Мастер-класс «Взаимодействие детского сада с родителями»
консультация (старшая группа) на тему

Кондратьева Гользиря Мунавировна

Работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dou_7_kondrateva_g.m.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Взаимодействие детского сада с родителями»

 

Воспитатель: Кондратьева Г.М. (первая квалификационная категория)

г.Лениногорск, МБДОУ «Детский сад №7».

Цель: -обеспечение психолога - педагогической поддержки семьи, повышения компетентности родителей, а также инициативности работы педагогов с родителями.

Ведение (теоретическая часть)

В настоящее время актуальной проблемой остается взаимодействие педагогов ДУ с родителями, которое  предполагает: партнерство с родителями

1) обмен мыслями, чувствами, переживаниями;

2) сообщение родителям знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам;

3) самообразование педагогов, повышение профессиональных и коммуникативных умений.

Неотъемлемая часть взаимодействия – общение педагога на родительском собрании. Как организовать эту встречу так, чтобы данное мероприятие оставило позитивный след в памяти родителей, чтобы не было формальным? Наш мастер-класс будет состоять из 2 частей. Первая будет посвящена, непосредственно, общению с родителями на родительском собрании. Я предлагаю поучаствовать в  мастер-классе, прошу быть активными всех и просто поиграть.

Я предлагаю вашему вниманию несколько упражнений, которые можно включить на родительском собрании.

Практическая часть.

1. Первое упражнение уместно провести на первом организационном собрании

Упражнение №1 «Волшебный клубочек»

Цель. Активизировать общение родителей между собой, развитие коммуникативных способностей, повысить эмоциональный настрой и сплоченность родителей

Материалы: сундучок, два клубочка

Участники: приглашаются 5 человек на роль родителей

Ход. В сундучке два клубочка. Первый познакомил детей между собой в новом коллективе. Дети представили себя друг другу. Второй для родителей. Родители садятся в круг. Клубочек передается по кругу. Каждый из присутствующих представляет себя, коротко рассказывает о своей семье, ребенке, традиции, увлечения. Начинает игру воспитатель.

Какие впечатления может оставить это упражнение?

Согласитесь, очень приятно т. о. познакомиться с родителями, узнать побольше друг о друге, на такой положительной нотке идет знакомство и сплочение коллектива.

Упражнение №2 «Чтение сказки»

Второе упражнение показывает, на сколько же важно доводить до сознания ребенка какую-то информацию и каким образом это сделать лучше. Например, при чтении художественной литературы.

Цель. Показать значимость эмоционального контакта с ребенком

Материалы: детская книжка, карточки с пояснениями к заданию

Участники: приглашаются 4 человека на роль родителя и 1 человек для роли ребенка.

Ход. Участники-родители читают предложенный отрывок следующим образом.

1 участник: читает отрывок, сидя к ребенку спиной. (мнение ребенка) Вы согласны? Что-то хотите дополнить?

2 участник: читает отрывок, повернувшись лицом, не отрывая взгляда от текста. (мнение ребенка)Вы согласны? Что-то хотите дополнить?

3 участник: эмоционально читает отрывок, лишь изредка подсматривая текст. (мнение ребенка)Вы согласны? Что-то хотите дополнить?

4 участник: эмоционально читает отрывок, приводя примеры из жизни, опыта ребенка. (мнение ребенка)Вы согласны? Что-то хотите дополнить?

Итак, скажите какое именно чтение воспринимается лучше? Почему?

Вывод: Эмоциональное чтение с обсуждением из опыта ребенка с искренней заинтересованностью взрослого воспринимается ребенком лучше.

Упражнение №3 «Экзамен»

Зачастую, мы даже не подозреваем насколько важна речь обращенная к ребенку, формулировка, интонация, взгляд, слова и т. д. Упр. «Экзамен» поможет родителям понять возможность влияние родительского слова для ребенка.

Цель. Подвести родителей к осознанию влияния родительского слова на ребенка

Материалы: карточки с пояснениями к заданию

Участники: приглашаются 5 человек на роль родителя и 5 человек для роли ребенка.

Ход. Участники-родители читают предложенные два варианта высказываний, а участник-ребенок описывает те чувства и эмоции, которые он испытывает в том и другом случае. (пары выходят в зал, я раздаю «родителям» слова)

1. Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера, в следующий раз будет еще лучше. Сегодня получилось не очень хорошо.

Какой ты сегодня молодец, ведь можешь же, когда хочешь! Ты молодец!

2. Если ты сегодня хорошо выполнишь задание, я буду любить тебя еще сильнее. А сейчас что, не любишь?

Постарайся сегодня выполнить задание хорошо, ты умница, я тебя люблю! Я тебя люблю всегда!

3. Делай все так, чтобы мне не было за тебя стыдно. Ребенок боится, что родителям может быть стыдно за него страх перед этим развитие комплексов.

Старайся выполнить все хорошо, в любом случае я тебя поддержу. У ребенка создается «ситуация успеха» положительное ориентирование на результат.

