СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ в ХХI веке В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
презентация на тему

Чайкина Татьяна Борисовна
Семья-по истине высокое творенье Она заслон надежный и причал Она дает призванье и рожденье Она для нас основа всех начал (Е. А. Мухачева.) Семья – уникальный первичный социум, дающий ребёнку ощущение психологической защищённости, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного, безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_roditeli_1.pptx426.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ в ХХ I веке В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Подгоовила : Чайкина Татьяна Борисовна Воспитатель МДОУ № 93

Слайд 2

Семья-по истине высокое творенье Она заслон надежный и причал Она дает призванье и рожденье Она для нас основа всех начал (Е. А. Мухачева .)

Слайд 3

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребёнку ощущение психологической защищённости, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного, безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Слайд 4

Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка , но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Слайд 5

ВО-ПЕРВЫХ Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предположения по взаимодействию с ребёнком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Слайд 6

ВО- ВТОРЫХ Это учёт индивидуальности ребёнка. Педагог постоянно поддерживая контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.

Слайд 7

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя её, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию её воспитательных функций: 1. Развитие интересов и потребностей ребёнка. 2. Распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей. 3. Поддержка открытости во взаимоотношениях разными поколениями в семье. 4. Выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций. 5. Понимание и принятие индивидуальности ребёнка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Слайд 8

Форма (лат. – forma ) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо. Коллективные (массовые) Индивидуальные Наглядно- информационные Все формы работы с родителями подразделяются на: Традиционные Нетрадиционные

Слайд 9

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие детей Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников. Наглядно-информационные формы – играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

Слайд 10

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Слайд 11

Информационно-аналитические Цель использования: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Формы проведения общения: Проведение социологических срезов, опросов. 2. «Почтовый ящик». Индивидуальные беседы и др.

Слайд 12

Информационно-аналитические формы взаимодействия с родителями Анкетирование Один из распространённых методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка. Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.

Слайд 13

Письменные формы взаимодействия с родителями Брошюры Помогают родителя узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нём. Пособия Содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года. Ежедневные записки Адресована непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребёнка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию. Бюллетень Можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях программы и др.

Слайд 14

Письменные формы взаимодействия с родителями Личные блокноты Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьёй, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Доска объявлений Это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др. Отчёты Это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов. Ящик для предложений Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Слайд 15

Классификация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями Познавательные Цель использования: Ознакомление родителей с возрастными и психолого-педагогическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Формы проведения общения: Семинары-практикумы. Тренинги Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме. Мини-собрания Педагогический брифинг Педагогическая гостиная Устные педагогические журналы Игры с педагогическим содержанием Педагогическая библиотека для родителей Исследовательско-проективные , ролевые, иммитационные , деловые игры и др.

Слайд 16

Познавательные формы взаимодействия с родителями Общее родительское собрание ДОУ. Педагогический совет с участием родителей. Цель данной формы работы с семьёй является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учёта индивидуальных потребностей. Родительская конференция Одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность .

Слайд 17

Познавательные формы взаимодействия с родителями Тематические консультации Организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Они могут проводиться и специалистами по общим специальным вопросам. Консультации близки к беседам. Педагогический консилиум Помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенню практическую помощь. Групповые собрания родителей Это форма ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи.

Слайд 18

Познавательные формы взаимодействия с родителями «Круглый стол» В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания. Родительский совет (комитет) группы. Это группа людей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников,,; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Тренинги Помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребёнком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребёнком, постигает новые истины.

Слайд 19

Познавательные формы взаимодействия с родителями «Дни открытых дверей» Дают родителям возможность увидеть стиль общения педагога с детьми, самим «включаться» в общение и деятельность детей и педагогов. Клубы для родителей Данная форма общения предполагает установлению между педагогами и родителями доверительных отношений . Презентации дошкольного учреждения Это своевременное в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями формы рекламы ДОУ. В результате такой работы родители знакомятся с Уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми.

Слайд 20

Познавательные формы взаимодействия с родителями Мини-собрания Выявляется интересная семья, изучается её опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие её позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема. Исследовательско-проективные , ролевые, иммитационные игры В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определённые знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.

Слайд 21

Познавательные формы взаимодействия с родителями Дни добрых дел Дни добровольной помощи родителей группе, ДОУ – ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателями и родителями. Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

Слайд 22

Познавательные формы взаимодействия с родителями Индивидуальные консультации Близки по своему характеру к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалификационный совет Посещение семьи Основная цель визита – познакомиться с ребёнком и его близкими в привычной для него обстановке. Педагогические беседы с родителями Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Слайд 23

Досуговые Цель использования: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Формы проведения общения: Совместные досуги, праздники Выставки работ родителей и детей Кружки и секции Клубы отцов, бабушек, дедушек . Семинары, практикумы и т. д.

Слайд 24

Досуговые формы взаимодействия с родителями Выставки работ родителей и детей Демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя. (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования) Помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихи, петь песни и т. д.

Слайд 25

Досуговые формы взаимодействия с родителями Благотворительные акции Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную игру дома, а любимая книга стала ещё интереснее и звучит по-новому в кругу друзей. Совместные походы и экскурсии Основная цель – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Из этих походов дети возвращаются обогащёнными новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

Слайд 26

Наглядно-информационные Формы проведения общения: Информационные проекты для родителей Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей Дни (недели) открытых дверей Открытые просмотры занятий и других видов деятельности Выпуск стенгазет Организация мини-газет Информационно-ознакомительные Информационно-просветительные

Слайд 27

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями Информационные листы Информация о дополнительных занятиях с детьми; объявления о собраниях, экскурсиях, событиях; просьбы о помощи; благодарность добровольным помощникам и т. д. Выставки, вернисажи детских работ Цель – демонстрирование родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы Уголки для родителей В нём размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей.

Слайд 28

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями Памятки для родителей Небольшое описание (инструкция) правильного выполнения каких-либо действий Родительская газета Оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Папки-передвижки Формируются по тематическому принципу. Папка даётся во временное пользование родителям. Видеофильмы Создаются по определённой тематике.

Слайд 29

В конце своего доклада хочется вспомнить замечательное стихотворение Марины Ширяевой Семья-это счастье, любовь и удача, Семья-это летом поездки на дачу Семья-это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты, Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет Семья-это труд, друг о друге забота Семья-это много домашней заботы! Семья-это важно! Семья-это сложно! Но счастливо жить одному не возможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья! Какая хорошая ваша семья!