Консультация для родителей "Детские капризы и упрямство"
статья на тему

Кулькова Галина Сергеевна

Консультация для родителей на родительском собрании

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Детские капризы и упрямство»

Задачи:

-знакомство родителей со способами преодоления детских капризов и упрямства;

-повышение родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка дошкольного возраста.

Приветствие по кругу. Родители называют свое имя, имя ребенка и делятся теми мыслями, что их привело сегодня на собрание.

Предлагаю родителям 2 ситуации разыграть в сценках:

Ситуация №»1 

Психолог: Вот так ведет капризница Таня. Ей предложили бульон, курицу с рисом и морс.

Таня (с недовольным видом отворачивается от стола): Не хочу суп!

Бабушка ( всплеснув руками): Танечка, он такой вкусный, ешь, а то остынет.

Таня: Я не люблю теплый. Я вообще не хочу!

Суп остывает, Таня опускает в суп ложку и говорит: Фу пенки. Я не люблю пенки, они у меня в горле застревают!

Бабушка ( в отчаянии): Ну, а что ты будишь?

Таня: Я ничего не буду. Раз у нас нет супа, я хлебушек буду (с подчеркнутым грустным видом жует хлеб).

Бабушка (не может это вынести): Танечка, давай насыпем в суп вермишели., ты сама насыпешь и будет вкусно-вкусно.

 Психолог: Таня с некоторой заинтересованностью соглашается . Бульон снова греют, Таня засыпает в него вермишель, ей это интересно.

Таня (радостно говорит): Ой, как  будто маленькие червички пошли купаться! Они плавать будут…

Психолог: Бабушка рада, может ей удастся заставить внучку поесть. Суп на столе, и снова у Тани пропал интерес.

Таня (недовольна): Я не хочу –у-у-у су-у-пу-у-у, тянет она. Я не люблю суп…

Психолог: Бабушка уговаривает, упрашивает, пробует кормить девочку сама, рассказывает ей сказку – и все бесполезно: Таня отворачивается плачет. Удается впихнуть несколько ложек. После этого суп убирается и тоже самое повторяется с курицей. Не стоит удивляться , что на такой обед уходит около 2-х часов, а бабушка и внучка встают из-за стола совершенно измученными. ненаевшись девочка не может заснуть после обеда, к вечеру переутомляется и капризничает еще больше, омрачая вечер себе и взрослым.

Давайте уважаемые родители обсудим эту ситуацию. Какие ошибки были допущены, по-вашему, мнению бабушкой?

Обобщение:  Действительно, бабушке не нужно было предлагать множество разных вариантов в надежде, что девочка согласиться на что-то, а либо решительно лишить ее обеда (или только супа), либо уговорить ее съесть, но уж не как не идти на поводу у капризного «не хочу». Для борьбы с капризами необходима долгая воспитательная работа, в которой участвовали все члены семьи. При этом очень важно единодушие – твердая выработанная линия поведения всех окружающих ребенка взрослых: малыш легко нащупывает наиболее податливого, наиболее чувствительного к его капризам человека  - именно того, кем можно управлять. Мне хочется напомнить народную мудрость:«Поверьте не стареющей примете: век плачут избалованные дети».

Ситуация №2

Психолог: Миша упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, огорчая этим свою строгую маму.

Обед. Мише предложили борщ, котлету с горошком и компот. Все это стоит на столе аппетитно выглядит, вкусно пахнет.

Миша( недоволен): Я хочу только компот! –заявляет решительно- И еще с котлетой я люблю картошку, которая была вчера.

Мама( терпеливо объясняет): Все нужно есть по порядку, первое, второе и третье, не капризничать, а есть то что дают.

Миша: Нет, сначала компот. Я его люблю.

Мама (нервничает и повышает тон): Ешь без разговоров, как положено!

Миша: Сначала я буду пить компот! Прямо сейчас! А твою котлету  -после.

Мама рассердилась и решительно берется за дело: начинает сама мальчика кормить борщом. Он выплевывает все на рубашку. 

Мама( разъяренно кричит): Будешь есть, пока ничего не останется в тарелке! А компот вообще не получишь!

Миша отталкивает тарелку и при этом проливает часть борща на стол.

Психолог: эта сцена продолжается довольно долго, кончается тем, что Мишу вырвало прямо на стол, а мама дрожащими руками открывает пачку успокоительных таблеток и глотает сразу две, восклицая:

Мама: За что мне такое наказание! У всех дети – как дети, а этот….

Психолог: Ваше мнение, уважаемые родители? Какие ошибки допущены взрослым в этой ситуации?

Обобщение: Мишина мама не должна была ставить  на стол одновременно все блюда и предоставлять, таким образом, ребенку возможность выбора. А когда она уже видела , что Миша настроен решительно, лучше было частично пойти ему на встречу, разрешить например, отпить глоток компота  до еды. Но при этом «не делать ему одолжение».  Не подчеркивать важность этого разрешения, и вообще не акцентировать внимания, а в мягкой форме сказать: «Ну, отпей компот, но немножко, чтобы потом осталось чем запить обед» или « Отпей четверть стакана – это знаешь сколько? Это половина от половины стакана» Разумеется, что такие разговоры и уговоры неуместно за столом, но это все же лучше ссоры и конфликта.

Педагог Е.А. Аркин говорил:

«Борьба с упрямством – борьба за правильное воспитание, за правильную обстановку жизни  ребенка, это борьба за правильное поведение взрослых, за право ребенка на самостоятельность, на уважение к нему даже тогда когда он делает ошибки. Не ломать надо упрямство, а направлять силы ребенка на полезные, нужные в жизни цели».

