Как поднять ребенка утром в детский сад
статья на тему

Сенина Любовь Якубовна
КАК ПОДНЯТЬ РЕБЕНКА УТРОМ В ДЕТСКИЙ САД 

"Мама, а когда мы будем в садик просыпаться не днем, а еще ночью?" – спросила дочка. "Скоро, моя хорошая, очень скоро…" Буквально на днях. 

Чем позже рассвет, тем сложнее разбудить и поднять ребенка. За прошлый "темный сезон" у нас с дочкой сложился утренний "сценарий", который позволяет относительно безболезненно разбудить девочку, собрать и отвести в сад. 

В этом "сценарии" несколько пунктов: 

1. Разбудить ребенка: ее тело и ее мозги, сознание. Вариант "поднять подняли, а разбудить забыли" не срабатывает. 

2. "Напитать" ее маминой любовью перед 11-часовой разлукой (дочь находится в саду с 8 утра до 7 вечера). 

3. Покормить и одеть без скандала. 

4. Вовремя вывести из дома! 

Обычно нам для этого нужен час времени. Но если хотя бы по одному из пунктов происходит сбой, "забастовка" или "зависание", мы опаздываем, я нервничаю, Мася тормозит, приходится бежать бегом, у обеих плохое настроение. 

Поэтому правило №1 – запасное время. 10-20 минут нужно всегда иметь в запасе. Если вдруг все прекрасно (такого не бывает, но если вдруг…), то можно идти в садик не торопясь – дальней дорогой (через рощу), рассматривая цветочки, листочки, облака, дождинки, снежинки. 

Правило №2. Утреннее время – детское время. Замечено, что ребенок ведет себя спокойнее, быстрее ест и одевается, если мама рядом и добрая. Поэтому маме лучше вставать раньше и собирать детские вещи в сад, готовить-разогревать завтрак, готовить одежду для себя, делать макияж и т. п. до того, как будить ребенка. 

Правило №3. Терпение, много терпения! И ласка. Стоит мне начать раздражаться, сердиться, как в ребенке просыпается либо противление, либо плохое настроение. И прощай доброе утро. 

Теперь к нашему сценарию. По нему пойду с последнего пункта к первому – от простого к сложному. 

- Вовремя выйти из дома 

Для этого все сумки (своя и детская) должны быть собраны заранее, вся одежда приготовлена. Детскую верхнюю одежду я кладу на табуретку в прихожей – куртка, перчатки (рукавички), шапка, шарф, теплые штаны, кофта. Рядом стоит приготовленная обувь. Ребенок берет все по порядку и надевает на себя, не путаясь. 

- Одеть и накормить 

Свежие колготки, футболка, белье для девочки лежат на краю кровати тоже в порядке одевания. И, умывшись, девочка уже одевается сама без напоминаний и растерянности "что надеть". 

Почему я кормлю ребенка перед садиком? Потому что бужу ее в 6:45, а завтрак в саду в 8:30. И потому что сытая она веселее и добрее, чем голодная. 

Завтрак простой, чтобы съедался легко и быстро – хлопья, молоко с печеньем, каша, блины, оставшиеся с ужина, иногда просто банан или творожок. 

Я вместе с дочкой пью свой чай или свой кофе, иногда ем. И мы разговариваем о том, какие у них занятия в садике сегодня по расписанию, какая погода, будут ли они гулять, какое платье я ей сегодня с собой положила. А также о том, что мы будем вечером вместе делать. 

- "Напитать ребенка мамой" 

То есть дать ребенку перед садиком изрядную порцию материнского внимания и материнской любви. "Напитать" – это слово из теории привязанности. "Напитанный" ребенок легче переносит разлуку, проще отпускает мать в садике, вообще более веселый и позитивный, менее капризный. 

Здесь у нас с дочкой в ход идет все: 
– совместный завтрак; 
– разговоры о том, что будем вечером делать вместе; 
– мамина помощь в еде и одевании; 
– улыбки, ласка, тактильный контакт; 
– утренние совместные ритуалы. 

