Консультация для родителей
консультация на тему

Тимербулатова Альфия Асраровна

Играя, ребёнок учится и познаёт мир!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  на тему  «Играя, ребёнок учится и познаёт жизнь»

Игра, как известно, имеет особое значение в жизни ребёнка - она является важнейшей и чрезвычайно эффективной в детском возрасте формой социализации ребёнка, она обеспечивает освоение мира человеческих отношений. Игра содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребёнка форме. Игра не разъединяет, а, напротив объединяет мир взрослых и мир детей, обеспечивая создание условий для психического развития и взросления, подготовки ребёнка к будущей жизни. В игре ребёнок развивается интеллектуально, познаёт окружающий мир, усваивает навыки общения со взрослыми и сверстниками. В процессе игры ребёнок входит в мир социальных отношений, познаёт себя и других.

Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, основным методом обучения и воспитания. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития личности ребёнка.

Руководить игрой сложно. Одна из трудностей связана с тем, что мы не должны жёстко диктовать детям во что и как играть. При таком руководстве игра теряет присущие ей признаки ведущего процесса и тогда вместо развития происходит ломка этой специфической детской деятельности. Творческая игра начинает зарождаться в раннем возрасте. Для её возникновения и последующего развития большое значение имеет ведущая в этом возрасте предметная деятельность, основным содержанием которой является знакомство детей с назначением, использованием, свойствами предметов. В совместной со взрослыми деятельности происходит освоение разнообразных действий с предметами. Всё, что дети делают в повседневной жизни, они отображают в своих играх. Таким образом, в первой младшей группе игра носит сюжетно-отобразительный характер, в процессе её дети учатся решать игровые задачи предметным способом. На первом этапе дети осваивают развёрнутые игровые действия с игрушками, при их выполнении они с удовольствием повторяют в играх знакомые события (долго кормят куклу, как это делает воспитатель или мама, при этом каша в тарелке воображаемая). Затем наступает момент, когда дети начинают обобщать игровые действия с игрушками. Внешне это проявляется в быстром, как бы свёрнутом выполнении того или иного игрового действия (девочка не подносит многократно ложку ко рту куклы, а выполняет действие 1-2 раза и говорит, что кукла поела). Благодаря развёрнутым игровым действиям с игрушками дети осваивают назначение предметов. Чем разнообразнее эти действия, тем содержательнее игра, а разнообразие зависит от впечатлений. Обобщённые игровые действия говорят об освоении детьми ещё более обобщённых предметных способов.

Следующим сложным предметным способом в решения игровых задач являются игровые действия с предметами – заместителями.

Дальнейшее усложнение предметных способов решения игровых задач связано с появлением игровых действий с воображаемыми предметами. Если при использовании предмета – заместителя имеется определённый знак, опора на предмет, то воображаемый предмет надо ребёнку представить, что довольно сложно, но для психического развития малыша имеет очень большое значение. (Например, с пустой ладошки надо взять воображаемое угощение – конфету, яблоко). Достигнутый уровень освоения предметных способов приводит к тому, что дети начинают отдельные игровые действия заменять словами. («Куколка поела, погуляла и её надо укладывать спать»). Ценность сюжетно-отобразительной игры заключается в том, что в ней дети имеют возможность так же как и в повседневной жизни, закреплять знания о назначении и свойствах предметов, но представленных не реальными вещами, а в виде игрушек. Причём в играх малыши могут отобразить даже такие действия, которые недоступны им в реальной жизни (как будто, понарошку сварить кашу в кастрюле, вымыть игрушечную посуду и т. д.)

Маленькие дети ещё не всегда могут понять и осознать, что реальное событие можно отобразить в игре, в этом случае воспитатель является инициатором возникновения обучающих игр. Для включения детей в игру воспитатель учит каждого из них ставить игровые задачи. Игровая задача – это небольшой эпизод из жизни, отображаемый в игре.

