Семинар – практикум для родителей «Играем пальчиками»
консультация (средняя группа) на тему

Давиденко Алена Сергеевна

Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

Задачи:

  1. Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.
  2. Научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики, для развития внимания, памяти.
  3. Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора (потешек, прибауток, пальчиковых игр).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-_praktikum.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей
«Играем пальчиками»

Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

Задачи:

  1. Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.
  2. Научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики, для развития внимания, памяти.
  3. Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора (потешек, прибауток, пальчиковых игр).

Оборудование: пальчиковые игры «Пальцеход», «Нитяные узоры», шнуровки, «Сухой бассейн»(с разными наполнителями: крупа, зернобобовые), театральные костюмы, сарафаны, кокшники, театральная студия, аудиозапись.

Ход:

Беседа с родителями. Вопросы:

  1. Занимались ли Ваши родителями с Вами пальчиковой гимнастикой? Как?
  2. Играли ли Вы сами с Вашими пальчиками? Расскажите как?
  3. Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка?

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.

- На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова.

Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.

Пальчиковая гимнастика:

  • Способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • Помогает развивать речь ребенка;
  • Повышает работоспособность коры головного мозга;
  • Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
  • Снимает тревожность.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзию. Благодаря этому еще долго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

Что же относится к детскому фольклору?

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками). Например: «Сорока белобока».

Заклички – обращения к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру). Например: «Солнышко - ведрышко»

Солнышко – вёдрышко, (растопырить пальцы обеих рук)

Выгляни в окошко, (изобразить «Окошко»)

Твои детки пляшут, (шевелить пальчиками)

По камушкам скачут. (стучать пальчиками по столу)

Прибаутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности. Ведь движение – это жизнь.

- Давайте и мы с вами поиграем:

  • Движение самомассажа:

- потирание ладоней, пока не появится между ними тепло, как сгусток положительной энергии, и сбрасывание её на лицо мягкими ладонями;

- постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой.

  • Шевеление пальчиков (сначала на одной руке, потом на обеих).
  • Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью другой руки, а затем – без помощи другой руки.

Например,

«Этот пальчик »

Этот пальчик хочет спать,

загибание пальцев, начиная с мизинца

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик – давно спит.

Большой палец уже загнут

Тише, тише не шумите,

Наши пальчики не будите.

Встали пальчики! Ура!

В детский сад идти пора!

Растопырить пальцы и пошевелить ими

  • Хлопки:

- обычные;

- хлопки, когда сначала сверху одна ладонь, потом другая;

- хлопки ладонями, сложенными чашечками;

Развитие мелкой моторики пальцев рук непрерывно связанно с умственным развитием детей, развитием их речи.

Главное требование: в играх рукой, её кистью, пальчиками мы равно должны заботиться о развитии правой и левой руки.

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, я учу детей на материале детского фольклора разнообразным выразительным движением (как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыкант играет на балалайке и так далее).

В заключении хочется отметить, что детям фольклор близок и интересен. А мы взрослые помогаем, приобщиться к нему, играть и играть, набираться уму-разуму, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками. Детский фольклор помогает нам в установлении контакта с детьми, создание благоприятного условия для обучения детей выразительной речи и выразительных движений.

Установочное родительское собрание в сентябре месяце. Занятия в средней группе

Цель: расширить представления родителей о занятиях в детском саду; уточнить уже имеющиеся сведения.

Средняя группа детского сада предназначена для детей четырехлетнего возраста. В этот период у детей формируется способность устанавливать простые связи между окружающими предметами. Малыши интересуются действиями взрослых, во всем подражают им, стараются своими силами преодолевать маленькие трудности. Речь значительно обогащается за счет общения с взрослыми и сверстниками. Средняя группа дает детям навыки правильного и организованного поведения в саду, на улице, дома. Формирует простейшие представления о том, что плохо или хорошо. Творчество и музыкальный слух также усовершенствуются

Физическое воспитание в средней группе.

