Консультация для родителей "Что почитать дошкольнику про войну?"
консультация (подготовительная группа)

Мельник Наталия Николаевна

Сохранить память о войне, о ее героях нам помогают книги. Знакомить детей с такими произведениями необходимо уже с дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_pochitat_doshkolniku_pro_voynu.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Что почитать дошкольнику про войну?

Война детскими глазами

Книги для самых маленьких о войне. Почему о ней? Очередная жалоба современных родителей: дети становятся активными потребителями с раннего возраста. Они реагируют на рекламу, на яркие игрушки сверстников, на щедрые витрины. У родителя голова идет кругом: как не вырастить эгоиста? Опуская необходимые комментарии о том, что проработка ситуаций «купи-купи» должна начинаться дома с помощью простых психологических приемов, описанных во многих книжках по воспитанию (Кравцова, Гиппенрейтер и другие), хочется заострить внимание на неожиданном подходе к проблеме: косвенно могут помочь и книги о войне. О лишениях, голоде, о детях, у которых ничего нет. Слушая их, ребенок не должен плакать от стыда. Но это знание необходимо.

Широка, чудесно изукрашена – земля привольная наша. Нет во всём белом свете страны милее и краше.

Реки – широкие.

Озёра – глубокие.

Горы – высокие.

Дали – далёкие…

Богатства несметные. Деревушки – родные. Церквушки – заветные. Трудолюбивый, открытый народ – свободно, красиво и мирно живёт. Ни перед кем не кланяется, на чужое не зарится. Кругом кипит стройка, мчится, летит вперёд, русская птица-тройка.

Такое не всем по нраву, решили враги-фашисты покорить нашу державу. Что значит покорить? Кто сопротивляется – убить. Остальных в рабов превратить. А землю себе захватить. Начать войну и уничтожить страну… Святую Русь полонить. Растоптать, задушить, казнить!

Главный фашист – Гитлер, придумал адский план, назвал «Барбаросса». Решил советских людей из истории вычеркнуть, с планеты сбросить.

Чёрные заводы днём и ночью делают чёрные танки, – много их очень.

Чёрные заводы днём и ночью выпускают чёрные самолёты, – много их очень.

Чёрные верфи днём и ночью спускают со стапелей чёрные корабли, – много их очень.

А Гитлер белой краской рисует фашистские кресты, они как страшные каракатицы. Видит Гитлер во сне, как чёрные танки с крестами белыми по Красной площади катятся.

Накопив несметные силы, Гитлер решил, «пора». Фашистская Германия перешла границу СССР, 22 июня, 1941 года, ровно в четыре утра…

Это начало философской притчи для дошкольников от доцента МГППУ Михаила Телегина. Текст является хорошим примером стиля, понятного для малышей. Дети воспринимают любой текст как картинку: он либо укладывается в их внутренний «телевизор», позволяя фантазировать, отождествлять. Либо нет. Дети четко делят мир, людей и события на белое и черное, плохое и хорошее. Конкретика позволяет им лучше представлять услышанное. Как говорит автор приведенного отрывка: ребенок слушает рассказы о войне и знает – это он поджигал мосты, это он кидал фашистам в лицо проклятья, это он бомбил города…

Конечно, пятилетка еще не способен осознать весь ужас войны, но цель не в этом. Наша задача – ввести новое знание и отследить реакцию. Некоторые – прямо скажем, очень немногие книги о войне написаны специально для дошкольного и младшего школьного возраста. Они просто красивые, мудрые, в них присутствуют замечательные описания русской природы, душевной доброты, стойкости и героизма. Без навязчивой идеологии. Вряд ли они забьют детскую голову чем-то лишним – повторюсь, высоких целей никто не ставит. Если ребенку понравится эта тема – замечательно. И, согласитесь, она не менее важна, чем проделки финских котов и английских поросят. Если сами родители адекватно относятся к военной теме без лишних страхов и расширенных глаз, значит, ребенок тоже примет ее нормально.

ЛЮБОВЬ ВОРОНКОВА "Девочка из города"

Война была давно. Этот период отдаляется, а мы все еще не знаем правды. С каждым годом все больше загадок и тайн. Многие их них так и останутся в прошлом. Мы видели идеологически правильные сводки, читали «прикормленных» писателей и журналистов. Среди их фантазий попадались крупицы правды. Теперь мы знаем, что правды было очень мало. А ведь еще нужно как-то рассказывать об этом детям – мы и сами-то не уверены в своих знаниях.

«Девочка из города», пожалуй, одна из самых известных книг о военном детстве ее героев, написанная доступным языком. В ней много радости, светлых мгновений, переживаний, детских шалостей и подвигов. Лет с пяти-шести уже можно читать. Девочка Валентинка попадает из города в деревню. Ее родители погибли, дом сгорел, ее жизнь начинается заново.

Она проснулась оттого, что звякнули ведром. Ей показалось, что это пуля звякнула в окно, и она вскочила, еле сдержав крик: «Немцы!» Но тут же опомнилась. Тишина окружала её. На бревенчатых стенах, проконопаченных светлой паклей, лежали бледные солнечные полосы. Замороженные окошки тихо светились. Какие маленькие окошки! Совсем не похожие на те высокие окна, которые были в их доме. Их дом! Мёртвые серые стены с дырами вместо окон, груды извёстки и кирпича возле дверей – вот каким в последний раз она видела этот дом… Густое тепло окутывало Валентинку. Оно проникало сквозь подстилку – лежанка была хорошо прогрета. Оно заполняло густые завитки бараньего тулупа, которым была укрыта Валентинка. В первый раз за много дней и ночей она почувствовала, что согрелась. А ей среди снеговых просторов уже начинало казаться, что всё её тело пронизано тонкими льдинками, которые больше никогда не растают. А вот сейчас она чувствует, что этих льдинок больше нет и что вся она живая и насквозь тёплая.

Девочка из города будет привыкать к деревенскому житью – тихому, размеренному, наполненному заботами о быте. Над ней будут подтрунивать ее новые родственники, а детям понадобится время, чтобы принять гостью в свой мир. Они научат ее нехитрым играм и фантазиям. Но главное – Валентинка впервые узнает, что такое труд. Деревенские дети все радости жизни добывают с трудом, не задумываясь над этим, они привыкли к труду с детства. Хочешь игрушку? – сшей ее или вылепи из глины, теста. Хочешь поиграть на реке? – учись безопасному поведению, потому что взрослые далеко, они заняты. Хочешь кушать? – свари или разогрей. Холодно? – печку растопи. И так далее. Если бы не было забот, неизвестно еще, как Валентинка пережила свое прошлое, перерубила воспоминания о взорванном доме и гибели матери с братом у нее на глазах. А тут некогда. Теленку дать, двор вымести. Какие уж там воспоминания.

Есть в книге и прекрасные образчики детской жестокости по отношению друг к другу. Нашим детям будет полезно «увидеть» их со стороны. Так мало писателей осталось, описывающих непридуманных детей.

ГЕОРГИЕВСКАЯ СУСАННА "Галина мама"

Сусанна Георгиевская была в войну не кем-нибудь, а матросом. Именно после войны она утвердила свои позиции в детском писательстве. До этого периода все, что она писала, многие критики называли «банальщиной и романтическими глупостями». Но первая же повесть на нескольких страничках, посвященная малышам, развеяла иллюзии по поводу бесталанности автора.

По воскресеньям Галя и мама ездили на пароходе на другой берег Волги. Волга была большая. Плыли по ней плоты и лодки, шёл пароход, разгоняя в обе стороны длинные волны. А на берегу лежал волнистый мягкий песок, лез из воды упругий остролистый камыш с бархатными щёточками, и летали в тени стрекозы - несли по воздуху свои узкие тельца на плоских, сиявших под солнцем крыльях. Там было так хорошо, как будто совсем нигде нет никакой войны. Вечером Галя и мама гуляли по набережной.

