"Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей"
консультация на тему

Елена Владимировна Ермоленко

В статье рассказываетсяо нетрадиционных методах рисования, при совместной деятельности детей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ermolenko_konsultatsii.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Ермоленко Елена Владимировна,

воспитатели Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Сказка» г. Короча,                   Корочанского района, Белгородской области.

 

Консультация для родителей

"Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей"

           

                                                                                                                                                         

                                                                                   

        

           


Художник хочет рисовать,
Пусть не дают ему тетрадь…
На то художник и художник –
Рисует он, где только может…

Он чертит палкой по земле,
Зимою пальцем на стекле, 
и пишет углем на заборе,
и на обоях в коридоре.

Рисует мелом на доске,
На глине пишет и песке,
Пусть нет бумаги под руками,
И нет денег на холсты,

Он будет рисовать на камне,
И на кусочке бересты.
Салютом он раскрасит воздух,
Взяв вилы, пишет на воде,

Художник, потому художник,
Что может рисовать везде.
А кто художнику мешает,
Тот землю красоты лишает! 

Автор: Топоркова Наталья Юрьевна

        «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». 

В.А.Сухомлинский

        Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Все они очень пригодятся малышу в дальнейшей жизни. 
Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, кистью и красками, гуашью) в соей работе использую и нетрадиционные техники. Считаю, что они больше привлекают внимание маленьких непосед. Они интересны деткам всех возрастов и позволяют им полностью раскрыть свой потенциал во время творческого процесса. Работа над созданием рисунков не является сложной, поэтому малыши с удовольствием ее выполняют, приобретая навыки работы с материалами и знакомясь с живописью. 

        Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста советую родителям использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
        Организуйте дома рабочее место так, чтобы ребенку было удобно не только сидеть, но и стоят, а иногда и двигаться вокруг листа бумаги. Ведь рисовать можно как угодно, где угодно и чем угодно! 

        Дружите со своим ребенком. Старайтесь понять, что его радует, что огорчает, к чему он стремится. Попросите его рассказать, что же он хотел изобразить. И не забывайте, что ребенок ждет от вас похвалы. Ему очень хочется, чтобы его работа понравилась вам, взрослым. Порадуйтесь его успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного художника в случае неудачи. Не беда получится в следующий раз!

        Нетрадиционные техники рисования – это способы рисования различными материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д.
Для каждой возрастной группы они свои. 

        С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
         рисование пальчиками
         рисование ватными палочками
        тычок жесткой полусухой кистью
        рисование ладошками

        Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:


• оттиск поролоном
• печать по трафарету
• свеча и акварель
• набрызг
• тычкование


В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники:


• кляксография обычная
• рисование зубочисткой
• монотипия
• батик
        Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, да свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.

        Нетрадиционные художественно-графические техники:


        Штампование 
        Так как маленькие детки всегда с удовольствием штампуют все, что можно, эта техника рисования им всегда нравится. При помощи изготовленного заранее штампа (это может быть дно от пластиковой бутылки, крышка, срез от картофеля, яблока и так далее, покрытые краской) наносятся отпечатки на бумагу, создавая рисунок, который впоследствии можно дополнить.
«Печать листьев» - используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи.


        «Рисование ладошкой или пальчиками»


        Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.


        «Оттиск смятой бумагой»


        Ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными. После этого ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
«Скатывание бумаги» – берется бумага и мнется в руках, пока она не станет мягкой. Затем скатывается из нее шарик. Размеры могут быть разными (маленькая – ягодка, большой – снеговик). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.


        «Рисование ватными палочками»


        Ватными палочками рисовать очень просто. Опускаем палочку в воду, затем в краску и ставим на листе точки. Что рисовать? Да что угодно! Небо и солнышко, домик в деревне, речку, автомобили, куклы. Главное в этом деле – желание!


        «Рисование по мокрой бумаге».


        Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.


        «Рисование зубной щёткой, одноразовыми вилками»


        Щетка, вилка обмакивается в краску и делается отпечаток на бумаге. Щеткой можно протянуть по листу, получатся волны, ветер, ручей и т.д.


        «Кляксография»


        Клякса – это неотъемлемая часть каждого ребенка. Поэтому такая техника очень близка деткам по духу. Для работы нужна бумага, кисть и краски. На кисть набирается краска и с высоты капает на бумагу. При помощи поворота листа или же можно подуть на него, клякса расплывается, образуя интересное изображение. 


        «Пластилинография»

Пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром. 


        «Рисование мыльными пузырями»


        Мыльные пузыри - известная детская забава. Хрупкие, прозрачные, они так красиво переливаются разными цветами радуги и создают ощущение праздника. И еще ими можно рисовать.
Рисунки в этой необычной технике тоже оказываются очень необычными, а занятие приносит детям радость. К тому же, отпечатки каждый раз получаются разными, поэтому очень интересно с ними экспериментировать, а потом фантазировать, на что они похожи.


