Консультация для родителей
консультация по теме

Крюкова Ольга Владимировна

Психолого-педагогические основы организации в ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей58.24 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические основы организации в ДОО

Образовательный процесс в ДОУ – это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с ФГОС.

Целостность – характерная черта педагогического процесса детского сада. Ведь, в отличие от системы школьного образования, в педагогическом процессе детского сада нет четкой границы в формах организации процессов воспитания и обучения ребенка. Однако в современной науке и практике дошкольного образования проблема целостности педагогического процесса рассматривается как одна из ведущих. Целостность педагогического процесса понимается как целостность процессов социализации и индивидуализации дошкольника, сохранения природы ребенка и «ее развития в культуре, обогащения индивидуального культурного опыта в процессе включения в социокультурный опыт, единства развития и образования.

Познавательное и умственное развитие и воспитание детей

В философии «познание» - это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе. Развитие познавательной деятельности в дошкольном детстве обеспечивает формирование таких умений, как умение учиться, получать образование в течение всей жизнедеятельности.. Важное условие интеллектуального развития и взросления ребёнка – это создание у него системы основных знаний и представлений об окружающей жизни. Личность дошкольника развивается в результате постижения всего опыта, который был накоплен людьми в процессе цивилизации.

Умственное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для         всей         его         дальнейшей         деятельности.
Умственное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством         общения.
Умственное развитие дошкольника происходит в процессе деятельности: вначале в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Наиболее эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания.

Педагогическая поддержка в образовательном процессе детского                     сада

Сегодня ученые большое внимание уделяют процессу педагогической поддержки в обучении дошкольников и рассматривают разные ее аспекты.

Так, О.С. Газманом вместе с Т.В. Aнохиной разработаны основные принципы обеспечения педагогической поддержки:

‒ согласие ребенка на помощь и поддержку;

‒ опора на наличные силы и потенциальные возможности личности;

‒ вера в эти возможности;

‒ ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;

‒ совместность, сотрудничество, содействие;

‒ конфиденциальность (анонимность);

‒ доброжелательность, безоценочность;

‒ безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

‒ реализация принципа «не навреди»;

‒ рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Н.Н. Михайлова выделяет четыре тактики педагогической поддержки: «защиту», «помощь», «содействие» и «взаимодействие».

В русле изучаемой проблемы на различных этапах формирования речевой готовности детей к обучению в школе с учетом реальных обстоятельств, сложности проблемы и способности их к осознанной самостоятельной деятельности, педагог выбирает вид педагогической поддержки и выстраивает ту или иную ее тактику.

Сегодня ученые, сравнивая различные модели образовательного процесса, приходят к выводу о необходимости использования педагогической поддержки в работе с детьми, как наиболее эффективной формы взаимодействия педагога с ребенком.

Педагогика поддержки предполагает принципиально отличный от авторитарного способ постановки целей образования. Первая задача – установить контакт, наладить продуктивную коммуникацию на основе уважения и доверия. Вторая связана с необходимостью понять ребенка. Педагог должен разобраться в его внутреннем мире, выявить те потребности, способности, интересы, которыми он уже обладает. Только затем можно сделать следующий шаг – помочь ребенку понять самого себя, осознать свой потенциал, определить и вербализовать цель собственного развития. Таким образом, в рамках педагогики поддержки цель образования оказывается результатом совместных усилий воспитателя и воспитанника.

Самое главное – в рамках парадигмы педагогики поддержки воспитатель и воспитанник становятся равноправными субъектами, сотворцами образовательного процесса, а отношения между ними приобретают подлинно субъект-субъектный характер.

Прагматизм как педагогическая концепция

Прагматизм (от др.-греч. πράγμα – дело) – психолого-педагогическая концепция, согласно которой целью воспитания и обучения является самоутверждение личности (Ч. Пирс, Р. Джеймс, Д. Дьюи и др.).