- Мама, машина! - кричала Галя. - Попроси!..

Галина мама медленно оборачивалась - не сидит ли у калитки бабушка. Если бабушки не было, она поднимала руку. Грузовик останавливался.

- Подвезите нас немножко, пожалуйста, - говорила мама. - Моей девочке так хочется покататься!

Люди на грузовике смеялись. Потом какой-нибудь грузчик или красноармеец, сидящий в кузове, протягивал сверху руку. Грузовик подпрыгивал на ухабах. Мама и Галя сидели в открытом кузове на мешке с картошкой или на запасном колесе, обе в ситцевых платьицах, сшитых бабушкой, и держали друг друга за руки. Галя смеялась. Когда машину подбрасывало, она кричала: «Ой, мама! Ай, мама!» Ей хотелось, чтобы видел весь двор, вся улица, весь город Куйбышев, как они с мамой катаются на машине.

Галина мама уходит на войну. Там она, будучи связисткой при штабе флота, совершает подвиг: верхом на лошади по морозной тундре доставляет важный пакет. Ее лошадь убивают, наездницу ранят, она отмораживает руки, но пакет будет передан по назначению. Затем Галина мама попадает в московский госпиталь, за ней в столицу переезжают Галя с бабушкой. Трогательный момент, запомнившийся из этой книги с детства: как Галя кормит маму с ложечки. И орден за маму тоже получает Галя.

У вешалки с мамы сняли шинель, а Галя сама сняла свой тулупчик. И тут всем стало видно, что под шинелью у мамы - красивая, парадная форма офицера Военно-Морского Флота, а под тулупчиком у Гали - матросская блуза, перешитая бабушкой из маминой краснофлотской фланелевки.

-Глядите-ка! Два моряка! - сказала гардеробщица.

Они поднялись по широкой лестнице. Впереди шла мама, осторожно неся свои руки в перевязках, а сзади - Галя. За дверью сказали: «Прошу!» - и они вошли. У стола сидел человек. Перед ним лежала белая коробочка. Всё сияло на человеке: золотые погоны, два ряда пуговиц, золотые нашивки на рукавах и много орденов. Галя и мама остановились у дверей. Галя посмотрела на маму. Мама была так красиво причёсана! Над воротом синего кителя виднелся край крахмального воротничка. Из бокового кармана торчал платочек. А в кармане юбки - Галя это знала - лежал подарок куйбышевских ребят: кисет с надписью «Смело в бой, отважный танкист!». Как жалко, что кисета не было видно!

Читая эти строки, ловишь себя на ернической мысли: поймут ли маленькие дети всю тяжесть ситуации? Смогут ли представить, как и почему перешивалась одежда, присылались посылки в окопы, и прочие-прочие факты военного периода. Навряд ли. Зато они услышат особые ноты, проникнутся настроением, порадуются и погрустят вместе с героями. Наши писатели-классики умели писать с подтекстом, как будто сквозь строчки проступает музыка, картины, танец. Как будто все искусство разом воплощено в одной маленькой строчке и распускается цветущей веткой навстречу маленькому читателю.

КОНСТАНТИН  ПАУСТОВСКИЙ "Стальное колечко"

Маленькая повесть-сказка повествует о девочке Варюше, живущей в селе со своим дедом. Однажды дед заболел, закашлял и, вопреки здравому смыслу, послал внучку за махоркой в соседнее село. В военное время две радости было у людей: поесть и покурить. Поэтому тема курения в военных рассказах служит высоким целям: скрепляет дружбу, облегчает страдания. Ничего с этим не поделать. По пути девочку замечают солдаты и просят у нее отсыпать дефицитного добра. Дальше начинается чудо.

