консультация для родителей старшего дошкольного возраста "Подготовка к обучению техники письма"
консультация (старшая группа) на тему

1. Трудно ли ребёнку учиться писать?

2. Как помочь избежать трудностей

3. Последовательно или одновременно

4. Формирование графических навыков

5. Быстро и много, или правильно и тщательно?

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

                                                  Тема:

«Подготовка    к      обучению     техники     письма»


         (консультация родителей старшего дошкольного возраста)

                                                                                        Подготовила учитель-логопед                                                    

                                                                                        Терновская С.Ю.

                                                                                         ГБОУ школа № 2000 г. Москва

                                                    2016

Трудно ли ребенку учиться писать

     

          Письмо – совершенно новый вид деятельности для ребенка, начинающего школьное обучение. Большинство детей испытывают значительные трудности овладевая техникой письма. Как указывают врачи, физиологи, психологи, причины этого кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук ребенка быстро устают; утомляет и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение и т.д. По мере нарастания утомления движения кисти руки становятся все более неточными: размашистыми или слишком мелкими. Нередко утомление сочетается с трудностями зрительно-двигательной координации.

                                  Как помочь ребенку избежать трудностей.

Три направления подготовки ребенка к обучению технике письма

          Чтобы сократить затраты физических, умственных, нервных сил, снизить психологическую нагрузку на ребенка, необходимо провести значительную подготовительную работу.

Подготовку детей к обучению каллиграфии проводят в нескольких направлениях:

  • Гимнастика пальцев и кистей рук;
  • Ориентирование на листе бумаги;
  • Формирование элементарных графических навыков (с 5-5,5 лет – рекомендуют физиологи и медики).

          Одновременно с подготовкой к обучению технике письма необходимо самым тщательным образом развивать речевой слух ребенка:

  • умение слышать и вычленять из слов отдельные звуки,
  • формировать действие последовательного выделения звуков из слова.

           О развитии у детей этой способности рассказано при характеристике пособия «Звуки речи, слова, предложения – что это?»

 

Последовательно или одновременно

           Подготовку к обучению письму целесообразно вести одновременно во всех направлениях. Для упражнений пальцев и кистей рук можно использовать любое пособие по «пальчиковой гимнастике», выпущенное в нашей стране, или систему упражнений, предложенную в пособии «Я учусь писать». В пособии также имеются упражнения для развития умения ребенка ориентироваться на листе бумаги.

Гимнастика для пальцев и кистей рук проводится по 2–3 минуты в начале и в середине каждого занятия по подготовке к обучению грамоте. Упражнения по ориентированию на листе бумаги, как правило, целесообразно проводить в конце занятия. Развитию руки способствуют также игра с мозаикой и другими мелкими предметами, лепка, рисование, плетение, занятия ритмикой, физкультурой.

 

Формирование графических навыков

              Письмо с самого начала является сознательным актом. Обучение ему связано с требованием правильного и четкого изображения письменных знаков, а также с воспитанием настойчивости, стремления добиться наилучших результатов, воспитанием аккуратности, бережного отношения к тетради. Обучение письму невозможно без развития внимания, наблюдательности и таких сложных форм мыслительной деятельности, как анализ и синтез. Успех обучения письму в значительной мере зависит от того, насколько активен ребенок, что, в свою очередь, определяется воспитанием правильного отношения его к письменным заданиям.

В книге «Подготовка к обучению грамоте» четко рассказано о том, как ребенок должен:

  • правильно сидеть при письме,
  • расположить тетрадь,
  • держать ручку.

 

Быстро и много или правильно и тщательно

           На начальном этапе обучения письму детям требуется много времени для осознания действий, которые они должны осуществить, а затем закрепить их правильное выполнение и довести до автоматизма путем многократных точных повторений. Требование «пиши быстрее» приводит к тому, что ребенок не успевает закрепить правильный способ проведения линий.

           У каждого человека свой темп письма. Стремление взрослого ускорить на начальном этапе формирование навыка письма без учета особенностей ребенка может привести к обратному результату. При формировании графического навыка важны правильность и тщательность выполнения каждого задания, а не быстрота действий и не количество написанного. Продолжительность выполнения графических заданий не должна превышать 5–6 минут.

           Для подготовительных графических упражнений первоначально используется нелинованная бумага. Последовательность заданий рабочей тетради «Я учусь писать» основана на закономерностях формирования графического навыка письма как двигательного акта.

           Прежде всего отрабатываются ритмические круговые движения руки, имеющие широкий размах. Для этого даются контурные изображения таких предметов, как улитка, клубок ниток, шланг и т.д. Дети обводят, например, «домик» улитки, начинают с самого большого витка и, стараясь не отрывать ручку от бумаги, проводят все меньшие и меньшие витки. Волнистые линии, полуовалы, овалы, петли расположены на рисунках так, что ребенок переходит от широких движений к все более мелким. Линии на бумаге целесообразно предварять «репетицией» предстоящего движения в воздухе.

                Затем дети заштриховывают различные геометрические фигуры. Штриховка – это новый этап развития произвольной деятельности ребенка 6–7 лет. Детям приходится соблюдать довольно жесткие требования: штриховать, не заходя за контур рисунка, только в заданном направлении, соблюдать одинаковое расстояние между линиями.

            Систематическое выполнение разнообразных заданий на нелинованной бумаге и штриховка позволяет детям безболезненно перейти к письму в ученической тетради. Они учатся обводить рабочую строку, рисовать в ее пределах бордюры, писать элементы букв. Для того, чтобы ребенку легче было запоминать графические образы сложных элементов букв, их связывают с реальными предметами (например, прямая с закруглением – ручка зонтика).

Чему следует научить дошкольника в итоге подготовки к обучению грамоте

Детей необходимо научить самостоятельно, без помощи взрослого:

  • Выделять из слова любой звук, находящийся в сильной позиции;
  • Определять на слух последовательность звуков в одно- и двусложных словах любой структуры;
  • Соотносить изученные звуки с буквами;
  • Правильно и отчетливо произносить предложения;
  • Отделять в устной речи одно предложение от другого;
  • Выделять из устной речи слова;
  • Употреблять в речи термины «звук», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук»;
  • Выделять и обводить рабочую строку в ученической тетради.

 

           Подготовка к обучению грамоте направлена не только на усвоение детьми некоторого комплекса знаний и выработку ряда умений, но и на общее развитие ребенка. Этот период должен стать той почвой, на которой возможно формирование достаточно сложных видов умственной деятельности, необходимых для изучения в дальнейшем школьного курса русского языка.

                          Желаем ВАМ успехов!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему: «Пожарная безопасность»

Запомните самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности:Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!...

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему:«Капризы и упрямство»

. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить...

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему:«Профилактика речевых нарушений»

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста "Совместные игры детей и родителей "

Консультация для родителей "Совместные игры детей и родителей ". ...

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему: «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка.»

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему:«Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка.»Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с-к/в №7 Котрова Т.В.Авто...