Игровая технология или «Математика вокруг нас»
консультация по математике (средняя группа)

Машкова Лилия Николаевна

Материал поможет родителям с помошью простых игр познакомить детей с математикой.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сервировка и здоровое питание Воспитатель Машкова Л.Н. 2018

Слайд 2

СЕРВИРОВКА СТОЛА - процесс накрытия стола, с размещением на нём столовых приборов. СЕРВИРОВКА БЛЮДА - украшение блюд для придания им внешне интересного вида. СЕРВИРОВКА — процесс подачи блюд гостям. Сервировка (от фр. service )

Слайд 3

Зачем нужна сервировка ? Пробуждение аппетита. Уважение к пищи (недопустимость небрежное отношение к ней). Любовь к красоте.

Слайд 4

Оформление блюда. Красочная посуда. Гигиенические требования к посуде. Собственно сервировка стола. Соблюдение этикета (поведение, навыки культуры еды). Приятная беседа за столом. Участие детей в сервировке стола, блюд. Пробуждение аппетита.

Слайд 5

1-3 лет ложка 3-4 года ложка, вводится вилка; 4-5 лет ложка, вилка, вводится – нож; с 5-7 лет совершенствуются навыки пользования столовыми приборами (ложка, вилка, нож). Применение столовых приборов СТОЛОВАЯ ЛОЖКА Суп Каша Омлет Суфле пудинг ДЕСЕРРТНАЯ ЛОЖКА ВИЛКА Отварной картофель ВИЛКА - НОЖ Курица Рыба Вторые блюда Картофельное пюре Арбуз РУКАМИ Фрукты (мандарины, апельсины, яблоки, виноград Хлебобулочные изделия ЧАЙНАЯ ЛОЖКА Ягоды в компоте Чай

Слайд 6

Алексеева, А. С. Организация питания детей в дошкольном учреждении [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / А. С. Алексеева, Л. В. Дружинина, К. Ладодо. – М. : Просвещение, 1990. – 210 с. Алексеева, Р. Г. Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Р. Г. Алексеева : выступление на педагогическом совете из опыта работы. – Режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/konsultac621.html . . – Загл. с экрана. Маталыгина, О. А. Все о питании детей дошкольного возраста [Текст] / О. А. Маталыгина, Н. Е. Луппова. – М. : Фолиант, 2009. – 272 с. Список литературы:

Слайд 7

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Обучение решению арифметических задач"

Подготовительная к школе группа

В детском саду проводится подготовительная работа по усвоению детьми арифметических действий сложения и вычитания. Дошкольников учат составлять и решать простые арифметические задачи в одно действие.

Арифметическая задача  - это

  • текст, содержащий численные компоненты
  • простейшая, сугубо математическая форма отображения реальных ситуаций
  • сформулированный словами вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий

Что означает решить задачу?

 Объяснить, какие действия нужно выполнить с данными в ней числами, чтобы после вычисления получить число, которое в ней нужно узнать

Последовательные этапы и методические приемы в обучении решению арифметических задач

Первый этап - подготовительный.

 Прежде чем переходить к решению задач, необходимо, чтобы дети хорошо усвоили:

  • состав числа из двух меньших,
  • образование числа,
  • сравнение чисел.

 Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления детей, следует использовать конкретные предметы. Взрослый  предлагает детям отсчитать и положить на карточку шесть грибов, а затем добавить еще два гриба. «Сколько всего стало грибов? (Дети считают). Почему их стало восемь? К шести грибам прибавили два (показывает на предметах) и получили восемь. На сколько стало больше грибов?»

Второй этап.

Лучше всего начинать это делать на задачах – драматизациях. Например:

поставь на стол 1 самолет и 1 машину, расскажи, что ты сделал. Спросить сколько всего игрушек ты поставил на стол?  На этом этапе составляются такие задачи, в которых вторым слагаемым или вычитаемым является число 1. Это важно учитывать, чтобы не затруднять детей способом поисков решения. Прибавить или вычесть число 1 они могут на основе имеющихся у них знаний об образовании последующего или предыдущего числа (аналогично на задачах – иллюстрациях  (работа на наглядности): на одном дереве прыгали 2 белочки, а  на другом дереве сидела 1 белочка. Сколько всего белочек на этих двух деревьях? (4 белочки)

Ребёнок повторяет все три предложения, а взрослый  делает вывод: мы составили маленький математический рассказ, который иначе называется «задача».

 Работа над частями задачи («условие» и «вопрос»)

Взрослый  обращает внимание детей на то, что вопрос надо ставить правильно, т.к. в нем есть определенный порядок:

 - после слова «сколько» нужно всегда ставить определенное слово, соответствующее содержанию задачи. Если задача решается о белочках, то после слова «сколько» ставится слово «белочек», если про котят, то слово «котят» и т.д.

 Следующее задание – более сложное: по готовому вопросу (сначала по иллюстрации, а затем и без нее) придумать условие. Сначала вопрос дает сам взрослый, а затем ставит вопрос и придумывает условие сам ребёнок.

     Далее дети сами придумывают два предложения «условия». Затем объединяется «условие» и «вопрос» и получается задача.

