Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Консультация для родителей "Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета.

      Давайте поговорим о том, что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета. Все мы знаем, что приятно ощущать, как удивляются и восхищаются окружающие люди, наблюдая, как ваш ребёнок ловко орудует ложкой и вилкой за обедом, здоровается со всеми, умеет благодарить и говорить «будь здоров», когда это нужно. Поэтому важно приобрести максимальные знания о воспитании и общении с ребенком.

      Зачастую родители удивляются, почему дети не только не знают правила детского этикета и правила детского общения, но и к тому, же знают кучу матерных слов, на чужих людях ведут себя грубо, капризничают за столом, когда отдыхают взрослые. Естественно, все эти действия ребенок подсмотрел вокруг себя. Как правило, ребенок – зеркало своих родителей. Он старается с самого малого возраста копировать отца и мать, ведь он принимает их за «главных» во всем мире. А так как у ребенка память еще не забита ничем, она чиста, то он впитывает в себя все подряд. Поэтому одним из принципов детского этикета является обучение различию между хорошим и плохим в ходе общения с ребенком. А делать это лучше всего на основе примера из жизни, так как громкий голос, крик, строгость в действиях не будут столь наглядными, как жизненный случай.

     Гласные и негласные правила и нормы нашего поведения окружают нас постоянно. Большинство из поступков взрослый человек делает, особо не раздумывая, это уже на уровне инстинктов. Но ребёнок этих правил еще не знает и не понимает. Поэтому ответом на вопрос «как общаться с ребенком» будет - нужно все терпеливо и доступно объяснять ему каждый день на протяжении многих месяцев. Всех особенностей человеческих отношений ребенок сразу же не поймет, но со временем все придет, если вы постоянно находитесь в общении с ребенком. Причем нельзя ребенку что-либо навязывать. К примеру, ему не понравились кто-либо из ваших друзей, не нужно заставлять ребёнка с ними здороваться, пусть он останется при своем мнении, а вам лучше разобраться, почему ребенок не хочет общаться с этими людьми. Друзья, могут пойти вам на встречу и не протягивать ребенку руку, а присесть и потом поздороваться – этим они уравняют права, а ребенок почувствует заботу и понимание, что поможет сблизиться.

Детский этикет в домашних условиях

     Как правильно общаться с ребенком дома? Все мы понимаем, что если ребенок дома редко слышит слова «спасибо»«пожалуйста», то и на людях он будет употреблять их достаточно редко, так как он не будет понимать их цели. Если родители постоянно перекусывают на ходу, едят из кастрюль или салатниц, то и от ребенка чего-то требовать это слишком. Помните, он будет пародировать вас по максимуму. Нет желания смотреть на себя со стороны? Заострите внимание на общении и воспитании ребенка, значит, вам нужно стать более внимательными, вежливыми по отношении друг к другу, а также припомнить правила этикета. Личный пример заразителен. А видя других взрослых, которые ведут себя неподобающе, указывать на них ребенку и объяснять минусы в их поведении. В чем же состоит практическое значение этикета? Этикет позволяет людям без особых усилий пользоваться уже готовыми формами вежливости, принятой в данном обществе различными группами людей и на различных уровнях.

Этикет в общении

     Любая беседа – это обмен мыслями и, вопреки мнению некоторых, она не предназначена для демонстрации остроумия или красноречия. Умение вести беседу искусство, хотя и своеобразное.

     Речевой этикет определяет, какими словесными формулами лучше воспользоваться, если надо: поприветствовать, поздравить, поблагодарить, загладить вину, обратиться к кому-то с просьбой, пригласить куда-то, выразить соболезнования.  

     Воспитанный человек редко рассказывает в обществе о своих личных делах, отношениях на работе, своих детях, недомоганиях, заботах, привычках, вкусах. Без особой надобности он не поделится и тем, что делал с утра.

     Не перебивайте, когда кто-нибудь говорит, особенно если это человек преклонного возраста. Не следует подсказывать слова рассказчику, заканчивать за него фразу и, тем более, вслух исправлять стилистические ошибки. Вообще взрослым людям постарайтесь не делать никаких замечаний. Молодежь между собой иногда может себе это позволить, но только в дружеской форме.

    Не следует делать замечаний чужим детям, особенно в присутствии их родителей или других людей. Своих детей не нужно показательно воспитывать при посторонних.

Этикет за столом

     Начальные навыки детского этикета ребенок получает за обеденным столом.

     Самое общее правило – говорить за столом нужно о чем-либо спокойном, не следует затрагивать острых тем, предпочтительна остроумная и легкая беседа. За столом принято говорить на темы, повышающие аппетит.

     Вообще, во время беседы за столом следует избегать разговоров о семейной жизни, неудачах, болезнях, доходах семьи. Не следует также говорить в обществе о делах, касающихся только вас и вашего собеседника, не стоит затрагивать и вопросов, понятных только вам двоим. Также не принято за столом говорить о людях, с которыми присутствующие не знакомы. В общем, говорите только о том, что всем понятно, приятно. Не устраивайте допросов врачу, адвокату и другим приглашенным, обладающим полезной для вас профессией.

     Присутствующий среди гостей достаточно известный человек не должен говорить все время только о себе и о своих профессиональных проблемах, ему следует выслушивать хотя бы время от времени мнение других гостей. Любой гость, который обсуждает лишь одну тему, не принимая во внимание интересы слушателей, может вскоре потерять собеседников.

     Не обязательно говорить«Приятного аппетита», садясь за семейный стол. Но после еды нужно сказать «спасибо» и спросить разрешения встать из-за стола, когда это необходимо сделать раньше других.