На уроках физического воспитания дети учатся легко и ритмично бегать, сохранять правильную осанку при беге. Малыши пробуют произвольно перемещаться по шведской стенке, изменяя темп и направление, прыгают с небольшой высоты на мягкую поверхность, прыгают в длину, с разбега в высоту, учатся прыгать через длинную и короткую скакалку.

Воспитатель дает первые навыки метания как левой, так и правой рукой. Дети не только бросают мяч во всевозможных направлениях, но и учатся ловить его, отбивать стоя на месте и при ходьбе. Также дети приобретают навык строиться по росту в шеренге, выполнять повороты в строю. На уроках физкультуры в средней группе в игровой форме малыши осваивают упражнения из спортивных игр, таких как бадминтон, футбол, городки. В этом возрасте они могут самостоятельно организовать знакомые игры на заданные сюжеты.

В двигательной деятельности развивается творчество, формируется умение изменять и усложнять упражнения и игры, с добавлением имитационных элементов, которые демонстрируют пластичность, грациозность движений.

Умственное воспитание в средней группе

Благодаря расширяющемуся словарному запасу и прекрасной памяти дети запоминают огромное количество названий видов транспорта, предметов, которые облегчают быт человека, или создающих комфорт. Кроме этого средняя группа детского сада дает малышам умение определять цвет, форму, размер, вес, материал, из которого изготовлен предмет. Опираясь на эти свойства, дети пробуют устно описывать окружающие предметы. С помощью этих навыков малыши способны классифицировать предметы и обобщать предметы, используя понятия твердости, хрупкости, блеска, звонкости и температуры поверхности.

В средней группе детям прививается бережливость по отношению к предметам, игрушкам. Теперь они понимают, что любая вещь - результат труда множества людей. Попутно малышам даются названия некоторых профессий  земледелия, строительства, связи, военные специальности. Изучаются основы правил дорожного движения, например, как нужно вести себя на светофоре. Также детям обязательно нужно знать имена родственников и домашний адрес, название города, в котором живут, страны, столицы.

Экологическое воспитание в средней группе

Совершая прогулки на улице, малыши наблюдают за природой, пытаются их анализировать и определять закономерности и взаимосвязи, например, смена времен года. К концу обучения  дети уже знают много видов растений, могут назвать пять зимующих птиц, понимают, как развиваются и размножаются растения, имеют представление о том, как помогает природе человек.

Развитие речи в средней группе

Средняя группа детского сада дает малышам первые знания о звуках, слогах, предложениях. Дети учатся объяснять игровые правила, аргументировать высказывания и ответы сверстников. Употребляя сложные предложения различных видов, прямую и косвенную речи, и пользуясь образцом, они могут рассказывать короткие истории о событиях, которые имели место в их жизни. Самостоятельно, без значительных пропусков и отклонений малыши пересказывают сюжет литературных произведений и сочиняют концовку сказок по картинкам, которые показывает им воспитатель.

Математика в средней группе

На занятиях математикой в средней группе дети изучают составные части небольшой группы предметов, определяют различия и сходства в них, делая сравнения попарно или используя счет. Воспитатель дает понятие о том, что отдельный предмет всегда меньше чем группа, в которую этот предмет входит. Дети учатся считать до десяти, причем они овладевают способностью сравнивать группы и определять, в которой из них больше предметов, или меньше, или они равны. Малыши выстраивают в ряд предметы по возрастанию и по убыванию не только размера, но и ширины, длинны, высоты. При этом могут правильно ответить, сколько предметов всего и который предмет по счету.

Математика в средней группе расширяет понятие о геометрических формах, таких как круг, овал, треугольник, четырехугольник. Воспитатель объясняет последовательность частей суток и дает понятие дня недели.

Изобразительная деятельность в средней группе

На уроках изобразительного искусства средняя группа детского сада дает малышам знания о средствах выразительности в различных видах искусства, таких как форма, колорит, цвет и композиция, стимулирует интерес к живописи, книжной графике, народному декоративному искусству.