Игровые задачи, которые ставят дети в этом возрасте очень простые по содержанию – кормление куклы, укладывание её спать и др. Цепочки игровых задач составляют сюжетную линию игры, её содержание. Научившись ставить игровые задачи, дети всё чаще по собственной инициативе включаются в игру и ставят при этом разрозненные или взаимосвязанные игровые задачи. На начальном этапе сюжетно – отобразительной игры малыши обычно ставят разрозненные игровые задачи, например, сначала играют с машинкой, потом увлекаются игрой с собачкой, затем берут какую-то другую игрушку. Такое игровое поведение вполне допустимо для детей этого возраста. Постепенно малыши начинают связывать игровые задачи единой сюжетной линией и ставят уже не разрозненные, а взаимосвязанные игровые задачи. Это объясняется тем, что у детей уже более богатый жизненный и игровой опыт.

В сюжетно-отобразительной игре обычно повторяются одни и те же знакомые события, т. е. дети ставят однотипные игровые задачи, которым их научил воспитатель. Такие задачи называются репродуктивными (кормление куклы, купание куклы, т. д.).

Обогащение впечатлений об окружающем мире приводит к тому, что некоторые дети пытаются отображать в играх новые события и, таким образом, ставят игровые задачи, которые называются элементарными инициативными (позвонить по телефону). Постановка элементарных инициативных игровых задач свидетельствует о зарождении творчества в игре, появлении новых замыслов, что имеет значение для развития творческой игры.

В сюжетно-отобразительной игре надо начинать развивать у детей самостоятельность. В реальной жизни мы часто слышим от малышей «Я сам!», в игре тем более они должны иметь право на самостоятельность. Как дети могут проявлять самостоятельность в игре? Под руководством воспитателя они учатся самостоятельно ставить игровые задачи и выбирать различные предметные способы для их решения. Как развивать самостоятельность у детей в игре? Когда воспитатель в совместной игре ставить игровые задачи, и подсказывает каким предметным способом их можно решить, надо предоставить ребёнку максимальную возможность для проявления самостоятельности.

Освоенные игровые действия с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами постепенно включаются в самостоятельные игры. Основным приёмом руководства здесь является активизирующее общение воспитателя с детьми.

Что такое активизирующее общение? Это такое общение воспитателя с детьми, которое помогает подвести детей к самостоятельности, творческому применению обогащённого реального и игрового опыта, побуждает детей к проявлению инициативы в игре (общение в виде проблемных ситуации – они направляют на творческий поиск, мобилизуют знания, игровой опыт). Это сложный процесс. Вступая в активизирующее общение, необходимо учитывать уровень развития игры конкретных детей, представлять перспективу её совершенствования. Воспитатель в любой деятельность вступает с детьми в общение, и в игре тоже. Различие заключается в том, что во время обогащения игрового опыта, воспитатель особым образом обучает детей, передавая им свой игровой опыт. В этом случае взрослому принадлежит ведущая роль, он - организатор игровой деятельности. В ходе активизирующего общения воспитателя с детьми акценты смещаются: взрослый как бы отходит на второй план, он умело направляет детей на проявление самостоятельности, инициативы, творчества в игре. Кроме того, игровые проблемные ситуации, поставленные воспитателем в совместных играх, находятся в зоне ближайшего развития. В момент предъявления ребёнок не может их решить самостоятельно. А в процессе активизирующего общения игровые проблемные ситуации ставятся с учётом уровня актуального развития, ребёнок может самостоятельно их разрешить. При организации предметно- игровой среды и осуществлении активизирующего общения в процессе игры создаются игровые проблемные ситуации, побуждающие детей к самостоятельной постановке игровых задач, решению их разнообразными предметами и ролевыми способами, а также к взаимодействию. Как видно, правильная организация предметно-игровой среды косвенным образом выступает активизирующим фактором, привлекающим детей к игре. Следовательно, активизирующее общение не только рассматривается как отдельный компонент руководства игрой, но и является неотъемлемой частью всех компонентов: ознакомление с окружающим миром в активной деятельности (игра по своей природе социальна, в её основе – явления окружающей действительности. (Важно и то, что через игры ребёнок имеет возможность пережить ещё неизвестные ему в реальной жизни чувства, приобщиться к деятельности людей); обогащение игрового опыта; организация предметно-игровой среды.

Закончить хочется словами  Игра есть высшая ступень человеческого развития…Игра есть честнейшее, духовнейшее произведение человека на этой ступени развития и есть в то же время образец и копия всей человеческой жизни… источники всего доброго находятся в игре и исходят из неё». Он доказывал, что игра для ребёнка – влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она – его собственная жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...