Говорит психолог Надежда Зеленина: "В дестадовском возрасте ребенок еще остро нуждается в маме. Но жизнь часто ставит нас в условия вынужденной разлуки, а сад, как бы ни был хорош, ущербен для ребенка именно отсутствием мамы. 

Дать ребенку ощущение любви "с запасом", окунуть в чувство нужности "с головой" – это именно то, что придаст ему уверенности в себе и в мире, даже если мамы какое-то время рядом нет. 

Одна из самых распространенных детских травм – ощущение покинутости мамой или неуверенности, что мама придет. Дайте ребенку как можно больше уверенности в своей любви, это ключ ко многим успехам в его жизни. "Слишком" здесь не бывает." 

- Разбудить и поднять 

Ребенка будит не будильник, ребенка будит мама. И будит до победного конца – пока девочка не проснется окончательно, надежно. 

С самого раннего возраста у нас есть "просыпальная песенка", которую я пою девочке, когда бужу ее. Если девочка просит полежать с ней, мы немножко лежим в обнимку, сначала тихо (дочка досматривает свой сон), потом я начинаю ее потихоньку тормошить – массировать, щекотать… 

А потом начинается главное… 

НАША УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА, которую "мама делает Масей" 

Упражнения идут по определенному плану – разбудить кровеносную систему (сначала капилляры, потом большой круг кровообращения), голову, мышцы, позвоночник. 

Комплекс упражнений когда-то составляла для меня моя мама, она врач лечебной физкультуры. Сейчас я адаптировала упражнения для маленького ребенка и для пассивного исполнения. Пассивного – это когда я, как в тайском массаже, делаю все сама с ребенкиными руками, ногами, всем телом. 

Внимание! Я жестко стою на праве ребенка на телесную неприкосновенность! И прежде чем "делать зарядку Масей", я всегда уточняю, делаем зарядку или нет, можно или нет? Без озвученного согласия я могу ребенка только немного пощекотать, но если ребенок высказывает протест, сразу останавливаюсь. 

Также важно ничего не делать через мышечное сопротивление. И если ребенок зевает или потягивается, я жду. 

Перед зарядкой поворачиваю ребенка на спинку, но если не хочет на спинку, то как придется. 

1. Ручки-ножки 

Перебираю дочкины пальчики и сжимаю их в кулачки: "Пальчики, пальчики, ... – кулачки!" Потом сгибаю ей руки в локтях к плечам. Перебираю и потягиваю пальчики на ногах, постукиваю по пяточкам, кручу ступни (тихонечко), потом ее ножки сгибаю в коленях. 

Поднимаю дочкины ручки вверх (она лежит и "тащится" или досыпает) и мелко трясу. Вибрирую ими (адаптация упражнения для капилляров из системы Ниши), потом то же самое с ножками. 

2. Потягушки 

Растягиваю ребенка очень аккуратно или даю ей потянуться самой. 

3. Покатушки 

Ножки к животику, подбородок к груди, и раскачиваю ребенка, как шарик, вперед-назад, вправо-влево. Потом расправленного ребенка можно покатать по кровати. 

4. Опы-опы, пятки к попе 

Переворачиваю на животик, и далее все понятно. 

5. Самолетик 

Девочка уже почти или совсем проснулась. 

На животе. Руки согнуты в локтях, ладони смотрят вниз, ладони, локти и грудная клетка приподнимаются. Руки вытягиваются вдоль тела вперед или назад и поднимаются, тянутся вверх или вперед руки, грудная клетка и выпрямленные ноги. 

Это упражнение девочка делает только сама. Пассивно сделать его очень сложно. Если не хочет, то переходим к следующему упражнению. 

6. "Мася-рыбка" 

Тоже упражнение из системы Ниши. Я беру девочку за голени и потряхиваю так, что все ее тельце вибрирует – как рыбку за хвостик растрясаю. 

После этого или девочка встает (садится) сама, или я поднимаю ее и крепко обнимаю – сжимаю. Иногда она падает, и тогда мы еще минуточку играем – я поднимаю, она падает, я поднимаю и говорю о том, что у нас на завтрак. Деть переползает к столу и играет либо досыпает последние мгновения, пока я накрываю на стол. 