Рисование в средней группе

Занимаясь рисованием, малыши учатся создавать изображения, опираясь на представление либо натуру; пробуют создавать сюжеты на заданные темы из жизни, либо явлений природы. Также даются понятия об оттенках, которые малыши активно используют, создавая образы и узоры по мотивам народного прикладного искусства.

Лепка и аппликация в средней группе

Лепка и аппликация немного усложняется. Теперь малыши создают не просто отдельные предметы, а строят целые постановки и композиции. Используя ранее полученные навыки, они пробуют передать пропорции, движения фигур.

Конструируя в коллективе, дети учатся взаимодействовать со сверстниками для поиска новых конструктивных решений, планировать этапы строительства.

Музыкальное воспитание в средней группе

Уроки музыки в средней группе детского сада дают детям первые знания о жанрах музыкальных произведений, о звучании музыкальных инструментов. Малыши учатся различать произведения по вступлению или мелодии. Расширяется диапазон низких и высоких звуков. Исполняя песни в музыкальном сопровождении, дети осваивают плавное и легкое пение.

Опираясь на характер и динамику музыки, дети учатся ритмично двигаться, меняя направление и плавность движений. Даются навыки для самостоятельной инсценировки песен и хороводов, для исполнения действий без подражания друг другу.

Для родителей ребенка дошкольного возраста важнейшей задачей становится подготовка его к обучению в школе. 

Развитие речи в средней группе основано на развитии  связной и последовательной речи, способности правильно и четко произносить фразы и слова.  Даже неплохо владеющий речью ребенок, может не осознавать, что слово - это набор отдельных звуков. В таком случае несложно привлечь его внимание к новой для него звуковой составляющей речи, чтобы он активно начал ее осваивать.

Не все дети одинаково успешно овладевают речью.  В процессе формирования устной и, как следствие, письменной речи часто возникают осложнения, которые нарушают ее развитие. К ним необходимо отнестись серьезно и устранить их до того, как они смогут повлиять на развитие ребенка, его психику. Поэтому взрослым не стоит подделывать свою речь под детскую, а говорить следует  простой и понятной речью, четко,  правильно и не слишком быстро произнося все слова.

Развитие речи в 4 года

В период от четырех до пяти лет, ребенок обычно неплохо владеет речью и пытается обсуждать с взрослыми отвлеченные темы. Общение в этом возрасте, кроме познавательного, приобретает еще и внеситуативный характер. Накопленного запаса слов достаточно, чтобы успешно строить фразы, правильно произносить звуки.

Активного словарного запаса хватает на то, чтобы легко общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Иногда ребенок четырех лет может испытывать трудности и допускать неточности в процессе пересказа событий, в которых он сам принимал участие. Но теперь, осваивая новые слова, он не просто их запоминает, а старается осмыслить их звуковую структуру, пробует по-своему назвать некоторые предметы и действия. Осваивание лексики становится значительно мотивированным.

Во время обогащения словаря ребенок делает попытки овладеть грамматикой. Отвечая на вопрос взрослого, он часто отвечает содержательными фразами, в которых использует больше 4 слов. В предложениях возникает преобладание простых распространенных членов («Здесь сидят Настя и Саша»), существительных и глаголов множественного числа. Ребенок чаще использует сравнительную степень наречий и прилагательных, появляются причастия.

Проявляя интерес к звуковой составляющей речи, ребенок пытается изменить слово по шаблону, но это у него не всегда получается. Он все еще может допускать грамматические ошибки: плохо согласует прилагательные с существительными среднего рода, неправильно употребляет окончания («Мама моет «окны»).

Наблюдаются ошибки употребления несклоняемых существительных. Высказывания ребенка, состоящие из простых предложений, нередко отдаленно связаны между собой. Чтобы понять их нужно иногда задавать дополнительные вопросы. В них пока нет развернутости, что свойственно монологической речи. В основном ребенок перечисляет действующие лица или предметы, добавляя к ним действия, которые те совершают. Тем не менее, благодаря хорошей памяти, он может запомнить и воспроизвести небольшие стихотворения, а многократно прослушав сказку, способен практически дословно ее пересказать, не всегда понимая смысл слов.

