Статья на тему: " Значение изобразительной деятельности в воспитании и всестороннем развитии ребенка дошкольного возраста"
статья на тему

Егорова Татьяна Кимовна

О важности эстетического воспитания в формировании личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение изобразительной деятельности в воспитании и всестороннем развитии ребенка дошкольного возраста

В соответствии с ФГОС дошкольного образования  одним  из составляющих элементов художественно-эстетического развития является становление у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания, которое является  одним из важных условий формирования личности ребенка и  предусматривает развитие способности  воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждении эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. Эстетическое воспитание в детском саду создает предпосылки для последующего полноценного развития каждого ребенка, в том числе для формирования изобразительного творчества. Наиболее полно изобразительное творчество у детей дошкольного возраста проявляется  в рисовании, лепке, аппликации. Овладевая этими видами изобразительной деятельности, дети приобретают возможность создавать изображения предметов и явлений действительности. А это позволяет активно, творчески выражать впечатления от жизни, свое понимание, свое эмоциональное отношение к ним. Развитие детского творчества рассматривается во взаимосвязи обучения и воспитания. Создание изображений, даже самых элементарных, предполагает наличие достаточно ясных представлений о предметах и явлениях. Для того, чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Следовательно, эти виды деятельности требуют развития зрительной и зрительно-моторной памяти, образования ясных зрительных представлений. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. В процессе изобразительной деятельности уточняются представления детей о свойствах и качествах предметов, о разнообразии изобразительных материалов и их свойствах. Под руководством взрослого дети постепенно приобретают способность анализировать предмет, расчленено воспринимать каждую его часть, сравнивать предметы и их части по величине, форме, цвету и в то же время воспринимать предмет в целом. Познание предметов и  их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании. Качества той или иной формы, величина, цвет становятся не только присущими отдельным, определенным предметам, но и обобщаются в понимании детей как присущие многим, любым предметам. Непосредственное, наглядное чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Успешное овладение изобразительной деятельностью  требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует этому воспитанию. Формирование представлений о предметах и явлениях с необходимостью требуют усвоение знаний о свойствах и качествах предметов, об их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, те. Производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует умственному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления. Также изобразительная деятельность является неотъемлемой  частью нравственного воспитания ребенка. У детей воспитывается интерес к изобразительной деятельности как к средству создания рисунков, вылепленных фигурок, понятных и интересных не только им самим, но и другим детям и взрослым. Понимание детьми изобразительной деятельности как доступного им средства показать что-то другим, рассказать о чем-то в образах вызывает потребность получить оценку воспитателя и друзей, побуждает интерес к работам других, к  их справедливой оценке.  Коллективные занятия   изобразительной деятельностью содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений. Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке друзей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо проявить усилие, приложить труд, овладеть умениями лепить, вырезать, рисовать, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином, что требует известной затраты физических сил, трудовых усилий, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. Участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них – один из видов трудового воспитания в дошкольном учреждении. Таким образом, в процессе изобразительной деятельности  осуществляются различные стороны воспитания – сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Но,  тем не менее,  основное значение имеет эта деятельность для эстетического воспитания ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с., ил., 16 л. Вкл.
  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М., 1999. – 344 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки во всестороннем развитии ребенка дошкольного возраста

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...

. Консультация для родителей: «Значение конструирования для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста»

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование (создание различных построек из строительного матери...

СТАТЬЯ Тема: «Актуальность использования игр с мячом для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста».

Мяч – одна из самых древних и любимых игрушек детей. Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии ребенка. Мяч таит в себе гармонию формы, яркость цвета, дина...

Статья "Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в развитии детей дошкольного возраста".

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в развитии детей дошкольного возраста      «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев...

Статья "«Значение конструирования для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста»

Описание значения занятий конструированием для речевого, познавательного, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития ребёнка....

Значение конструирования для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста

Термин «конструирование» (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.Под детским конструированием принято пон...

Консультация для родителей: «Значение конструирования для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста»

Консультация для родителей: «Значение конструирования для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста» Автор: Семидетнова А. В., воспитатель первой квалификационной категории, руководитель к...