Боец  отсыпал  в  карман  шинели  добрую  горсть  махорки, скрутил толстую цигарку, закурил, взял  Варюшу за подбородок и посмотрел, посмеиваясь, в ее синие глаза.

- Эх,  ты,  -  повторил  он, - Анютины глазки с косичками! Чем же мне тебя отдарить? Разве вот этим?

Боец  достал  из  кармана  шинели  маленькое стальное колечко, сдул с него крошки махорки и соли, потер о рукав шинели и надел Варюше на средний палец:

- Носи на здоровье! Этот перстенек совершенно чудесный. Гляди, как горит!

- А  отчего  он,  дяденька,  такой  чудесный?  - спросила, раскрасневшись, Варюша.

- А  оттого,  -  ответил  боец,  -  что ежели будешь носить его на среднем пальце, принесет он здоровье. И тебе и деду Кузьме. А наденешь его вот на этот,  на безымянный, - боец потянул Варюшу за озябший, красный палец, - будет у тебя большущая радость. Или, к примеру, захочется тебе посмотреть белый свет со  всеми  его  чудесами.  Надень перстенек на указательный палец - непременно увидишь!

Стальное колечко не удержалось на маленьком худом пальчике девочки и скользнуло под снег. Экое горе! Но закончится все очень хорошо. Послушайте, какой язык, какие легкие певучие описания. Нельзя лишать детей музыки высокой литературы. Им и так-то трудно постигать прямую речь, испорченную интернетом. Совсем необязательно рыдать над безвозвратно ушедшими временами, когда общаться на сленге считалось априори дурным тоном, присущим только ворам и неким «испорченным» подросткам из подвалов. Достаточно подсовывать детям вот такие лучики света как «Стальное колечко» и другие образцы хорошей литературы. То, что под силу любому занятому-презанятому родителю.

Кто-то прошел невидимый мимо Варюши, осторожно отводя ветки. Навстречу ему закуковала, закланялась кукушка. "Кто же это прошел? А я и не разглядела!" - подумала Варюша. Она не знала, что мимо нее прошла весна. Варюша  засмеялась  громко,  на  весь  лес,  и побежала домой. И большущая радость - такая, что не охватишь руками, - зазвенела, запела у нее на сердце. Весна  разгоралась с каждым днем все ярче, все веселей. Такой свет лился с неба,  что  глаза  у  деда  Кузьмы  стали  узкие,  как  щелки,  но  все  время посмеивались.  А  потом  по  лесам,  по  лугам, по оврагам сразу, будто кто-то брызнул на них волшебной водой, зацвели-запестрели тысячи тысяч цветов.

Варюша  думала было надеть перстенек на указательный палец, чтобы повидать белый свет со всеми его чудесами, но посмотрела на все эти цветы, на липкие березовые  листочки,  на  ясное небо и жаркое  солнце, послушала перекличку петухов, звон воды, пересвистывание птиц над полями - и не надела перстенек на указательный палец.

"Успею,  -  подумала она. - Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Почитаем вместе"

В консультации кратко представлена информация о книгах и чтении, соответствующих различному возрасту ребенка. Также даны рекомендации по приобщению ребенка к процессу чтения....

Консультация для родителей «Почитай мне сказку, мама»

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и актив...

Консультация для родителей «Почитай мне сказку, мама»

ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА,ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ.Учёными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов...

Консультация для родителей «Почитай мне сказку, мама»

ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА,ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ.Учёными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов...

Консультация для родителей "Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить?"

Учёными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и актив...

Консультация для родителей «Почитай мне сказку, мама»

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и актив...

Консультация для родителей "Что почитать дошкольникам?"

Чтение взрослыми детям это не только теплое семейное времяпровождение, но еще и важный воспитательный процесс. Ведь именно книги из поколения в поколения учат нас отличать добро от зла, распознавать ...