Как нужно себя вести при общении с ребенком

     В наши дни, как это ни прискорбно, дети часто подвергаются опасным ситуациям, а родители в такой момент могут находиться не с ребенком. Поэтому важно понимать, как общаться ребенку с взрослыми и нельзя пугать ребёнка милиционерами или сторожами, а нужно пояснить, чтобы он держался с взрослыми на расстоянии, но не считал их заклятыми врагами. Однако ребенок должен четко понимать, что если ему обещают вкусное мороженное, он должен отказаться. Если это организовать в форме игры, ребенку будет легче усвоить правила детского этикета, касающиеся безопасности. Добиваясь исполнения наших желаний в области воспитания, родители могут невзначай обидеть своего ребенка громким окриком или грубым словом. А ребенок в этом видит другое. Таким образом, необдуманный родительский поступок может «свести на нет» все действия, направленные на обучение детскому этикету вашего ребёнка.

     С самого раннего возраста приучайте ребенка поддерживать порядок в своей комнате. У него должны быть четко обозначенные обязанности по дому, посильные и необременительные. Наличие таких домашних дел дисциплинирует ребенка, приучает к труду и при умелом руководстве со стороны родителей, воспитывает его, развивает интеллект, учит этикету. Ведь участие в домашних делах вместе со взрослыми позволяет маленькому человеку взглянуть на окружающую его привычную обстановку глазами родителей, почувствовать, как его собственные усилия в том или ином деле способствуют созданию в доме уюта и красоты.

Чистота и опрятный вид родителей – одно из средств сохранения их авторитета у детей. Небритый отец, мать в грязном халате – дети невольно отмечают эти детали. Мать, забирая ребенка, например, из детского сада, должна позаботиться о своем внешнем виде. Дети склонны к сравнениям. Их наблюдательность значительно острее, чем обычно кажется родителям.

Основные правила обучения этикету

1. Не устраивайте авралов - это бесполезно. Обучение этикету требует времени и системного подхода. Пытаясь преподать ускоренный курс, заставляя ребенка запоминать множество сложных правил, мы лишь вызовем его раздражение.

2. Начинайте с главного. Выберите одну-две проблемы, которые в первую очередь требуют внимания (например, поведение за столом).

3. Будьте позитивны и конкретны. Говорите о том, что нужно делать, а не о том, что не нужно. Вместо того чтобы сказать: "Не держи вилку в кулаке" или "Не будь грубым с гостями", лучше показать: "Держи вилку вот так" или "Когда к нам придет Сергей Сергеевич, посмотри на него вот так, пожми руку и скажи "Здравствуйте"".

4. Ищите обоснования. Дети лучше запоминают правила, когда им объясняют конкретную причину, например: "Если ты будешь болтать во время фильма, другие зрители не услышат актеров"  

5. Подсказывайте. В постоянном напоминании о правилах хорошего тона нуждаются все дети, даже старшие. Старайтесь поправлять ребенка с глазу на глаз или, если вы находитесь на людях, делайте это шепотом или особым жестом - это избавит его от чувства неловкости.

6. Не жалейте похвалы. Закрепляйте ею те манеры, которые вы хотели бы видеть. Хвалите даже за самые малые достижения. Ребенок хорошо запомнит такую реакцию с вашей стороны: "Конечно, я дам тебе печенье, ведь ты так вежливо попросила" или "Мне очень понравилось то, что ты открыл дверь перед тетей. Сразу видно, что ты уже большой". Обратите внимание, как сияет ребенок, когда его хвалят за хорошее поведение.

7. Показывайте пример. Иногда это оказывается самым трудным - служить образцом для подражания. Если хотите, чтобы ребенок ел, сидя за столом, а не на бегу, вы должны делать то же самое и не поддаваться искушению доедать остатки салата у мойки. А для того, чтобы обратить внимание детей на наши манеры, полезно комментировать свои действия: "Я придержала тяжелую дверь для этого мужчины с тростью - ведь ему было трудно".

И еще - чем чаще вы говорите "спасибо" и "пожалуйста" своим детям, тем скорее эти слова войдут в их собственный лексикон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Конференция "Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год. Организация летнего отдыха детей".

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны ...

Беседа с родителями детей 5-6 лет: "Что знают наши дети о правилах дорожного движения?"

Своими словами, систематически и ненавязчиво знакомте детей с правилами, которые должен знать ребёнок....

Протокол родительского собрания Тема: «Чему научились наши дети» с показом детской деятельности (дидактические и сюжетно-ролевые игры). Итоги учебного года.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида «Умка»          Протокол родительского собрания ...

Родительское собрание в младшей группе "КАК ПОВЗРОСЛЕЛИ И ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ НАШИ ДЕТИ ЗА ЭТОТ ГОД. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ".

quot;КАК ПОВЗРОСЛЕЛИ И ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ НАШИ ДЕТИ ЗА ЭТОТ ГОД. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ"....

Протокол родительского собрания в старшей группе ДОУ «Чему научились наши дети» с показом детской деятельности (дидактические и сюжетно-ролевые игры). Итоги учебного года."

- рассказать родителям чему научились дети за год (с показом презентаций),- поговорить о перспективах на следующий учебный год....

Родительское собрание «Школьные годы. Чему научились наши дети» с показом детской деятельности (дидактические и сюжетно-ролевые игры). Итоги учебного года

laquo;Школьные годы. Чему научились наши дети» с показом детской деятельности (дидактические и сюжетно-ролевые игры). Итоги учебного года...