Памятка для родителей на тему: "Как развивать речь детей"
консультация (младшая группа) на тему

Заранок Ольга Васильевна

Данный материал поможет родителям как правильно организовать игровую деятельность своего ребенка, чтобы он развивался правильно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka.docx383.44 КБ

Предварительный просмотр:

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ ДЕТЕЙ

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем, ведь известно, что письменная речь формируется на основе устной. Для благоприятного развития речевых процессов у ребенка необходимо создание условий, способствующих формированию речевых навыков. Содержание работы по развитию речи предполагает следующие направления:

Фонематическое восприятие

Прежде, чем научить ребенка правильно произносить звуки родного языка, надо сначала научить его распознавать эти звуки, различать их на слух. Для этого необходимо выполнять упражнения и игры, направленные на развитие фонематического восприятия, слухового внимания и речевого слуха.

Упражнение «Слушай звуки»

Из звукового ряда надо на слух выделить нужный звук, например «К» (хлопнуть в ладоши). Произносимые звуки: У, Г, Д, К, Х, Б…

Упражнение «Придумай слово»

Ребенок придумывает слово с заданным звуком (в начале, в середине или в конце слова).

Упражнение «Запомни и повтори»

Взрослый произносит различные звуки (сначала 3 – 4 звука, затем можно больше), ребенок слушает, запоминает, потом в том же порядке повторяет.

Интонационная выразительность речи

Выразительность речи, интонационная окраска высказываний, мелодичность, плавность говорения – это весьма важные речевые характеристики. Упражнения, направленные на правильную подачу дыхания, голоса, темпа и просодики речи способствуют развитию у ребенка дикции, умения четко, грамотно и красиво говорить. Невыразительная, монотонная речь, бормотание, приносят ребенку немало трудностей, особенно при чтении стихотворений, а дальше, в школе эти трудности доставляют еще больше неприятностей. Помимо комплекса общения, стеснения отвечать у доски, недостатки устной речи часто влияют на письменную речь, что ведет к снижению успеваемости. Например, попробуйте упражнение по изменению одного и того же звукокомплекса по высоте и силе. Взрослый предлагает ребенку сказать, например, МЯУ:

- громко (кот рядом и просит есть);

- тихо (кот за дверью);

- высоким голосом (маленький котенок);

- низким голосом (старый кот).

Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: ИГОГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.п.

И еще несколько правил:

- Следите пожалуйста, за тем, что вы говорите и как;

- В собственной речи четко проговаривайте все слова и окончания слов;

- Обращайте внимание детей на то, что всегда можно подобрать подходящее слово, если не знаешь, как правильно надо сказать: скажи по другому;

- Больше читайте детям, давая тем самым образец правильного, литературного произношения;

- Хвалите своего ребенка даже за небольшие успехи.

Фоноритмика

Это совокупность произношения звуков двигательных движений. Фоноритмика помогает детям при произношении звуков формировать кинестетические ощущения, так как движения руками или телом многократно усиливают импульсы, идущие к коре головного мозга. Взрослый может самостоятельно подобрать двигательные упражнения под любой звук. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Необходимо привлечь внимание ребенка к одновременности выполнения звукоподачи и движений рук или тел, их ритмичности и четкости. Например:

-Звук А (широко открываем рот, язык лежит на «дне» рта, широко разводим руки в стороны А-а-а).

-Звук О (губы округляем, руки соединяем над головой, изображая круг О-о-о).

-Звук У (вытягиваем губы трубочкой, руки протягиваем вперед У-у-у).

-Звук И (губы растягиваем в улыбку, зубы видны, звук произносим более высоким голосом, поэтому поднимаем указательный палец вверх И-и-и.

-Звук Ы (губы растягиваем, показывая нижние зубы, нижняя челюсть опускается, неглубокий наклон туловища вперед Ы-ы-ы.

-Звук Э (открываем рот и высовываем язык «дразнимся», руку вытягиваем вперед ладошкой вверх Э-э-э.

Дыхательная гимнастика

Занятия дыхательной гимнастикой требуют выполнения определенных правил:

- Каждое дыхательное упражнение ребенок должен выполнять под контролем взрослых;

- При выполнении упражнений ребенок должен удобно сидеть, расслабившись и опустив плечи;

- Необходимо строго следить за дозированностью игр (не более 10-15с);

- При выполнении упражнений щеки не раздувать, слюни не пускать.

Упражнение «Футбол»

Скатать ватный шарик, поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуть на шарик, загоняя его в ворота.

Упражнение «Снегопад»

Сделать снежинки из ваты или из бумаги. Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ему сдувать «снежинки» с ладони.

Упражнение «Горячий чай»

Поднести две ладошки «чашечкой» к губам. Растянуть губы в улыбку, широкий плоский язычок положить на нижнюю губу, длительно дуть на одном выдохе на язычок.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения артикуляционной гимнастикой формируют у детей точные движения языка, развивают умения быстро и правильно переключаться с одной артикуляционной позы на другую. Артикуляционная гимнастика тренирует мышцы речевых органов, и полезна даже детям с правильным, но вялым звукопроизношением.

Упражнения для активности языка, губ, щек:

- Открыть рот и закрыть.

- Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

- Надуть щеки и расслабить.

- Движения нижней челюсти вбок.

- Втянуть щеки и расслабить.

- Нижними зубами закусить верхнюю губу.

- Показать зубы верхней челюсти, а затем зубы нижней челюсти.

- Облизать нижнюю и верхнюю и верхнюю губу.

- Набрать воздух под верхнюю, а затем под нижнюю губу.

- «Перегонять» воздух из одной щеки в другую.

- Высунуть язык, тянуть его то вверх, то вниз.

- Покусать широкий кончик языка зубами.

- Пощелкать языком, как цокает лошадка.

Пальчиковая гимнастика

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. В результате формирования ручной умелости кисти рук и пальцы ребенка приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Упражнение «Рыбки»

- Рыбки плавают, ныряют в чистой тепленькой воде (ладони соединить, изображать волны).

То зажмутся, разожмутся, то зароются в песке (сжимать и разжимать пальцы, кисти вращать).

Упражнение «Семья»

- Этот пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папа, Этот пальчик мама,

Этот пальчик Я: Вот и вся моя семья!

(пальцы в кулачках, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, раскрыть все пальчики, затем поиграть с пальчиками на другой руке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения тематического вечера для родителей детей среднего дошкольного возраста по теме: «Играя, развиваем речь детей»

Погружение родителей детей среднего дошкольного возраста в проблему профилактики и коррекции психоречевых нарушений  и организации коррекционно-развивающей среды....

Памятка для родителей: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Памятка для родителей: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»....

Памятка для родителей на тему:Как развивать речь ребёнка дома?"

Памятка для родителей на тему:Как развивать речь ребёнка дома?"...

Памятка для родителей на тему: "Как развивать интерес к чтению у детей"

laquo;Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». (В. А. Сухомлинский)С чего начинать?        Начинать нужно с собиран...

Буклет-памятка для родителей "Как формировать и развивать речь ребенка. Подготовка к школе"

Данный материал предназначен для заинтересованных родителей будущих первоклассников и состоит из советов логопеда и психолога....

Памятка для родителей на тему: «Как развивать у детей интерес к чтению».

laquo;Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». (В. А. Сухомлинский)Как сделать так, чтобы ребенку понравилось слушание книги?Не нужно бояться отойти от тек...