4. И как только ты в школе будешь учиться! Развивается страх перед неуспехами в школе комплексы неполноценности.

У тебя все получится, если не сейчас, то потом, ты умница! «ситуация успеха»

5. Ты должен быть только отличником! нервозность, страх перед школой, вдруг не получится быть отличником в школе.

Старайся, у тебя все получится, ты молодец! «ситуация успеха».

Итак, какой же мы должны сделать вывод из этого упражнения?

Вывод: Для ребенка необходима «ситуация успеха», положительное ориентирование для развития полноценной личности.

Упражнение № 4 «Привлекательная игрушка»

Следующее упр. «привлекательная игрушка» показывает родителям, что зачастую, покупая ребенку ту или иную игрушку либо игру, мы хотим освободить себя, немного отдохнуть, т. о. заняв ребенка. Покупаем модные дорогие игрушки. А ребенку важно общение с ним, эмоциональный контакт. Как же сделать любую игрушку желанной и привлекательной и каким образом?

Цель. Показать значимость эмоционального контакта с ребенком

Материалы: игрушки (микрофон, кукольный пальчиковый театр, «шнурочки», фигурки животных «доктор», инструкции по выполнению задания

Участники: приглашаются 5 человек на роль родителя и 5 человек для роли ребенка. (раздаю карточки «родителям» после каждого «представления». обсуждение. Вопрос «какой это родитель»)

Ход. Участники-родители предлагают игрушку ребенку в соответствии с поставленной инструкцией«вечно торопящийся родитель»«вечно занятой родитель»«внимательный родитель»«любящий родитель»«жадный родитель». Участник-ребенок описывает те чувства и эмоции, которые он испытывает в том и другом случае.

Какой же мы должны сделать вывод из этого упр.? Как бы мы не были заняты, мы должны найти время для общения игры со своими детьми.

Вывод: Любой предмет может стать желанной игрушкой для ребенка при условии эмоционального участия в игре близкого взрослого при наличии его искреннего участия.

2. Вторая часть нашего мастер – класса немного отличается от первой и будет посвящена теме без конфликтного общения с родителями.

Родители бывают разными. По настроению, темпераменту, случаю. Как сделать общение с родителями бесконфликтным? Как найти ключик к каждому? Давайте попробуем порассуждать вместе. А помогут вам в этом два следующих упражнения.

Упражнение № 5 «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель. Осознание эмоционального восприятия родителей

Материалы: кисти, краски, листы, вода; музыкальное сопровождение.

Участники: приглашаются 5 человек. Здесь мы не выступаем в роли художников, это никто оценивать не будет, достаточно просто отразить в рисунке свои чувства и эмоции.

Ход. Педагогам предлагается в группе по 2 человека создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства в любой технике. Затем – портрет родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции. Работы сопровождает соответствующая музыка.

Участники обсуждают выполненные работы по плану:

1).Какие качества отражены в портрете

2).Ваши чувства, эмоции при рисовании

3).Какие пути контактов надо использовать, по вашему мнению.

Обсуждение заканчивается выводом: пути контактов надо искать с любым родителем.

Упражнение № 6 «Кто эта маска?»

Как уже было сказано выше, мы ежедневно встречаемся с любыми родителями и также мы пришли к выводу, что с любыми родителями в любой ситуации нужно искать выход, нужно с ними общаться, выводить их на положительное общение. Итак след. Упр. «Кто это маска».

Цель. Развитие умения у педагогов снизить эмоциональную напряженность ситуации и перейти в деловое обсуждение вопроса. Развитие умения производить впечатление в соответствии с выбранным образом и восприятие.

Но перед проигрыванием давайте поговорим, порассуждаем, какие же правила и инструкции могут нам помочь в поиске положительной линии общения с любым родителям в любой конфликтной ситуации. Итак, «рекомендации по разрешению и предотвращению конфликтов» (раздать)

Участники: приглашаются 5 человек на роль родителя и 5 человек для роли педагога. А сейчас, мы немного поупражняемся.

«родители» - «маски поведения»

«педагоги» - вопрос - предложение – проблема

- инструкции для разрешения каких-либо предстоящих и возможных конфликтов.

Не стесняемся, свободно играем свои роли, а мы (зал) должны угадать «кто это маска», которую изображает родитель.

Ход: участники обыгрывают данные ситуации. Анализируют полученные результаты. Делаются выводы о важности умения договариваться с родителями, находить способы выхода из трудной ситуации.

После каждой ситуации: - кто это маска?

- справился ли педагог?

- какой выход нашел?

- Какие инструкции использовал?

Вывод: Мы должны уметь договариваться с родителями.

Инструкции по разрешению и предотвращению конфликтов

1. Объясни, обсуди, расскажи – будь открыт к общению. Четкое, аргументированное, достаточно искреннее общение.

Общаться мы с родителями должны всегда открыто, без стеснения, свободно.

