консультации для родителей
материал (подготовительная группа) по теме

Шабунина Елена Александровна

консультации для родителей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

http://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/4/e/d/120521170045.jpg

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов домашнего обихода. Знакомиться он с произведениями – искусства (музыкой, живописью, скульптурой). И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. Обеспечить освоение детьми сенсорных эталонов - это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предметов.

Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. Форма, цвет, величина имеет определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие величины, цвета, формы необходимы для успешного усвоения многих предметов в школе. От него зависит формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На втором-- третьем году жизни необходимо обеспечить первоначальное знакомство детей с цветом, накопление представлений о цветах. Для этого дети производят действия с предметами, окрашенными в разные цвета, в процессе которых они начинают обращать внимание на цвет, учитывать его при выполнении заданий, понимать, что цвет является признаком определенных предметов, по которому данные предметы можно узнать. Эти действия состоят в сравнении по цвету предметов однородных (карандаши) и разнородных (грибочки и столики), в подборе предметов одинакового цвета, в изображении отдельных предметов при помощи окрашенных элементов или цветовых пятен. Дети выполняют действия с предметами восьми цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный). Важно, чтобы дети научились понимать слова: "цвет", "такой же", "разный". Названия отдельных цветов употребляются педагогом, но от детей не требуется их обязательное запоминание и самостоятельное употребление.

Все виды заданий даются подгруппам в 5--8 человек. Они выполняют следующие действия: раскладывают карандаши, втыкают грибочки в отверстия, собирают цветные пирамидки и т. д. (Это предметная деятельность). Выкладывают мозаику, рисуют красками (это элементарная продуктивная деятельность).

В процессе выполнения этих заданий дети учатся использовать внешние приемы сравнения цветовых объектов ( прикладывают вплотную друг к другу для определения сходства или различия), с тем, чтобы в дальнейшем перейти к определению цвета на глаз.

Форма и величина предмета дают возможность выполнять те или иные действия (шарики можно катать, а кубики накладывать друг на друга, большую куклу можно усадить на большой стульчик и нельзя на маленький и т.д.)

Ознакомление детей 3-4 летнего возраста с формой начинается с того, что они усваивают представления о геометрических фигурах (круг, овал, прямоугольник, треугольник, квадрат, а за тем и о многоугольнике) и запоминают их названия. Одновременно они учатся подбирать к геометрическим фигурам предметы и изображения предметов соответствующей формы. При этом очень важно, чтобы геометрическая фигура выступала для ребенка именно как образец, сравнивая с которым предмет можно определить его форму.

У детей 4-5 лет углубляется знакомство с геометрическими фигурами, которые они учатся узнавать не только зрительно, но и путем осязания. От сравнения предметов с геометрическими образцами дети переходят к словесному определению формы предметов, их обобщению по признакам формы. В течение пятого года жизни у детей должно быть выработано умение зрительно расчленять форму предмета на заданные части.

Дети 3-х летнего возраста начинают устанавливать отношения по величине сначала между 3-мя, потом 5-ю однородными предметами. В результате таких упражнений у детей развивается глазомер. Упражнения и игры могут проводиться со всей группой или с подгруппой (5-6 детей), продолжительностью от 10 до 15 минут. В процессе ознакомления с формой существенную роль играет обучение приемам обведения контура геометрических фигур и предметов, ощупывая контуры кончиками пальцев. В ряде случаев можно использовать прикладывание сравниваемых предметов друг к другу и постепенный переход к зрительному сравнению. Поэтому, обучая детей выполнять простейшие продуктивные действия, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых разных действий.

Подготовила:  Шабунина Е.А.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад № 18 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

Конспект

непосредственно образовательной деятельности  

по теме: «Формирование у детей 6-7 лет представлений о полезных и вредных привычках»

Подготовительная к школе группа «Ромашка»

Воспитатели: Шабунина Е.А

Познание: углубить знания детей о полезных и вредных привычках, воспитывать отрицательное отношение ко всем вредным привычкам; вызвать желание заботиться о своем здоровье; закрепить полученные знания о значении витаминов

Коммуникация: воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении со взрослыми и детьми.

Художественное творчество: вызвать желание у детей изготовить плакат «Мои привычки»  развитие художественных навыков.

Оборудование и материалы:

  1. Сюжетные картинки «Полезные и вредные привычки»
  2. Настольно - дидактическая игра «Мой день»
  3. Кроссворд
  4. Плакат «Мои привычки»
  5. Кегли
  6. Сюжетные картинки «Виды спорта»
  7. Настольная игра «Домики для витаминов»
  8. Обручи

Ход деятельности.

Дети проходят в группу и садятся полукругом на стулья

Организационный момент

Воспитатель: Дети, у нас сегодня интересная тема, а какая вы сейчас сами узнаете, отгадав кроссворд. Я сейчас вам буду загадывать загадки, и записывать ответы.

  1. Болеть мне некогда, друзья

В футбол, хоккей играю я

И очень я собою горд,

Что дарит мне здоровье …(спорт)

  1. То вприпрыжку, то вприсядку,

Дети делают ……(зарядку)

  1. Ярко желтый, ароматный

Кислый но на вкус приятный

Хорош с чаем он

А называется …..(лимон)

  1. Что на свете всего дороже? (здоровье)
  2. Чтоб «грязнулею» не быть,

Стоит вам со мной дружить.

Я пенное, душистое

Ручки мою чисто я (Мыло)

  1. Зубастая пила

В лес густой пошла

Весь лес обходила,

А ничего не спилила ….(расческа)

  1. Всех микробов, точно плеткой,

Выгонит зубная ….(щетка)

  1. Там, где губка не осилит, не домоет, не домылит

На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру (мочалка)

з

д

о

р

щ

м

з

р

а

ё

о

с

а

л

о

м

с

т

ч

П

Р

И

В

Ы

Ч

К

А

о

я

м

ь

л

ё

а

л

р

д

о

е

о

с

к

т

к

н

к

а

а

а

Воспитатель: Какое слово получилось?

Дети: ПРИВЫЧКА

Воспитатель: А что означает слово «Привычка»?

Дети: Это то, что мы делаем постоянно. Рано встаем, умываемся, делаем зарядку. Моем руки перед едой, вытираемся полотенцем, соблюдаем режим дня, пользуемся носовым платком, ходим в детский сад.

Воспитатель: Правильно ведь каждый человек привыкает к определенным действиям. Дети, у каждого из нас тоже есть привычки, которые мы выполняем каждый день. У меня привычка поздно ложиться спать, а какие у вас привычки?

Дети: Я заметил, что у меня привычка рано вставать. А моя слабость я ем много сладкого. Мне нравиться убирать игрушки ……….. а я люблю гулять на свежем воздухе. Смотреть телевизор. Долго лежать в постели

Воспитатель: посмотрите сколько мы назвали много привычек. Как вы думаете на какие группы можно поделить эти привычки?

Дети: все привычки можно разделить на полезные и вредные

Воспитатель: Что значит вредные привычки?

Ребенок: Это привычка, которая наносит вред нам, нашему здоровью.

Воспитатель: А полезные привычки

Ребенок: Привычки, которые приносят нашему организму пользу

Воспитатель: А давайте свами поиграем в игру «Полезно - вредно», я буду показывать картинки с полезными и вредными привычками, а вы если это полезная привычка хлопните в ладоши, а вредная топайте ногами.

(воспитатель показывает детям картинки : чистить зубы; дети делают зарядку; убирают за собой игрушки; есть много сладостей; грызть ногти, неряшливо одеваться, пользоваться носовым платком, здороваться, кушать молча, ковыряться в носу, смотреть близко телевизор, читать лежа, драться

Физкультминутка «Хомка»

Хомка – хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щеки моет, шейку трет.

Подметает хомка хату

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

(Дети имитируют все движения хомячка)

Воспитатель: дети, а сейчас я предлагаю вам посетить остров «Чистюлька», «Витаминка», «Здоровейка». Мы с вами попытаемся разобраться что полезно, а что вредно для нашего с вами здоровья. У нас есть волшебный мешочек с разноцветными шариками. Они укажут  путь на острова.

 ( воспитатель, предлагает достать волшебный шарик, который укажет дорогу на острова. Ребенок достает шарик).

Остров «Чистюлька».

Воспитатель: ребята, нам надо преодолеть препятствие назвать пословицы о чистоте и здоровье. (перед детьми три обруча – это препятствие)

Воспитатель – дети:

1) Кто аккуратен ( тот людям приятен),

2) Порядок в доме есть (хозяину честь),

3) Чистота (залог здоровья)

4) Посади свинью за стол (она и ноги на стол)

5)  Когда я кушаю (я никого не слушаю)

6) Береги платье снову, а (здоровье смолоду)

Воспитатель: Вы, знаете, что существуют предметы личной гигиены. Почему они так называются?