Что такой утренний ритуал дает нам с дочкой? 

Помимо того, что девочка нормально и не торопясь просыпается и разминается, такое экологичное пробуждение позволяет нам с ней не ссориться из-за ее нежелания просыпаться. Мы общаемся друг с другом, тискаемся, болтаем, смеемся. Мы радуемся друг другу. 

Детское время невозвратно. Я много работаю, совместного времени у нас не так много, как хотелось бы. И такие моменты общения и общей радости очень ценны для меня, как и совместные прогулки по Москве в выходной, чтение книг, вместе испеченный кекс и вместе убранная комната. 

Мы можем дарить друг другу радость утреннего общения почти каждый день, и было бы, наверно, неправильно этим не пользоваться. 

Говорит Надежда Зеленина: "Знаете, чем отличается времяпрепровождение женщины, которая на самом деле успевает и в детской жизни участвовать, и карьеру делать, и собой заниматься? Насыщенностью. Концентрацией позитивных эмоций. Если даже у вас есть всего час в сутки на полноценное общение с детьми, пусть оно будет наполненным не суетой и гонкой, а самыми светлыми чувствами и состояниями". 

Наталья Калашникова
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_podnyat_rebenka_utrom_v_detskiy_sad.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПОДНЯТЬ РЕБЕНКА УТРОМ В ДЕТСКИЙ САД 

"Мама, а когда мы будем в садик просыпаться не днем, а еще ночью?" – спросила дочка. "Скоро, моя хорошая, очень скоро…" Буквально на днях. 

Чем позже рассвет, тем сложнее разбудить и поднять ребенка. За прошлый "темный сезон" у нас с дочкой сложился утренний "сценарий", который позволяет относительно безболезненно разбудить девочку, собрать и отвести в сад. 

В этом "сценарии" несколько пунктов: 

1. Разбудить ребенка: ее тело и ее мозги, сознание. Вариант "поднять подняли, а разбудить забыли" не срабатывает. 

2. "Напитать" ее маминой любовью перед 11-часовой разлукой (дочь находится в саду с 8 утра до 7 вечера). 

3. Покормить и одеть без скандала. 

4. Вовремя вывести из дома! 

Обычно нам для этого нужен час времени. Но если хотя бы по одному из пунктов происходит сбой, "забастовка" или "зависание", мы опаздываем, я нервничаю, Мася тормозит, приходится бежать бегом, у обеих плохое настроение. 

Поэтому правило №1 – запасное время. 10-20 минут нужно всегда иметь в запасе. Если вдруг все прекрасно (такого не бывает, но если вдруг…), то можно идти в садик не торопясь – дальней дорогой (через рощу), рассматривая цветочки, листочки, облака, дождинки, снежинки. 

Правило №2. Утреннее время – детское время. Замечено, что ребенок ведет себя спокойнее, быстрее ест и одевается, если мама рядом и добрая. Поэтому маме лучше вставать раньше и собирать детские вещи в сад, готовить-разогревать завтрак, готовить одежду для себя, делать макияж и т. п. до того, как будить ребенка. 

Правило №3. Терпение, много терпения! И ласка. Стоит мне начать раздражаться, сердиться, как в ребенке просыпается либо противление, либо плохое настроение. И прощай доброе утро. 

Теперь к нашему сценарию. По нему пойду с последнего пункта к первому – от простого к сложному. 

- Вовремя выйти из дома 

Для этого все сумки (своя и детская) должны быть собраны заранее, вся одежда приготовлена. Детскую верхнюю одежду я кладу на табуретку в прихожей – куртка, перчатки (рукавички), шапка, шарф, теплые штаны, кофта. Рядом стоит приготовленная обувь. Ребенок берет все по порядку и надевает на себя, не путаясь. 

- Одеть и накормить 

Свежие колготки, футболка, белье для девочки лежат на краю кровати тоже в порядке одевания. И, умывшись, девочка уже одевается сама без напоминаний и растерянности "что надеть". 

