Консультация для родителей «Методы детского экспериментирования»
консультация (средняя группа) на тему

Хаджиева Ольга Курбановна

Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_detskogo_eksperementirovaniya.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Болоховский детский сад «Улыбка»

муниципального образования

Киреевский район

Консультация для родителей

«Методы детского экспериментирования»

Подготовила: воспитатель Хаджиева О.К..

Октябрь, 2017

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»

Н. Н. Поддьяков

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности иповышается познавательная активность.

Задача воспитателей — поддерживать стремление детей к экспериментированию и создавать для него условия. Нужно организовывать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности, но его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, т. к. возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Во время эксперимента дети дают отчет об увиденном, формулируют выводы. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей развитие и обогащение речи, воспитание у детей таких качеств, как эмпатия, уверенность в себе, коммуникабельность.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

К формам детского экспериментирования относят:

- занятия (с игровой мотивацией, интегрированные, традиционные);

Очень интересно проходят занятия с детьми. Дошкольникам задаются вопросы: «Какой песок легче - сухой или мокрый?», «Что тонет в воде - камень, песок или дерево?», «Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?», «Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?» и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.

Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Затем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира.

- целевые прогулки экскурсии;

Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях, (опыты с песком, снегом, почвой и т.д.). Также наблюдение за сосульками, снежинками, лужами после дождя, солнцем, радугой...

-развлечения и досуг.

К методам детского экспериментирования относят:

- Словесный (беседа);

- Наглядный (наблюдение, демонстрационный опыт);

С помощью наблюдения дети познают внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д.р.) и приобретают различные навыки, направленные на познание.

 - Практический (опыты);

Опыт используется как способ решения познавательной задачи.

Например, на запрет взрослых не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?». Бесполезно объяснять, что снег холодный и можно заболеть, что снег грязный: он такой белый, чистый, сверкающий. Убедительно и наглядно эту проблему можно решить путем постановки опыта:дети видят, что снег тает и образуется грязная вода. «Кто же положил сюда грязь? Никто. Значит, снег был грязный»,- делают вывод дети.

- Объяснительно – репродуктивный;

Применяется при решении следующих задач:

* познакомить с чем-то;

* дать или расширить представления;

- Продуктивный метод (готовые знания реализуются в практической деятельности);

- Метод проблемного изложения (решения проблемных ситуации в разных условиях);

 Приемы экспериментирования: 

- сообщение;

-    описание;

-    объяснение;

-    инструкции;

-    постановка вопроса;

-    показ (демонстрация) опыта.

Из сказанного следует важный методический вывод: не бывает форм экспериментирования, специфических для той или иной возрастной группы. Закон соподчинения форм другой: ребенок каждого конкретного возраста должен свободно владеть всеми формами, присущими предшествующим возрастам, и одновременно осваивать новую форму, до которой он дозрел к данному моменту. Чтобы такое стало возможным, педагог работает как бы в двух уровнях: проводит эксперименты, соответствующие достигнутым возможностям детей, и одновременно исподволь готовит их к освоению новых, более сложных форм деятельности. Следовательно, у каждой формы существует нижний возрастной предел ее использования, но не существует верхнего предела.

При отборе содержания детского экспериментирования необходимо учитывать возрастные особенности детей, закономерности психического развития ребенка — сензитивности разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований; а также жизненный опыт дошкольника. Ребенок проявляет широкую любознательность, к тем предметам и явлениям (близким или далеким), поступкам людей, если сам как-то причастен к ним, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей через призму собственного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДЕТСКОМ САДУ И СЕМЬЕ»

Проектная деятельность в работе с педагогом...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДЕТСКОМ САДУ И СЕМЬЕ»

С целью интеллектуального развития в нашем детском саду применяется метод проектов. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он развивает творческое мышление и воображение, даёт ребёнку возмож...

Консультация для родителей «Метод проектов в детском саду и семье»

                Консультация для родителей«Метод проектов в детском саду и семье» УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! С целью интеллектуальног...