Консультация для родителей
консультация (старшая группа) на тему

Гаврилова Светлана Анатольевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние устного народного творчества
на развитие речи детей

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, заклички, потешки, прибаутки, скороговорки, поговорки, считалки). Устное народное творчество служит действенным и могучим средством умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей.

Особенностью фольклорных произведений является глубокая человечность, мягкий юмор, образность языка, ненавязчивый дидактизм и знакомые жизненные ситуации. Только в народных произведениях идеально сочетаются труднопроизносимые звуки, продуманные по расположению и звучанию слов (скороговорки, потешки).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребёнка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. 

Запоминание стихов и сказок устного народного творчества оказывает большое влияние на развитие активного словаря детей, так как именно из них дети узнают об окружающем мире. При этом запоминается и усваивается смысл каждого слова.

При высказывании ребёнок учится правильно подбирать нужные слова. При этом ему помогают различные заклички, потешки, песенки. В закличках и сказках используют такие средства выразительности как образные слова, сравнение, эпитеты. Ребёнок легко запомнит и будет использовать в своей речи, например: «светлые берёзы», «золотое солнышко». Это заложит основы дальнейшего развития поэтического слова.

Устное народное творчество – это неоценимое богатство каждого народа, выработанный столетиями взгляд на жизнь, природу, общество, показатель его таланта и способностей. Через устное народное творчество ребёнок осваивает красоту родного языка, его лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Заучивание стихов, считалок, потешек вырабатывает правильное речевое дыхание, совершенствует речевой слух. Большую роль народное творчество играет в развитии звуковой культуры речи, так как учит детей отчетливо чётко произносить звуки и слова. Этому способствуют скороговорки, чистоговорки. Считалки и песенки оказывают влияние на грамматический строй речи: правильное употребление падежных форм, использование в речи различных форм глаголов, местоимений, предлогов.

Также устное народное творчество оказывает влияние на формирование связной речи. Дети учатся самостоятельно придумывать стихотворения, сказки, последовательно излагать свои мысли, используя различные виды предложений, в беседе со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, устное народное творчество влияет на все стороны развития речи и оказывает положительное влияние на развитие ребёнка в целом.

Устное  народное  творчество  служит  могучим,  действенным  средством умственного,  нравственного  и  эстетического  воспитания  детей,  оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащения речи ребенка.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного  творчества:

–потешек,  песен,  сказок.  

   Ни  в каких  других  произведениях,  кроме  народных,  не  найти  такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию  расположения  слов  (скороговорки,  потешки).  Народные  сказки дают образцы ритмичной речи,  знакомят с  красочностью  и  образностью родного языка.

Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок –золотой гребешок,  козлятушки –ребятушки,  коза –дереза.  Повторение  песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляют эти образные слова в сознании детей, иони начинают их использовать в своих играх.

Запоминание  устного  народного  творчества  (стихов,  сказок)  оказывает большое влияние на развитие словаря детей, так как именно из них дети узнают  об  окружающем  мире.  Так,  благодаря  загадкам,  дети  узнают о предметах домашнего обихода (печь, веник, кадка, ведро, об орудиях труда (топор,  пила,  коса,  небесных  светилах  (солнце,  луна,  звезды,  явлениях природы  (радуга,  дождь,  гром,  град).  Дети  пополняют  этими  словами активный словарь. При этом не только слова запоминаются, но и усваивается смысл каждого слова. Дети учатся правильно подбирать нужные слова при высказывании. А этому помогают различные песенки, заклички, потешки.

В  сказках,  закличках  используются  такие  средства  выразительности  как сравнения,  эпитеты,  образные слова.  Дети  легко  запоминают  их  и

используют в своей речи, например: «золотое солнышко», «земелюшка  добра»,  «курочка –рябушечка»,  «светлые  березы».  Это закладывает основы дальнейшего развития поэтического слова.

Синонимические  возможности  русского  языкаисключительно  велики.

Ознакомление  с  синонимическим  богатством  русского  языка  открывает перед  дошкольниками  путь  к  совершенствованию  речи,  особенно  в самостоятельной деятельности.

При  ознакомлении  с  устным  народным  творчеством  ребенок  чувствует многообразие  значений  слова,  многообразие  оттенков  значений.  В дальнейшем  ребенок  будет  выбирать  наиболее  удачное  слово  или словосочетание для точного и яркого выражения своей мысли.

Большую  роль  устное  народное  творчество  играет  в  развитии  звуковой культуры речи, так как учит детей правильно четко и отчетливо произносить звуки и слова, переносить эти навыки в обычную разговорную речь. Этому способствуют  чистоговорки,  скороговорки.  Заучивание  стихов,  потешек, считалок совершенствует речевой слух, вырабатывается правильное речевое дыхание.

Песенки, считалки, дразнилки оказывают влияние на грамматический строй речи: правильное упоминание детьми падежных форм, использование в речи различных форм: глаголов, предлогов, местоимений.

Устное народное творчество оказывает влияние на формирование связной речи.  Дети  учатся  самостоятельно  придумывать  сказки,  стихотворения, используя  различные  виды  предложений,  последовательно  излагать  свои мысли при рассказывании, в беседе со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, устное народное творчество влияет на все стороны развития речи и оказывает влияние на развитие ребенка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...