        «Ниткография»
        Работать с этой техникой можно двумя вариантами. Для каждого из них понадобятся краски с кисточкой, емкость для них, нитки и бумага. В первом случае на нитку наносится краска любого понравившегося цвета. Бумагу нужно сложить вдвое. На одну сторону выкладывается окрашенная нить, а другой прикрывается. Затем нить вытягивается. Когда ребенок разворачивает лист бумаги, там есть некоторое изображение, которое потом он может дорисовать по своему усмотрению. Второй способ подразумевает под собой использование еще и клея. Рисунок создается путем приклеивания ниток к бумаге в виде того или иного предмета. 

        «Батик»
        Батик – это очень старая техника нанесения рисунка. При этом расписывается ткань. Рисунок наносится на ткань специальными красками.


Рисование нетрадиционной техникой:


 - способствует снятию детских страхов;
 - развивает уверенность в своих силах;
 - развивает пространственное мышление;
 - учит детей свободно выражать свой замысел;
 - побуждает детей к творческим поискам и решениям;
 - учит детей работать с разнообразным материалом;
 - развивает чувство композиции, ритма, цвета - восприятия;

 - развивает мелкую моторику рук;
 - развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
 - во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

        Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка; постепенно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.


Советы родителям:


        материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить; знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства,  предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать; не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием; хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален!

Слово БАТИК происходит от «ambatik», что в переводе означает «ткань с пятнышками». Процесс росписи ткани в стиле батик развивался во многих регионах Африки, Индии и даже в некоторых странах Юго-Восточной Азии и имеет свои традиции, свою историю развития. Батик, как правило, рассматриваться как наиболее типично индонезийский текстиль. Мотивы цветов, раздвоенные растения, листья бутонов, цветы, птицы, бабочки, рыбы, насекомые и геометрических форм разнообразны и богаты символическими ассоциациями.

Кантинг и кэп (чисто яванское изобретение) -тоненький медный контейнер с горлышком, который еще иногда называют восковой карандаш, с короткой бамбуковой ручкой. Медный контейнер наполняется расплавленным воском, с помощью которого художник обозначает рисунок на ткани. Традиционные краски центрально-яванского батика изготавливались из натуральных материалов и состояли в основном из бежевого, синего, коричневого и черного цветов. Самый первый цвет, который применялся в традиционном батике, был синий. Эта краска изготовлялась из листьев растения Индиго. Вторым по значимости в традиционном батике был коричневый цвет, называемый сога. Краска производилась из коры дерева Сога.

Батик широко применяется при дизайне интерьеров.  Именно ткань для интерьера способна воплотить любые творческие идеи. Кстати, цвета также можно выбирать любые, под конкретный интерьер. Батиком украшают сарафаны, шейные платки, шарфики. Надевая платок, украшенный вручную, человек подчеркивает свою индивидуальность. Ведь батик - это не очередная штамповка, а работа художника, его творчество. Рисунок можно выбрать самому, а художник воплотит его в жизнь именно так, как Вам хочется.

Батик – это всегда уникально, это всегда хороший подарок как для себя, так и для близких. Ведь именно с помощью таких вещей люди создают свой неповторимый образ и свой стиль. Роспись ткани — отличный способ релаксации. Так что вопрос об актуальности батика в наши дни — даже не обсуждается Батик — это красиво, восхитительно, волшебно. У росписи по ткани нет  ограничений ни в стиле ни сюжете – можно нарисовать картину, орнамент, ограничиться цветовыми пятнами.

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Батик пробуждают их фантазию, способствует развитие личности.

Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на ткани бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

        Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики.

Я убеждена, что ручная работа, в отличие от промышленного производства, всегда будет высоко цениться. Пробуйте заниматься искусством батика!

Инструменты и материалы, необходимые

для занятий техникой батик.

  1. Альбом А4, простой карандаш, ластик, линейка, цветные карандаши или акварельные краски
  2. Набор кистей разных размеров  (белка или синтетика)
  3. Пластиковая палитра с углублениями  
  4. Ткань белая (хлопок, шелк, синтетика)
  5. Набор красок для росписи ткани «Батик. Хобби» Гамма на водной основе(в комплекте обязательно должна быть стеклянная трубочка и резерв). При желании можно поштучно.
  6. Пяльцы
  7. Деревянная рама 40 х 50 см
  8. Кнопки железные
  9. Баночка для воды
  10. Тряпка
  11. Фартук

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»

Консультация для родителей«Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»                        ...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».

Советы родителям по использованию нетрадиционных способов рисования. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомы...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».

Рисование для маленького ребенка - это не только серьезный труд, но это - и большая радость. Рисуют дети на стекле Рисуют дети на асфальте, Возводят город на песке, - Такого нет еще на карте. ...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».

Рисование для маленького ребенка - это не только серьезный труд , но это - и большая радость .Рисуют дети на стеклеРисуют дети на асфальте,Возводят город на песке, -Такого нет еще на карте.В руках мел...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».

Рисование для маленького ребенка - это не только серьезный труд , но это - и большая радость .Рисуют дети на стеклеРисуют дети на асфальте,Возводят город на песке, -Такого нет еще на карте.В руках мел...

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей"

Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей"...