Главные вкладки

    Консультация «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в семье»
    консультация на тему

    Горенюк Алёна Александровна

    Основы нравственно - патриотического воспитания закладываются именно в  семье. Семья - это первая школа воспитания, где ребёнок получает первые уроки уважения к старшим. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sayt.docx19.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Работа с семьёй по теме «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в семье»

    Воспитатель:Горенюк А.А.

    Актуальность темы: Основы нравственно - патриотического воспитания закладываются именно в  семье. Семья - это первая школа воспитания, где ребёнок получает первые уроки уважения к старшим. В каждой семье свой замкнутый мир, своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции.    Нравственно-патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия маленького человека, находящегося в рамках конкретной  социокультурной среды. Ребёнок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Формирование у дошкольников любви к Родине  следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой Родины; усвоения принятых норм и правил  поведения, взаимоотношений между людьми, приобщения к миру родной культуры.  Родина  всегда начинается с малой Родины, места, где человек родился, своей семьи, своего дома, детского сада и школы. Дом или детский сад, родной край имеют свою историю, особенности природы, свои традиции.  А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – культура в семье, живое общение с родителями, с  природой и сверстниками, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности ребенка- дошкольника. В семье большую часть времени ребёнок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются возникающие проблемы, интересующие ребенка  вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребёнком, тем более тесными становятся эмоциональные связи.  Чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства. 
    Формирование нравственно- патриотических чувств проходит эффективнее, если дошкольное учреждение  устанавливает тесное и плодотворное взаимодействие  с семьями воспитанников. Необходимость подключения членов семьи  к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает каждая  семья, не может заменить дошкольное учреждение. Любовь и привязанность к детям, эмоционально - нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться помощь  родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников  воспитательно - образовательного процесса.
    Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий дошкольного учреждения, семьи и общественности, предъявляя воспитанникам согласованные требования, тем самым  дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

    • В нравственно - патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, его природой,  начиная с того, что принято называть "Малой Родиной". Постепенно переходя к таким категориям как "Отечество, "Россия", "Семья", где формируются нравственно- патриотические чувства и воспитываются  будущие гражданине.
    • Основная цель нравственно- патриотического воспитания в семье: Формирование нравственно- патриотических чувств детей, обогащение и углубление знаний о своей семье, родном городе, стране.
    • Родители призваны решать задачи :
    • Способствовать  формированию у детей чувства гражданственности, любви и гордости к малой Родине, природе родного края.
    • Развивать в детях способности к восприятию литературных произведений, живописи, архитектуры.
    • Вызвать интерес к истории своей семьи, своего детского сада, своей страны. Роль семьи в нравственном воспитании детей велика. Семья объединяет всех членов общими интересами, общими радостями, общими невзгодами.
    • Педагогические условия, необходимые для эффективной работы по   воспитанию патриотизма  дошкольников в семье:
    • Эвристическая среда  в детском саду и в семье;
    • Тесное сотрудничество и взаимодействие с членами семьи;

    Компетентность педагогов и родителей в решении проблем нравственно- патриотического воспитания детей. 
    Поговорим о нравственных ценностях  в семейном воспитании:
    Доброжелательность в отношении друг другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведёт к противоположным результатам.
    Нравственные потребности начинаются:
    1. С
     отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость- это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о  добре, зле, долге и других понятиях.
    2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей -
     нравственная установка, которую можно сформулировать так: "Не вредить никому, а приносить максимум пользы". Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру. 
    3. Ещё одним важным структурным элементом нравственных потребностей является
     способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла. 
    процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально - нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств детский сад в своей работе с семьёй .
    Воспитание маленького патриота
    Семья – Детский сад – малая Родина (родной город) - родная улица, дом- Россия, страна, Права –обязанности- Конституция – ФГОС ДО .
    Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть, только если Мы - взрослые сами будем знать и любить историю своей страны, своего города и своей семьи.
    Нравственное воспитание - это сложный педагогический процесс в основе которого лежит развитие чувств. "Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения.  Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием  социальных условий жизни и воспитания"
    А. В. Запорожец.

    Библиографический список использованной литературы:

    1. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ. М.: АЙРИС ПРЕССС, 2006.
    2. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. М.: Педагогическое общество России, 2007.
    3. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.,1974.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

    Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»...

    Консультация для родителей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

    Консультация для родителей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»...

    Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье"

    Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье"...

    Консультация для родителей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

    Приобщение дошкольников к изучению особенностей истории своей семьи, своего города,страны;развитие внимательное отношение к родным и близким; восприятие истории прошлых поколений, истории земляков;вос...

    Консультация для родителей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

    Данная консультация пригодится воспитателю, учителю начальных классов, педагогу-организатору,работникам дополнительного образования. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника ...

    Консультация для родителей «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ»

    Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более...