Музыкальная пауза:

Песня Любавы из мультфильма «Летучий корабль»

РАБОТА С ПАМЯТКАМИ

На ваших столах лежит памятка, для того чтобы выяснить  причину капризов и упрямства, я хочу вас попросить взглянуть на памятку . «Причины капризов и упрямства» Скажите, согласны ли вы с перечисленными причинами?

Хорошо, тогда я предлагаю Вам ознокомиться с  разделом «Как преодолеть капризы» .

Вопросы к обсуждению:

  1. О каких вы секретах узнали впервые?
  2. С каким из выводов вы согласны?
  3. С какими из советов вы не согласны? Почему?
  4. Помогут ли эти советы в преодолении капризов у детей?

  Обобщение: Прежде всего взрослым нужно изменить свое обычное поведение, постараться вырваться из зависимости капризов ребенка. Позиция родителей должна быть твердой. Малыш, хоть и с опозданием, усвоит, что –нельзя – это нельзя, а надо – это надо, что отказ от чего-то совсем не значит, что предложат что-то взамен. Одновременно взрослые должны сделать еще одно, более сложное дело – сформировать у ребенка конструктивные способы поведения; научить его «хотеть» что-то конкретное и прилагать собственные усилия, чтобы удовлетворить свои желания; вырабатывать настойчивость в достижении своих цели, научить преодолевать трудности, развивать активность и самостоятельность, которые у таких детей слабо развиты. Самое сложное – сделать так, чтоб ребенок воспринимал принятые меры не как наказание, а увидел в этом проявление любви, желание помочь ему. Ведь одним из основных источников радости для ребенка является разнообразная совместная деятельность, а не общение по привычной схеме «хочу - не хочу». Обычно дети, склонные к капризам, очень дорожат вниманием взрослых и болезненно переносят их отсутствие. Нужно разнообразить общение детей со взрослыми и сверстниками, включая в их в общее дело, стараться увлечь им. Если капризному ребенку что-нибудь интересно и он занят совместной деятельностью, он забывает капризничать.

Дома надо всемерно поощрять самостоятельность ребенка, предлагать ему самостоятельно сделать что-то: постирать белье куклы, самому сложить книжки на полку , построить гараж и поставить  туда машины и т.д. при этом важно незаметно помогать ему, не давая угаснуть интересу к самостоятельной деятельности, и громко радоваться вместе с ним  всему, что он делает сам.

Чем содержательнее будет жизнь ребенка и чем больше он делает сам, тем меньше времени остается на капризы. И хотя капризы исчезают далеко не сразу, цели вполне можно достигнуть.

В целом же для искоренения упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения самих взрослых, так как корни этих явлений лежит не в ребенке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребенке бесполезно.

Вопрос к родителям:Как предотвратить приступы истерики у детей?

Ответ:

  • Научитесь предупреждать вспышки. Дети скорее раздражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Постарайтесь предвидеть такие моменты: не отправляйтесь в магазин за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Собираясь в сад, не предлагайте надеть одежду, которую ребенок не может терпеть.
  • Переключайте детей на действия. Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды «вперед», чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите подойти к вам, дайте ему что-нибудь в руки, вместо того, чтобы требовать прекратить крик.
  • Назовите ребенку его эмоциональное состояние.Ребенок может оказать неспособным выразить словами свое чувство ярости. Чтобы помочь ему контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название, например: «Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного». Дайте ему четко понять, что, несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Это поможет ребенку понять, что есть ситуации, в которых такое поведение не допускается.
  • Скажите ребенку правду относительно последствий. При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: «Ты ведешь себя плохо, и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».

Вопрос к родителям Если истерика все же началась, что вы предпримете?

Ответ:

  • прежде всего не раздражаться, взять себя в руки;
  • не стоит в момент истерики пускаться в длинные объяснения, пытаться достучаться до сознания и совести малыша;
  • постарайтесь отвлечь малыша. Как только начнется истерика, резко переключите его внимание на что-нибудь загадочное.
  • твердо и простыми словами объясните ребенку, почему вы не будете выполнять его требование;
  • постарайтесь не реагировать на советы посторонних;
  • не поддавайтесь на провокации. Как только начинается истерика – встаньте и выйдите из комнаты. Пусть кричит, пусть падает на пол и стучит ногами. Подобное шоу рассчитано на зрителя. Через некоторое время ребенок успокоится и возобновит общение с вами. Лучше дождаться, пока он сделает это сам. Сразу же переключите его внимание на какое-то действие.
  • научите ребенка извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему будет легче управлять собой.
  • выработайте всем семейством единую линию запретов и поощрений. Нужно учить ребенка выражать свои желания приемлемым способом, объяснять, что криком получить требуемое невозможно, и своим поведением не закреплять у ребенка подобные манипуляции.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ.

                                                                                Раздаточный материал

ПАМЯТКА «ДЕТСКИЕ КАПРИЗЫ»

Причины капризов и упрямства:

 -нарушение режима дня;

- смена обстановки;

- обилие новых впечатлений;

- плохое самочувствие во время болезни;

- переутомление.

Преодолеть капризы можно, если:

-все члены семьи будут иметь  единые требования к ребенку;

- будут тверды в своих позициях;

- объяснят значение слова «нельзя»;

- научат ребенка хотеть, т.е. вырабатывать настойчивость в достижении цели;

- будут развивать самостоятельность в совместной с взрослыми деятельности.

 Если ребенок упрямится:

- Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

- Оставайтесь во время приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает.

- Не пытайтесь в это время что-либо внушать вашему ребенку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять.

- Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при своем мнении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Капризы и упрямство"

Консультация для родителей младших групп о кризисе трёх лет...

Консультация для родителей "Капризы и упрямство"

Данная консультация поможет родителям понять ребёнка...

Консультация для родителей. "Капризы и упрямство"

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы....

Консультация для родителей «Капризы и упрямство»

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматрив...