько правил. Во-первых, играть или не играть – этот выбор должен оставаться за ребёнком. Может быть, сегодня ребёнок устал и пожелает просто почитать книжку. Во-вторых,  вечерняя игра не должна быть шумной.

Снять напряжение после долгого дня поможет игра «Рвакля». Приготовьте газеты, старые журналы и широкое ведро. Ребёнок может рвать, мять и топтать бумагу, а потом бросать её в ведро.

Помогут ребёнку успокоиться игры с постепенным снижением физической нагрузки. Например, игра «Грибник». Предложите малышу расставить кегли или мелкие игрушки в произвольном порядке. Затем пусть он эти игрушки соберёт с закрытыми глазами в корзину или коробку. Собранные предметы можно рассортировать по форме или по цвету.

Помогают справиться с напряжением игры в воде. Можно пускать мыльные пузыри (большие и маленькие), играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, превратить губки в дельфина, кораблик, покатать на кораблике игрушку). Или просто дать 2 баночки – пусть переливает водичку. Вид и звук переливающейся воды успокоит ребёнка, и малыш через 15-20 минут будет готов лечь в постель.

Создавая условия для развития игры ребёнка важно использовать любые возможности. Например, чтобы сделать прогулку интересной и памятной для ребёнка, достаточно обратить его внимание на то, что вокруг. В магазине - рассказать, что делает продавец, как он показывает товар, как разговаривает с покупателями, что продаётся, где стоит. А дома разыграть с ребёнком уже знакомый ему сюжет. Впоследствии малыш будет с удовольствием играть в «Магазин».

Родители могут использовать игру и в своих интересах. Одна девочка по дороге домой уставала и просилась на ручки. Тогда её мама придумала игру «Угадай, что я нарисовал». Она отходила от дочки на расстояние примерно 30 метров и рисовала маленькую картинку (яблоко, машинку, дом). Потом спрашивала: «Угадай, что я нарисовала». Девочка заинтересованно бежала угадывать. Таким образом, они постепенно продвигались к дому. Прошло время – девочка сама стала рисовать на асфальте и спрашивать у мамы: «Угадай – что я нарисовала?».

Ещё одна игра, придуманная родителями. Называется «Сюрприз». В неё можно играть дома и на улице. Игра развивает воображение и способствует поднятию настроения.  Взрослым несложно стать волшебниками, если заранее приготовить сюрприз для ребёнка, а потом помочь его найти в самом неожиданном месте (например, банан – среди книжек, конфету – в детском ботинке). Разумеется, необходимо это как-то обыграть: сказать волшебные слова или сослаться на волшебницу-фею. Можно использовать свой опыт и знания. Например, у светофора вы говорите: «Я сейчас подую – и загорится зелёный цвет». Ребёнка удивит и развеселит такой фокус, даже если малыш знает, в чём секрет. Можно «наколдовать» за поворотом что-нибудь интересное: новый магазин, афишу «Цирк приехал» и др.

Игра – одно из самых важных и необходимых средств развития ребёнка. Это умственная, созидательная деятельность малыша. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок не отставал в  развитии, не тормозите его игровую деятельность.

Литература:

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...