       При обучении дошкольников составлению задач важно показать, чем отличается задача от рассказа, загадки, подчеркнуть значение и характер вопроса.

     Для усвоения значения и характера вопроса в задаче можно применить такой прием: к условию задачи, составленной детьми, ставится вопрос не арифметического характера («С одной стороны стола поставили двух девочек, а с другой стороны одного мальчика.» «Как зовут этих детей?»). Дети замечают, что задача не получилась. Далее можно предложить им самим поставить такой вопрос, чтобы было понятно, что это задача. Следует выслушать разные варианты вопросов и отметить, что все они начинаются со слова сколько.

 

      Чтобы показать отличие задачи от рассказа и подчеркнуть значение чисел и вопроса в задаче, воспитателю следует предложить детям рассказ, похожий на задачу. В рассуждениях по содержанию рассказа отмечается, чем отличается рассказ от задачи.

     Чтобы научить детей отличать задачу от загадки, воспитатель подбирает такую загадку, где имеются числовые данные. Например: «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик». «Что это?» - спрашивает воспитатель. «Это не задача, а загадка», - говорят дети. «Но ведь числа указаны», - возражает воспитатель. Однако ясно, что в этой загадке описываются ножницы и решать ничего не надо.

Третий этап.

       Нужно познакомить с арифметическими действиями сложения и вычитания, раскрыть их смысл, научить формулировать их и «записывать» с помощью цифр и знаков в виде числового примера.  («Запись» производится при помощи карточек с изображенными на них цифрами и знаками)

Обязательны рассуждения: «Больше стало рыбок или меньше, когда мальчик поймал еще одну?» «Конечно, больше!» - отвечают дети. «Почему?» - «Потому что к 4 рыбкам прибавили еще одну рыбку». Взрослый формулирует арифметическое действие: «Правильно, надо сложить два числа, названные в задаче. К 4 рыбкам прибавить одну рыбку. Это называется действием сложения. Теперь мы будем не только отвечать на вопрос задачи, но и объяснять, какое действие мы выполняем».

    Когда дети усвоят в основном формулировку действия сложения, переходят к обучению формулировке вычитания. Работа проводится аналогично тому, как это описано выше.

     При формулировке арифметического действия можно считать правильным, когда дети говорят отнять, прибавить, вычесть, сложить.

    Упражняя детей в формулировке арифметического действия, полезно предлагать задачи с одинаковыми числовыми данными, но разными по содержанию. Например: «Саша нашёл в лесу три грибка, а потом нашёл ещё один. Сколько грибков нашёл Саша?» или: «Коле подарили три игрушки и одну машину. Сколько подарков получил Коля?». Устанавливается, что это задачи на одно и то же действие. Важно при этом обращать внимание на правильную и полную формулировку ответа на вопрос задачи.

      Можно показывать задачи и внешне похожие, но требующие выполнения разных арифметических действий. Например: «Надули 3 шара, а потом ещё 1 шар. Сколько шаров надули?» или: «Надули 3 шара, а потом один улетел. Сколько шаров осталось?» Хорошо, когда подобные задачи составляются одновременно и детьми.

 

      Поскольку к моменту обучения решению задач дети уже знакомы с цифрами и знаками +, -, =, следует упражнять их в записи арифметического действия и учить читать запись (3+ 1=4). (К трем прибавить одну птичку. Получится четыре птички) Умение читать запись обеспечивает возможность составления задач по числовому примеру.  Запись действий убеждает детей в том, что во всякой задаче всегда имеются два числа, по которым надо найти третье - сумму или разность.

Четвертый этап работы над задачами детей учат приемам вычисления - присчитывание и отсчитывание единицы.

 Если до сих пор вторым слагаемым или вычитаемым в решаемых задачах было число 1, то теперь нужно показать, как следует прибавлять или вычитать числа 2 и 3. Сначала дети учатся прибавлять путем присчитывания по единице и вычитать путем отсчитывания по единице число 2, а затем число 3.

Присчитывание - это прием, когда к известному уже числу прибавляется второе известное слагаемое, которое разбивается на единицы и присчитывается последовательно по 1: 6 + 3=6+ 1 +1 +1 =7+1 + 1=8+1=9.

Отсчитывание - это прием, когда от известной уже суммы вычитается число (разбитое на единицы) последовательно по 1: 8-3 = 8 - 1 - 1-1 = 7 - 1 – 1 = 6 – 1 = 5.

Пятый этап работы над задачами можно предложить детям составлять задачи без наглядного материала (устные задачи).

    В них дети самостоятельно избирают тему, сюжет задачи и действие, с помощью которого она должна быть решена. Воспитатель регулирует лишь второе слагаемое или вычитаемое, напоминая детям, что числа свыше трех они еще прибавлять и отнимать не научились. (Здесь могут быть и исключения.)

      Одна из проблем, с которыми сталкиваются дети в школе – это нетиповые задачи. Например, когда вопрос выражен повествовательно или текст задачи сформулирован в одном предложении, или вопрос впереди, или условие разделено на две части: Сколько карандашей было у Маши, если она 3 отдала Коле, а 2 оставила себе? 