2. Формируй систему «МЫ». Ориентация на совместные действия, на действия с детьми.

Т. е. мы – это воспитатели и дети. Родители что-то делают не для воспитателя, а для детей «мы и дети».

3. Выстраивай психологические границы«правильно ли я поняла, что Вы хотели… Давайте уточним, Вы имели ввиду…» Это прием построения уважительного отношения ценностям собеседника, отсутствие домыслов, принятие ответственности только за свои действия.

Мы не поддаемся на какие-то провокации конфликта, отвечаем за свои действия, а родители посмотрят на себя какбы со стороны.

4. Используй технику активного слушания и «я – высказывания». Активное слушание - повторение высказываний собеседника в утвердительной форме. «я – высказывания» (сообщение от первого лица) позволяют обозначить собственный взгляд на ситуацию, не оказывая давления на собеседника.

Например, родители – погода ужасная, на дорогах пробки, воспитатели – да действительно погода ужасная, на дорогах пробки.

5. Используй свои профессиональные знания и открытия. Каждый ребенок – индивидуален, каждая встреча с родителем – особенная. Используй свои знания, пополняя их.

Мы не стоим на месте в плане самообразования, исследования психологии детей, мы должны знать особенности психологии каждого ребенка.

6. Откажись от попыток определить, кто виноват, а кто прав. Важнее заняться конкретной ситуацией, а не играть в «судьи».

Мы решаем какую-то проблему, а не судим людей.

7. Не становись «мамочкой» для всех. Важно

8. Отгадай причину негативного поведения родителя. Мотивы могут быть от простых и понятных до скрытых и замысловатых (сложный рабочий день, сложность в воспитании, смерть супруга, негатив к дет. саду и др.)

Мы должны научиться понимать каждого родителя, любого, принимать какие-то проблемы, быть толерантными ко всем родителям.

9. Переключи собеседника на информационные сообщения. Перейди в деловое обсуждения вопроса, используй информацию о достижения ребенка, о событиях в дет. саду.

Мы отключаемся от негатива родителя в данном случае, переключаясь на конкретную информацию, спокойное общение и обсуждение вопросов.

Сейчас я предлагаю Вашему вниманию видеоролик о детях, давайте немного расслабимся, подумаем и отдохнем.

Видеоролик…

Я хочу закончить свой мастер – класс на том, что самым главным в нашей работе методом является любовь к детям. Это самый верный и самый необходимый метод. Мы дарим Вам заповеди для родителей «обращение ребенка к родителям, которые помогут нам найти ключик к сердцу детей. Научат понимать их, слышать и просто любить. строить общение на равных, признавая право родителей принимать решение и даже ошибаться, но при этом верить в их позитивную направленность.

Каждый родитель в праве сам находить нужное решение, также определять линию развития своего ребенка. Родитель хочет лучшего для своего ребенка.

Всем участникам выдаются памятки «Заповеди».

Заповеди для родителей

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не думай, что ребенок твой: Он человек. Он - личность.

3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.

4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

5. Не относись к его проблемам свысока. Ибо тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен: ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки.

6. Не унижай!

7. Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для твоего ребенка, мучь, если можешь и не делаешь.

8. Помни – для ребенка сделано не достаточно, если не сделано все.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Заповеди для родителей

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не думай, что ребенок твой: Он человек. Он - личность.

3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.

4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

5. Не относись к его проблемам свысока. Ибо тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен: ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки.

6. Не унижай!

7. Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для твоего ребенка, мучь, если можешь и не делаешь.

8. Помни – для ребенка сделано не достаточно, если не сделано все.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Используемая литература:

• «МЦФЭР Образование. Справочник педагога-психолога. Детский сад» № 12, 2014 г., №1, 2015г., №8, 2015.

• М «ВАКО» «Родительские собрания» 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей детского сада на тему: «Реализация принципов интеграции и комплексно-тематического построения образовательного процесса в свете выполнения ФГТ».

Программа мастер-класса1.     Введение педагогов в проблему:  постановка проблемы;    актуальность проблемы;   цели и задачи мастер-класса.2...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

Мастер - класс для воспитателей детских садов «Нетрадиционные методы работы с родителями».

Задача: Познакомить воспитателей с одним из нетрадиционных методов работы с родителями....

Мастер-класс «Организация работы детского сада и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по средствам изготовления лэпбуков»

Лэпбук - эффективная педагогическая технология, позволяющая активизировать творческий потенциал ребенка, развитие его интеллектуальных возможностей, интереса к исследовательской деятельности, результа...

Мастер - класс для воспитателей детского сада "Организация театральной деятельности в детском саду"

Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. ...

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...

Конкурсное задание. Мастер - класс для педагогов детского сада "STEAM-лаборатория – детская территория успеха"

laquo;Фестиваль педагогического мастерства – 2022»номинация "Лучший воспитатель"Мастер  - класс«STEAM-лаборатория – детская территория успеха»Наши дети ле...