Условия и факторы, влияющие на формирование культуры здоровья будущих школьников
статья (старшая группа) на тему

Бондарева Елена Владимировна

Для успешного формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе необходимо создать оптимальные педагогические условия. Ожегов С. И. дает определение понятию «условие» - это обстоятельство, от которого что-то зависит. Под «педагогическим условием» следует понимать деятельность педагога и ребёнка, которая способствует или не способствует их взаимодействию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_i_faktory.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Условия и факторы, влияющие на формирование культуры здоровья будущих школьников

Человеческое развитие, по мнению Б.Г. Ананьева, обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания; собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития.

Для успешного формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе необходимо создать оптимальные педагогические условия. Ожегов С. И. дает определение понятию «условие» - это обстоятельство, от которого что-то зависит. Под «педагогическим условием» следует понимать деятельность педагога и ребёнка, которая способствует или не способствует их взаимодействию.

Эти условия разделяют на внешние: материальная обеспеченность учебного процесса, наличие наглядных и прочих средств, компьютеризация обучения и т.п. и внутренние: уровни обученности, воспитанности, развитости детей, их отношение к учению и т.п. (Гребенюк О.С.).

Следует отметить, что педагогические условия выступают в виде определенной «системы», которая выражена в наборе утверждений. Конаржевский Ю.А. отмечает, что за целостную систему можно принять совокупность взаимодействующих элементов, представляющую целостное образование и объединенных единой целью.

Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение и укрепление здоровья детей? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия и факторы, влияющие на здоровье человека.

Образование – культура – здоровье являются фундаментальной основой здоровьесберегающей системы, стратегической целью которой является формирование гармонично развитой личности.

Остановимся на нескольких концептуальных позициях.

1. Целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья детей:

-приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;

-развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха и т. д.);

-формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций;

-воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека;

-развитие умений оказать первую медицинскую помощь;

-формирование знаний о здоровой семье, роли родителей и воспитании здоровых детей.

2. Целостность учебно-воспитательного процесса

Целостность предполагает, что все аспекты образовательного  процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья ребёнка. Это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств, форм, методов. Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье.

Целостность подразумевает и то, что процесс формирования культуры здоровья охватывает и обучение, и развитие, и воспитание детей, и это, в первую очередь, отражается на функциях управления образования.

3.  Создание оздоровительной  образовательной среды и использование ее педагогических возможностей на основе обновленных форм здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования развитой личности. Только тогда, когда в детском учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

Как известно, духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу.

4. Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.

Мы рассматриваем условия, как обстоятельства, от которых зависит развитие ребенка, те составные части или характеристики среды ближайшего развития дошкольника. Среда развития ребенка-дошкольника - это комплекс материально - технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию воспитательно - образовательного процесса в ДОУ.

Материально - технические и санитарно - гигиенические условия составляют первичную основу организации деятельности любого детского сада. Они регулируются нормативными документами, и их соответствие нормативным требованиям устанавливаются в процессе лицензирования деятельности дошкольных учреждений. Основу организации воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении составляют эргономические, эстетические и главным образом психолого-педагогические условия, которые определяются в процессе аттестации дошкольного образовательного учреждения. В воспитательно - образовательном процессе, осуществляемом в ДОУ, все три системы слиты в единую систему многостороннего развития воспитанников, которое опосредовано влиянием среды, возможностями ребенка и целенаправленной деятельностью педагогического коллектива.

Созданию оптимальной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении способствуют согласованная профессиональная деятельность всех специалистов ДОУ и социальное партнерство педагогов, детей и их родителей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы, влияющие на формирование опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста.

Статья подготовлена для публикации в вестнике педагогических работников Бердска "Педагогический калейдоскоп"...

Презентация для родителей по теме "Факторы влияющие на формирование опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста"

В презентации даётся определение ОДА, рассматриваются его функции. Далее речь идёт о трёх основных факторах, влияющих на формирование ОДА у дошкольников: рациональном питании, двигательной активности ...

Детская речь. Факторы, влияющие на формирование правильной речи.

Речь – историческая сложившаяся форма общения людей посредством языка.Высшее абстрактно-понятийное мышление невозможно без речи. Речевая деятельность имеет существенное значение для развития и д...

Факторы, влияющие на формирование успешности ребенка

       Материал, размещенный в консультации для родителей поможет им ответить на такие вопросы как "Какую цель Вы ставите перед собой, начиная воспитывать ребенка?" и "Какие...

Детский сад и семья как факторы, влияющие на формирование и развитие личности ребенка.

Детский сад и семья как факторы, влияющие на формирование и развитие личности ребенка....

Факторы влияющие на развитие культуры поведения в дошкольном возрасте.

Культура поведения в дошкольном возрасте.Влияющие факторы....

Презентация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников в условиях ДОУ и семьи»

Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников в условиях ДОУ и семьи...