      Таким образом, обучение детей решению арифметических задач приводит к формированию у детей навыков вычислительной деятельности, умственного развития и подготовке к обучению в школе.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Игровая технология или

«Математика вокруг нас»C:\Users\user\Desktop\Фестиваль  рАСТЁМ ВМЕСТЕ\WhatsApp Video 2024-02-18 at 12.20.36.mp4_snapshot_00.11.692.jpg

средний дошкольный возрастC:\Users\user\Desktop\фото2023 август\2024\IMG_20231212_095014.jpg

                               

Игра «Украшаем ёлку»                                                            Выкладывание фигур из                       счётных палочек

Общение с детьми должно быть постоянно, а если оно ещё и в виде игры и помогает узнать что-то новое, что - то закрепить, в чём-то поупражняться, сделать самому что-то - такое общение бесценно.

Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает любой материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке.

А  взаимодействие  детского сада и семьи поможет обеспечить успехи ребенка в усвоении программы дошкольного образовательного учреждения, в том числе и элементарных математических представлений.

Общение во время игры должно быть интересным для всех участников.

А где же взять время и материалы к играм, спросите вы.

А всё просто - игры вокруг нас.

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Рисует ваш ребенок — спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный — короткий, широкий — узкий (шарфики, полотенца, например, высокий — низкий (шкаф, стол, стул, диван, толще — тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины, различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки. Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, ребенок должен к школе научиться пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

«Что или кто больше, длиннее, выше»

Пересмотрите с детьми мультфильм «38 попугаев».  Измеряйте разные вещи – дома  или на улице своими ладошками или ступнями.

Проверьте, сколько шагов умещается в ваших комнатах, какая из них длинее, шире. Предположите, кто выше - мама или папа, если измерять рост книгой,  сколько ладошек «поместится» в любимом диване и т.д.

«Игры по дороге домой и на прогулке»

Обращайте внимание ребенка на то, что находится вокруг, когда вы на прогулке, по пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: «Здесь больше мальчиков или девочек?», «Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке», «Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое», «Сколько этажей в этом доме?» и т. д.

 «Игры с мячом»

Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед — назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой — к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

«Счет на кухне»

Кухня — отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.

«Найди цифры»

Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

«Игры с цифрами»C:\Users\user\Desktop\Фестиваль  рАСТЁМ ВМЕСТЕ\WhatsApp Video 2024-02-18 at 12.22.24.mp4_snapshot_00.07.869.jpg

Нарисуйте на отдельных бумажках цифры, сначала до 5 , а потом прибавляйте по одной. Когда ребёнок будет хорошо узнавать их, раскладывать в правильной последовательности, поиграйте с ними в прятки. Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла и др.C:\Users\user\Desktop\Фестиваль  рАСТЁМ ВМЕСТЕ\WhatsApp Image 2024-02-18 at 12.25.31.jpeg

Игра «Сложи квадрат» развивает логическое мышление.

Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера — скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой — уже на три. Самый сложный вариант для малыша — набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.58

«Следопыт»

Прежде, чем играть в эту игру, объясните ребёнку, кто такой следопыт. Потом пусть он попробует найти что-нибудь похожее на круг и показать вам. А теперь квадрат или прямоугольник. Играть в эту игру можно где угодно и с разными геометрическими фигурами.

«Игры в ванной комнате»

Когда ребёнок купается, выдайте ему набор разнообразных чашек – мерных чашек, пластиковых кувшинчиков, воронок, разноцветных стаканчиков. Пусть переливает воду на здоровье. Поговорите о том, где воды больше. Налейте воду в два одинаковых стаканчика и спросите кроху, одинаково ли воды в обоих сосудах? Спросите, где больше? И предложите проверить свои предположения с помощью счёта условных мерок.

Разнообразить задания можно до бесконечности

Хотелось бы напомнить

о необходимости поддерживать инициативу ребенка и находить 10-15 минут ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно положительно оценивать успехи ребенка,

а при неудачах одобряйте его усилия и стремления.

Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения.

Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше не начинать её.

Успехов вам и вашим детям!

      Использованы материалы Галины Милаевой.                                                                                                             

                                                                                   Подготовила   Машкова Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в математике

Одной из наиболее эффективных технологий, близких ребенку по своей сути, является проблемно-игровая технология. В основе ее лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата на ос...

Игровые технологии в математике

Одной из наиболее эффективных технологий, близких ребенку по своей сути, является проблемно-игровая технология. В основе ее лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата на ос...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по математике «Сказочное путешествие в Страну математики» для детей средней группы с использованием игровых технологий.

Конспект  непрерывной образовательной деятельности по математике «Сказочное путешествие в Страну математики» для детей  средней  группы с использованием игровых те...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе, с использованием игровой технологии «Весёлая математика».

Методы: словесные, наглядные, практические.Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения матем...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе, с использованием игровой технологии «Весёлая математика».

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий умение ...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе, с использованием игровой технологии «Весёлая математика».

Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов дейст...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе, с использованием игровой технологии «Весёлая математика».

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий умение ...