Почему я кормлю ребенка перед садиком? Потому что бужу ее в 6:45, а завтрак в саду в 8:30. И потому что сытая она веселее и добрее, чем голодная. 

Завтрак простой, чтобы съедался легко и быстро – хлопья, молоко с печеньем, каша, блины, оставшиеся с ужина, иногда просто банан или творожок. 

Я вместе с дочкой пью свой чай или свой кофе, иногда ем. И мы разговариваем о том, какие у них занятия в садике сегодня по расписанию, какая погода, будут ли они гулять, какое платье я ей сегодня с собой положила. А также о том, что мы будем вечером вместе делать. 

- "Напитать ребенка мамой" 

То есть дать ребенку перед садиком изрядную порцию материнского внимания и материнской любви. "Напитать" – это слово из теории привязанности. "Напитанный" ребенок легче переносит разлуку, проще отпускает мать в садике, вообще более веселый и позитивный, менее капризный. 

Здесь у нас с дочкой в ход идет все: 
– совместный завтрак; 
– разговоры о том, что будем вечером делать вместе; 
– мамина помощь в еде и одевании; 
– улыбки, ласка, тактильный контакт; 
– утренние совместные ритуалы. 

Говорит психолог Надежда Зеленина: "В дестадовском возрасте ребенок еще остро нуждается в маме. Но жизнь часто ставит нас в условия вынужденной разлуки, а сад, как бы ни был хорош, ущербен для ребенка именно отсутствием мамы. 

Дать ребенку ощущение любви "с запасом", окунуть в чувство нужности "с головой" – это именно то, что придаст ему уверенности в себе и в мире, даже если мамы какое-то время рядом нет. 

Одна из самых распространенных детских травм – ощущение покинутости мамой или неуверенности, что мама придет. Дайте ребенку как можно больше уверенности в своей любви, это ключ ко многим успехам в его жизни. "Слишком" здесь не бывает." 

- Разбудить и поднять 

Ребенка будит не будильник, ребенка будит мама. И будит до победного конца – пока девочка не проснется окончательно, надежно. 

С самого раннего возраста у нас есть "просыпальная песенка", которую я пою девочке, когда бужу ее. Если девочка просит полежать с ней, мы немножко лежим в обнимку, сначала тихо (дочка досматривает свой сон), потом я начинаю ее потихоньку тормошить – массировать, щекотать… 

А потом начинается главное… 

НАША УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА, которую "мама делает Масей" 

Упражнения идут по определенному плану – разбудить кровеносную систему (сначала капилляры, потом большой круг кровообращения), голову, мышцы, позвоночник. 

Комплекс упражнений когда-то составляла для меня моя мама, она врач лечебной физкультуры. Сейчас я адаптировала упражнения для маленького ребенка и для пассивного исполнения. Пассивного – это когда я, как в тайском массаже, делаю все сама с ребенкиными руками, ногами, всем телом. 

Внимание! Я жестко стою на праве ребенка на телесную неприкосновенность! И прежде чем "делать зарядку Масей", я всегда уточняю, делаем зарядку или нет, можно или нет? Без озвученного согласия я могу ребенка только немного пощекотать, но если ребенок высказывает протест, сразу останавливаюсь. 

Также важно ничего не делать через мышечное сопротивление. И если ребенок зевает или потягивается, я жду. 

Перед зарядкой поворачиваю ребенка на спинку, но если не хочет на спинку, то как придется. 

1. Ручки-ножки 

Перебираю дочкины пальчики и сжимаю их в кулачки: "Пальчики, пальчики, ... – кулачки!" Потом сгибаю ей руки в локтях к плечам. Перебираю и потягиваю пальчики на ногах, постукиваю по пяточкам, кручу ступни (тихонечко), потом ее ножки сгибаю в коленях. 

Поднимаю дочкины ручки вверх (она лежит и "тащится" или досыпает) и мелко трясу. Вибрирую ими (адаптация упражнения для капилляров из системы Ниши), потом то же самое с ножками. 

