Как развивается речь ребенка
консультация на тему

Поротикова Людмила Васильевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvivaetsya_rech_rebenka.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

КАК РАЗВИВАЕТСЯ РЕЧЬ РЕБЕНКА

      Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью –это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Кроме того, у ребенка должна появиться потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

       На первоначальных этапах речевого развития малыш подражает звукам и словам, которые произносят взрослые. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Кроме того, в овладении речью важна языковая способность ребенка.

        В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики; изменяет слова: лампа – ламп, ковер – ковров, дерево- деревьев, пел – пела – пели; строит различные по конструкции высказывания, связывая слова соответственно правилам грамматики. По словам К. И. Чуковского, «у взрослого лопнул бы череп, если бы ему в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний «лингвист».

       Точное воспроизведение звука  возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребенка в состоянии принять соответствующее положение. В момент произнесения звука происходит сближение или смыкание языка, губ, мягкого неба с неподвижными частями артикуляционного аппарата: зубами, альвеолами, твердым небом. Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других- более сложная. Поэтому малыш вначале и усваивает более легкие в артикуляционном отношении звуки.

        Условно в процессе овладения ребенком речью можно выделить несколько этапов. На подготовительном этапе происходит развитие отделов речевого аппарата, принимающего участие в речевом акте: центрального отдела – коры головного мозга и периферического – органов слуха и органов, участвующих в звукопроизношении (языка, губ, мягкого неба и др.)  - Следующий этап  – развитие понимания речи и на основе этого появление ,первых осмысленных слов. Далее с накоплением достаточного словарного запаса происходит переход к использованию фразовой речи, которая вначале несовершенна и носит ситуативный характер. И, наконец, последний этап – наличие достаточного лексического запаса, умение пользоваться монологической речью, правильное грамматическое ее оформление, четкое и внятное произнесение звуков и слов.

       Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от состояния   и развития его высшей нервной деятельности. Дети, имеющие отклонения в умственном  развитии, физически ослабленные и часто болеющие инфекционными заболеваниями,  как правило, отстают и в речевом развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как формировать и развивать речь ребенка. Подготовка ребенка к школе".

Советы по развитию речи детей с ОНР при подготовке к обучению в школе....

Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребенка

Как развивается речь ребенка до 3 лет, какие физические и психологические процессы происходят в этот период, как помочь малышу в развитии речи.Раннее детство и развитие речиРанний возраст (от рож...