Дети: Потому что эти предметы для ухода за нашей кожей и телом они помогают поддерживать ее в чистоте. Это мыло, шампунь, гель для душа, расческа, полотенце, зубная щетка, зубная паста, мочалка.

Воспитатель: дети посмотрите на плакат. Нам надо разобраться какие действия полезны для наших органов зрения, слуха, глаз и кожи, а какие вредные.

( Дети отмечают фишками на плакате полезные действия зеленым кружком, а вредные красным. Воспитатель уточняет, почему они так распределили и какие полезные привычки надо прививать).

 (Воспитатель предлагает достать второй шарик что бы узнать на какой остров они попадут)

Остров «Здоровейка»

Дети бегут вокруг кеглей змейкой

Воспитатель: ребята, а что помогает вам быть здоровыми?

Дети:  мы делаем по утрам в детском саду зарядку, занимаемся физкультурой, гуляем на свежем воздухе, играем в подвижные игры, закаляемся.

Воспитатель: Дети, а какие вы знаете виды спорта?

Дети: есть зимние виды спорта и летние.

Воспитатель: ребята я сейчас буду показывать картинки с изображением видов спорта, а вы помогите мне их распределить.

( дети распределяют картинки в соответствии с видом спорта).

Игра «Угадай вид спорта по показу».

Дети делятся на две команды. При помощи мимики и жестов одна команда показывает вид спорта, а другая команда должна отгадать.

Воспитатель: Дети какую мы  еще полезную для себя привычку узнали?

Дети: что бы быть здоровыми нам надо делать по утрам зарядку, каждый день ходить на прогулки и  дышать свежим воздухом.

Воспитатель предлагает достать третий шарик

Остров «Витаминка»

(под музыку «Каравай» дети исполняют куплет про витамины)

Дети: Знаем витамины А, В и С и D и Е

           В них эфирные масла и кислоты и вода

           Пейте соки и компоты

           И вы будите здоровы.

Воспитатель: ребята, сегодня мы на острове витаминов. Ребята ведь к полезной привычке относится и правильное питание. А чтобы правильно питаться мы должны знать какие продукты полезные, а какие вредные для нашего здоровья. И зачем нужны нашему организму витамины.

Дети: вредные продукты это чипсы, кака-колла, жареная картошка. А в витаминах содержится сила и здоровье для организма.

Воспитатель: А какие витамины вы знаете?

Дети: витамины «А», «В», «С», «D» (воспитатель вывешивает на фланелеграф витамины.)

Воспитатель: а в каких продуктах содержатся  витамин «А»

Дети: витамин «А» содержится в сливочном масле, болгарском перце, мандаринах, абрикосах, тыкве, морковке, помидорах, рыбе. Он необходим нам для зрения и роста костей и зубов

Дети: Витамин «В» содержится в черном хлебе, горохе, фасоли, в крупах – пшеничной, гречневой, овсяной. Он обеспечивает нам силы на целый день. Вот почему полезно каждый день есть каши.

Дети: Витамин «С» содержится в смородине, яблоках, луке, лимоне, капусте, грейпфрутах, киви.  Его необходимо есть чтобы не уставать и он укрепляет наш иммунитет.

Дети: витамин«D» содержится в рыбьем жире, печени трески и птицы; морских продуктах и солнечных лучах. Нехватка витамина «D» приводит к заболеванию рахитом.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Витаминные домики».

Цель: закрепить и обобщить знание детей о витаминах «А», «В», «С», «D» в каких продуктах они содержатся, какую роль играют для организма человека.

Воспитатель: молодцы ребята, справились со всеми заданиями. На этом наше путешествие заканчивается. Что вы сегодня для себя нового узнали?

Дети: В этом путешествии мы много узнали  полезного  для себя. Что б быть здоровыми нам необходимо прививать полезные привычки: делать по утрам зарядку; соблюдать режим дня; поддерживать в чистоте и порядке свои вещи; помогать взрослым; питаться правильно; кушать молча за столом.

Воспитатель: теперь вы знаете, какие для нашего здоровья полезные и вредные привычки, что нужно для укрепления нашего организма. Давайте вместе с вами изготовим плакат «Мои привычки». Вам нужно выбрать картинки , на которых изображено то, что нам помогает сохранить свое здоровье и на плакате их наклеить.

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, какой у нас получился познавательный плакат, при помощи которого вы научите остальных детей прививать в себе только полезные привычки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...