2. Потягушки 

Растягиваю ребенка очень аккуратно или даю ей потянуться самой. 

3. Покатушки 

Ножки к животику, подбородок к груди, и раскачиваю ребенка, как шарик, вперед-назад, вправо-влево. Потом расправленного ребенка можно покатать по кровати. 

4. Опы-опы, пятки к попе 

Переворачиваю на животик, и далее все понятно. 

5. Самолетик 

Девочка уже почти или совсем проснулась. 

На животе. Руки согнуты в локтях, ладони смотрят вниз, ладони, локти и грудная клетка приподнимаются. Руки вытягиваются вдоль тела вперед или назад и поднимаются, тянутся вверх или вперед руки, грудная клетка и выпрямленные ноги. 

Это упражнение девочка делает только сама. Пассивно сделать его очень сложно. Если не хочет, то переходим к следующему упражнению. 

6. "Мася-рыбка" 

Тоже упражнение из системы Ниши. Я беру девочку за голени и потряхиваю так, что все ее тельце вибрирует – как рыбку за хвостик растрясаю. 

После этого или девочка встает (садится) сама, или я поднимаю ее и крепко обнимаю – сжимаю. Иногда она падает, и тогда мы еще минуточку играем – я поднимаю, она падает, я поднимаю и говорю о том, что у нас на завтрак. Деть переползает к столу и играет либо досыпает последние мгновения, пока я накрываю на стол. 

Что такой утренний ритуал дает нам с дочкой? 

Помимо того, что девочка нормально и не торопясь просыпается и разминается, такое экологичное пробуждение позволяет нам с ней не ссориться из-за ее нежелания просыпаться. Мы общаемся друг с другом, тискаемся, болтаем, смеемся. Мы радуемся друг другу. 

Детское время невозвратно. Я много работаю, совместного времени у нас не так много, как хотелось бы. И такие моменты общения и общей радости очень ценны для меня, как и совместные прогулки по Москве в выходной, чтение книг, вместе испеченный кекс и вместе убранная комната. 

Мы можем дарить друг другу радость утреннего общения почти каждый день, и было бы, наверно, неправильно этим не пользоваться. 

Говорит Надежда Зеленина: "Знаете, чем отличается времяпрепровождение женщины, которая на самом деле успевает и в детской жизни участвовать, и карьеру делать, и собой заниматься? Насыщенностью. Концентрацией позитивных эмоций. Если даже у вас есть всего час в сутки на полноценное общение с детьми, пусть оно будет наполненным не суетой и гонкой, а самыми светлыми чувствами и состояниями". 

Наталья Калашникова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "КАК ПОДНЯТЬ РЕБЕНКУ НАСТРОЕНИЕ"

Через игровые приемы можно отлично отвлечь ребенка от его переживаний!...

"Как поднять ребенку настроение?"

КАК ПОДНЯТЬ РЕБЁНКУ НАСТРОЕНИЕ8 проверенных способовВаш ребенок грустит? Поговорите с ним, выясните причину и сделайте все, чтобы поднять настроение.1. Собираем слезинкиРебенок плачет и вы не знаете к...

Как правильно ребенку лечь спать ночью и легко встать утром в детский сад.

Как правильно ребенку лечь спать ночью и легко встать утром в детский сад....

Консультация для родителей «КАК ПОДНЯТЬ РЕБЕНКУ НАСТРОЕНИЕ»

Консультация для родителей «КАК ПОДНЯТЬ РЕБЕНКУ НАСТРОЕНИЕ»...

КАК ПОДНЯТЬ РЕБЕНКА УТРОМ В ДЕТСКИЙ САД

                            КАК ПОДНЯТЬ РЕБЕНКА УТРОМ В ДЕТСКИЙ САДЧасто утром перед походом в детский сад превращается в о...

Консультация для родителей "Как разбудить ребенка утром в детский сад: без истерик?"

Часто утро перед походом в детский сад превращается в один сплошной кошмар. Причем это стресс, как для родителей, так и ребенка. Поэтому важно пробуждать ребенка от сна правильно....