В произношении появляется множество звуков. Большая часть детей, хорошо произносит трудные в усвоении звуки (х. ы, э), четко звучат свистящие (ц). Начинают проявляться звуки, принадлежащие к позднему ортогенезу (щ, ч, ж, ш, л, р), но обычно у большинства малышей возникают затруднения при произношении шипящих звуков.

У детей четырех лет наблюдаются различия в формировании произношения: одни говорят чисто, правильно произнося почти все звуки, другие же наоборот неправильно произносят большую часть звуков, смягчая твердые согласные. В этом случае воспитатель обязан уделить особое внимание таким детям, определить причины и, подключив родителей, устранить недостатки.

Итак, развитие речи в средней группе проходит активно. Улучшается  произношение, речь приобретает четкость. Они прекрасно знают предметы их ближайшего окружения и правильно их называют. Их речь наполняется не только существительными и глаголами, но и другими частями речи: предлогами, прилагательными, наречиями. Предложения чаще простые распространенные, но развивается навык монологической речи. Хорошо знакомую сказку малыши могут пересказать почти наизусть, могут выучить и рассказать короткое стихотворение. Они чаще становятся инициаторами общения.

Развитие речи в 5 лет

В пять-шесть лет словарь ребенка составляет около 3000 слов. Теперь он сознательно подходит к особенностям языка, обдумывает свою речь, пытается, используя аналогию, придумывать новые слова. Например,  съел макароны - «намакаронился», или же «не отсонился», что означает - не выспался. Теперь ребенок делает попытки понять законы словообразования, но из-за малого речевого опыта допускает ошибки.

В этот период ребенок достигает значительных успехов в речевом и умственном развитии. Он способен определить и назвать основные признаки и свойства предметов, устанавливает между ними связи. Речь приобретает богатство, разнообразие и точность. Ребенок становится внимательнее к ответам окружающих на его вопросы.

В пять лет дети постигают монологическую речь. Впервые учатся использовать однородные обстоятельства, правильно согласовывать существительные с прилагательными в косвенных падежах. Хотя не всегда они могут самостоятельно, последовательно пересказать сказку, рассказ. Звуки в словах становятся более узнаваемыми. Это происходит только в том случае, если воспитатель в предыдущих возрастных группах уделял внимание фонематике.

Развившийся речевой слух позволяет ребенку отличать понижение и повышение громкости речи, изменение темпа, улавливает средства выразительности. Теперь они могут воспроизводить интонации, понижать и повышать тон голоса, выдерживать паузы так, как делают это взрослые.

В шесть лет большинство детей могут произносить все звуки, хотя некоторым все еще трудно произнести звук «р», шипящие звуки.

Итак, развитие речи в старшей группе характеризуется совершенствованием  навыков у детей. Речь становится чище, точнее и более развернутой. Попытки восстанавливать причинно-следственные связи среди предметов и явлений дают плоды. Благодаря достаточно развитой речи, дошкольник пробует повествовать и отвечать на вопросы понятно и точно. Таким образом, во время описания предметов и явлений он может передавать и свое эмоциональное отношение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)

Предлагаю родителям познакомиться с элементами палчиковой гимнастики. Сформировать у родителей, представление о значении пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики, и её роли в психофизическом ...

Семинар – практикум для родителей «Играем пальчиками»

Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.Задачи:Формировать у родителей элементарные предст...

Родительские собрания в детском саду Семинар – практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)

Родительские собрания в детском садуСеминар – практикум для родителей«Играем пальчиками» (средняя группа)...

Семинар-практикум для родителей "Играем пальчиками"

Материал предназначен для педагогов ДОУ....

Семинар-практикум для родителей "Играем пальчиками" (средняя группа)

И. П.Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал кинестетическим ощущениям большое значение, ибо они  несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способств...

Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками»

Работа с родителями-Семинар - практикум для родителей "Играем пальчиками"...