В основе прагматизма лежит психологическое течение функционализма. Функциональная психология рассматривала проблему действия под углом зрения его адаптационного смысла и его направленности на решение жизненно важных для ребенка и взрослого проблемных ситуаций. Соответственно в рамках педагогической концепции был сделан вывод о том, что в основе процесса воспитания и обучения должны лежать интересы детей. Более того, сегодня уже разработана классификация типов детского темперамента (Д. Крейси), которая позволяет определить предпочитаемый для развития ребенка вид деятельности и игры.

Она опирается на пары типологических черт, проявляющихся в поведении детей: экстраверсия – интроверсия, здравомыслие – интуиция, размышление – переживание, рассудительность – импульсивность. Их сочетание характеризует активность и темперамент детей.

Неопозитивизм как педагогическая концепция

Неопозитивизм (от лат. positivus – положительный, данный в опыте) – философско-педагогическая концепция, которая пытается осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией (Дж. Вильсон, Л. Кольберг, Р. Питерс и др.), основной целью воспитания и обучения детей становится воспитание рационально мыслящего человека.

Это связано с тем, что в условиях НТР арсенал научных знаний все время меняется – постоянными остаются только законы мышления: постановка цели и задач деятельности, разработка гипотезы, выбор средств и методов реализации своего замысла, фиксация результатов, их анализ и выводы. Поэтому представители неопозитивистской педагогики, например Э. Шартье (Франция), понимают процесс воспитания и обучения как переход от детского состояния к положению "хозяина своей судьбы" ("самоосвобождение"). Такое стремление к "самоосвобождению" позволяет перейти ребенку от примитивного детского мышления к мышлению критическому. Находясь в детском саду, ребенок должен иметь возможность проявить инициативу в выборе деятельности, спланировать дальнейшую работу, выполнить ее и обсудить результаты со взрослыми и/или сверстниками. Поэтому детей учат не получать готовые знания, а добывать их самостоятельно.

Экзистенциализм как педагогическая концепция

Экзистенциализм (фр. existentialisme; от лат. exsistentia – существование) – философско-психологическое течение, которое легло в основу одноименной педагогической концепции.

Экзистенциализм считает, что в современном, полном опасностей и тревог мире человеческое существование ("экзистенция") и переживание своего бытия находится под постоянной угрозой (Хайдеггер, Бубер, Камю и др.). Под влиянием социальных условий человек "ломает" или "теряет" свое Я и, как следствие, не может творить мир таким, каким он хочет его видеть. Такое видение мира, характерное для философии экзистенциализма, отражается на положениях педагогической концепции.

Экзистенциализм отличает общее недоверие к педагогической теории, так как воспитание и обучение претендуют на знание объективных закономерностей ребенка, а таких не существует (К. Гоулд, З. Брейзах (США), У. Баррет (Великобритания), А. Фаллико (Италия), М. Марсель (Франция), Т. Морита (Япония) и др.). Они считают, что программы, методы и приемы воспитания и обучения не нужны, так как разрушают детскую личность. Единственной альтернативой является так называемый ситуативный подход. Воспитанию детей должны способствовать реальные жизненные ситуации – спонтанные или созданные самим педагогом. Планирование воспитательно-образовательной работы становится "открытым", т.е. педагогу предоставляется возможность отклоняться от плана занятий, учитывая настроение и интересы детей. При этом собственное творчество воспитанников поощряется так же, как и у нас, однако взрослые должны как можно меньше помогать малышам, потому что они не могут понять их замыслов и помешают их воплощению в жизнь. Кроме того, привычные для нас структурированные занятия со всей группой по отдельным разделам – развитие речи, ручной труд и т.д. – не характерны для детского сада. Предпочтение отдается индивидуальной работе и работе в малых группах.

Бихевиоризм как педагогическая концепция

Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – психологическое течение, которое призывает изучать не сознание, а поведение человека. Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение (Дж. Уотсон, Б. Скиппер, К. Халл, Э. Толмен и др.).Главная         идея         бихевиоризма         как психолого-педагогической концепции заключается в том, что поведение ребенка является управляемым процессом. Важную роль в организации и осуществлении процесса воспитания и обучения играет идея алгоритмизации обучения.

В Великобритании проблема управления результатами обучения решается с помощью постановки целей воспитательнообразовательной работы на год, месяц через прогнозирование результатов разного уровня на каждом этапе работы. Каждый структурный элемент содержания программы может быть усвоен на различных уровнях сложности:

– первый уровень – репродуктивный уровень обученности и воспитанности, воспроизведение информации по памяти;

– второй уровень – уровень интерпретирующей активности, включающий обнаружение недостающих элементов, выделение характерных элементов, обнаружение связей между элементами, между элементами и целым;

– третий уровень – поисковый уровень, включающий анализ и синтез, разработку алгоритма решения проблемных задач.

Современные отечественные концепции дошкольного воспитания

Характер и значимость любой педагогической концепции определяется уровнем развития общества с его социальным заказом к образованию и предположением возможностей для его реализации. В общем виде их можно разделить на концепции, ориентированные на авторитарную систему воспитания, и на концепции, связанные с гуманистической системой воспитания. Первые – социально-ориентированные, вторые личностно-ориентированные.

Наряду с общими концепциями, разрабатываемыми в рамках реализации государственной политики РНФ, в педагогической практике используются авторские концепции, которые углубляют и дополняют теоретические положения стратегических документов.

Выделяют 4 базовые группы, в которые можно объединить современные концепции воспитания:

1. концепции социального воспитания (Б.П.Битинас, В.Г.Бочарова), основанные на идеях системно-социального проектирования.

2. личностно-ориентированные культурологические концепции (Е.П.Белозерцев, Е.В.Бондаревская), основанные на человекоцентрированноый картине мира, личностном и культурологическом подходах, гуманизации воспитания.

3. общественно-ориентированные концепции коллективного воспитания (И.А.Зимняя, М.И. Рожков), основанные на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания.

4. личностно-ориентированные концепции самоорганизации воспитания (С.В.Кульневич, Н.М.Таланчук).

Современные подходы и методики воспитания детей дошкольного возраста

Развитие и воспитание детей дошкольного возраста — одна из самых важных и сложных задач образования. Ведь на этом этапе начинается долгий путь социализации маленького человека, его дорога к становлению полноценным членом социума. Дошкольное воспитание — это отправная точка путешествия, знакомство с главными правилами жизни общества.

В современном обществе, стремящемся к мультикультурализму, существует заказ на поликультурное самосознание. В то же время не следует забывать и об этнокультурном. В этом есть некоторый намек на противоречие, однако продуктивнее будет рассматривать это сочетание как преследующие различные цели, хоть и взаимосвязанные. В России этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста базируется на принципе народности, выдвинутом выдающимся отечественным педагогом Константином Дмитриевичем Ушинским. Он считал основой воспитания родной язык, обычаи и традиции народа, изучение истории родной страны. Этнокультурное воспитание в современной системе образования следует считать фундаментом патриотического воспитания, поскольку его целью является приобщение детей к духовным ценностям, родному языку, культуре, то есть к основным компонентам родного этноса, естественно, через призму этнокультурной специфики социум.

Другим важнейшим запросом современного общества является поликультурное воспитание дошкольников. В России социокультурная среда всегда была полиэтнична, поэтому данный аспект занимает особое место в системе образования. И если задачей этнокультурного воспитания является любовь к Родине, российской цивилизации, то в поликультурализме на первое место выходит толерантность, то есть уважение к другим народам, культурам и их ценностям.

Поликультурное воспитание прививает общекультурные качества, которые в будущем позволят гражданам России успешно выстраивать отношения с представителями иных этнических групп и общностей.

Работа с детьми — тяжелый труд, в котором работает и общество, и государство, и родители, и система образования. Все стараются не допустить ошибок, контролировать каждый аспект на пути развития ребенка. Именно до школы закладывается базис для всего дальнейшего образования, важно успешно привить ребенку ценности гуманизма и уважения. Довести до того периода, в котором главным воспитателем для него станет он сам.

Физическое развитие и воспитание детей

Физическое. Развитие- процесс изменения форм и функции организма под воздействием условий жизни воспитания.

Физическое. Воспитание- это организованный процесс, направленный на создание условий, способствующий достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка.

Суть физического воспитания состоит в педагогической составляющей, направленной на формирование физических качеств человека, изучение движений, получение физкультурных знаний и формировании потребности в занятиях. Физическое воспитание ребёнка — важный компонент, без которого невозможно всестороннее формирование личности. Так что родителям, цель которых — воспитать здорового и активного ребёнка, предстоит важная и тщательная работа. Ни детский сад, ни школа, а именно родители прививают осознанное отношение малыша к сохранению здоровья. Если вы хотите видеть рядом уверенного, крепкого, не подверженного заболеваниям, довольного ребёнка – без приучения к физической культуре с раннего возраста никак не обойтись.

Учёные многократно доказывали позитивное влияние физической активности на развитие детского организма. К сожалению, далеко не все папы и мамы признают это. Слабая двигательная активность, усугубленная неправильным питанием, способствует появлению у ребёнка многочисленных недостатков: сутулости, слабо развитой мускулатуры, частой подверженности заболеваниям, ожирения и многих других. Чтобы этого избежать, необходимо заниматься с малышом физкультурой, начав как можно раньше.

                                           Литература:

Aлександрова Е.A. «Педагогический ремонт» или способ создания атмосферы свободного обучения и воспитания // Директор школы. – 2012. – №5.

Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. – М.: Творческий центр Сфера, 2014. – 208 с.

Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Академ. Проект, 2015; Культура. - 240 с.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.- М.: Мозаика-Синтез, 2011г.- 108с.

Виноградова Н. А. Дошкольная педагогика : учебник / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева ; ред. Н. В. Микляева. - Москва : Юрайт, 2013. - 510 с.

Давыдов В.Ю. и др. Влияние физических упражнений различной направленности на организм детей дошкольного возраста / Физическое воспитание дошкольников: Сб. науч. тр. обл. науч.-практ. семинара по физ. восп. детей дошк. учреждений (20-23 ноября 2001г.).- Волгоград, 2013. — С. 13-28.

Ефимова Е. Опыт управления экологическим образованием в детском саду / Ефимова Е., Смирнова В.// Детский сад от А.до Я. — 2013. — № 6. — С. 23–29. 
11.Козлова С.А. Дошкольная педагогика . - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2012. - 416 с.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2012. 4. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.– М., 2014.

Михайлова Н.Н. Педагогика поддержки: Учеб.-метод. пособие / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. – М.: МИРОС, 2011.

Мухина В.С. Психология дошкольника : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ / под ред. Л.А. Венгера. – М. : Просвещение, 2011.

Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 2016. – 178 с.

Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка обучающихся в технологическом образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-148651 

Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции : сб. науч. тр. Вып. 4 / Федер. агентство по образованию ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т ; Рос. акад. образования, Ур. отд-ние , 2012. - 571 с. С. 74.

Развитие образования и педагогической мысли в истории общества: Монография / Под ред. Г.Б. Корнетова. – М.: AСОУ, 2015.

Рыжова Н. А. Программа «Наш дом — природа» — М.: ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2015. — 192 с.

Темняткина О.В. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода. Методическое пособие. Екатеринбург, ИРРО, 2010

Турченко В.И. Дошкольная педагогика: учебник.-М.: Флинта,2012.- 256 с.  Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: пособие дл педагогов / авт. О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик и др.: науч. рук. А.Г. Асмолов. – М.: Академия, 2012. – 205 с.

Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...