" Проблема успешной адаптации ребенка к ДОУ "
консультация (младшая группа) на тему

Бойко Марина Николаевна

Данный материал является консультационным для родителей. Содержание составлено по материалам научных статей современных педагогов- психологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_adaptatsiya.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно – консультативный материал для          родителей детей  поступающих в ДОУ.

        

(по материалам научных статей современных педагогов-психологов)

        

«Проблема успешной адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению»

Проблемный «адаптационный» синдром.

          Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая направленность и многие другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, но требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий.
          Именно на третьем году жизни детей чаще всего приводят в детский сад. Эта традиция имеет множество субъективных оснований. Вместе с этим, исследования И.С. Ильиной, Т.В. Костяк, С.Н. Теплюк и других ученых убедительно доказывают, что возраст от 2-х до 3-х лет не является благоприятным для серьезных изменений в жизни ребенка, к которым относится поступление в детский сад. Наиболее удачным для поступления в ДОУ является возраст 4 года, когда ребенок может уверенно выражать словесно свои тревоги и впечатления от посещения ДОУ. Поскольку не у всех родителей есть возможность оставаться с ребенком дома до 4х летнего возраста. К проблемам его адаптации в 2-3 нужно отнестись очень серьезно, и по возможности облегчить их.
         "При попадании в особую микросреду, условия которой значительно отличаются от условий семьи, у детей раннего возраста нередко наблюдаются различные негативные проявления, объединяемые понятием адаптационный синдром, возникает проблема адаптации к ДОУ". Дети часто испытывают негативные эмоции, страх, теряют аппетит, сон, утрачивают освоенные ранее умения, социальные навыки, угасает их познавательная, речевая активность, трансформируются двигательные реакции (от заторможенности до гиперактивности). "Наслаиваясь друг на друга, все эти явления приводят к снижению иммунитета, общему ослаблению организма, остановке процессов развития и даже некоторому регрессу в развитии ребенка (в его речи, навыках, умениях, игровой деятельности)".
            Неблагоприятное протекание адаптационного периода, длительное пребывание в состоянии психического стресса могут привести к задержке психического развития ребенка, нанести невосполнимый ущерб процессу формирования навыков и личностных качеств, к нарушению хода образования социальных потребностей, соответствующих возрастным нормам развития. Чтобы избежать тяжелых последствий адаптационного периода, необходимо учитывать как общие закономерности протекания процесса адаптации, так и возрастные и индивидуальные особенности детей 2-3 лет.
"Любая адаптация-это приспособление индивида к новым условиям существования".

Адаптация делится на биологическую и социальную.

Биологическая -изменение физиологической активности органов систем ребенка в ответ на изменение условий существования. Так, в условиях тяжелой адаптации в ДОУ у ребенка возможны замедление речевого, психического развития, и задача педагога -помочь ребенку в процессе адаптации сохранить и приумножить речевое развитие малыша.

 
Социальная адаптация- формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе. Речь является при этом очень важным связующим компонентом между детьми. «Биологическая и социальная адаптация тесно взаимосвязаны, что отражается, например, в снижении функциональной активности организма в период возникновения сложных социальных взаимоотношений, что проявляется в снижении иммунитета малыша, например, в период адаптации».


Цель адаптационного периода - благоприятное приспособление малыша к новым условиям его существования.


Задачи:
1. Благополучное изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования.
2. Благополучное формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе.

По существующим литературным данным, адаптация ребенка к яслям: до 2х лет  длится 7-10 дней,  к 2-3 годам 3-6  недель, к детскому саду, в старшем дошкольном возрасте -1 месяц.

Три вида адаптации малыша к детскому саду.

1.Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдается ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо –резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет, что связано в первую очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют. При тяжелой адаптации возможен ее срыв- страх-стресс-срыв адаптации-болезнь.


2.
Легкая, противоположная той, что была описана выше. В этом случае ребенок вливается в новый коллектив безболезненно, ему комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя адаптации физиологические «срывы» все возможны.

3.Средняя, когда малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически в течении дня «всплакнуть», но не надолго. Этот период может длиться до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.

Прогнозирование неблагоприятной адаптации.

         В случае   выраженных   проявлений  кризиса (упрямства, истерия, агрессивность, негативизма)  способность  к адаптации   ребенка  снижается.  При  наличии  у ребенка  четырех  и  более  факторов  риска  наиболее   вероятно  неблагоприятное   течение  адаптации.

Признаки успешной адаптации.
          Первые признаки того, что ребенок адаптировался: хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими детьми, адекватная реакция на любое предложение воспитателя, нормальное эмоциональное состояние. (К невротическим реакциям, сопровождающим срыв адаптации, можно отнести: рвота, пристрастие к личным вещам, наличие страхов, неуправляемое поведение, стремление спрятаться от взрослых, истерические реакции, тремор подбородка, пальчиков

Подготовка ребенка к поступлению в детский сад.

          Характерной особенностью детей раннего возраста является высокая эмоциональность. Изменения, происходящие с ребенком при поступлении в детский сад, в первую очередь затрагивают его эмоциональное состояние, поскольку отношение детей 2-3 лет к окружающему миру в значительной степени эмоционально обусловлено. «Различные факторы дезадаптации в период знакомства с новыми условиями вызывают эмоциональную напряженность». Чтобы адаптация ребенка детскому саду прошла успешно, рекомендуется начать готовить малыша к саду заранее.

          Лучшим периодом  года  для поступления  в ДОУ  считается  конец  августа  начало сентября. В это  время  у ребенка  имеется  естественная   закаленность, запас  витаминов; к тому  же дети  из уже  сформированных  групп за лето отвыкли  друг от друга, и новому  ребенку легче  завести друзей, программы  занятий  только  начинаются, роста  простудной  заболеваемости  еще нет.  Подготовка  детей  к поступлению  в ДОУ должна  начинаться  не позднее,  чем за 6 месяцев  до этого.  Педиатру   необходимо  составить  план  подготовки  и в форме  112/у  в  листе  уточненных   диагнозов  поставить  отметку   о начале   мероприятий. За 2 месяца   до поступления  в ДОУ   проводятся  профилактические  осмотры  детей  врачами:   офтальмологом, неврологом, отоларингологом,  хирургом-ортопедом, стоматологом, участковым  педиатром  и логопедом (для детей  от 3  лет). По  показаниям   ребенок  должен  быть  осмотрен  и  другими  специалистами


1. Следует рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему мама и папа хотят, чтобы малыш пошел в детский сад (чтобы было интересно, например).


2. Показать ребенку детский сад, понаблюдать за прогулкой ребят, которые уже ходят в садик. Подробно рассказать о режиме детского сада, чтобы ребенка не пугала неизвестность.


3. Поговорить с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Следует проговаривать вместе с ребенком модели поведения, тогда малыш будет чувствовать себя увереннее.


4. Научить ребенка знакомиться с другими детьми, вместе играть, обмениваться игрушками, прощаться, контактировать с взрослыми, вашими знакомыми людьми.


5. Следует в присутствии ребенка не высказывать своих страхов по поводу детского сада, не давать знакомым высказываться критически в отношении принятого вами решения отдать ребенка в детский сад. Уверенность родителей в правильности своего решения вселяет уверенность в ребенка, что все будет хорошо.
В период адаптации необходимо эмоционально поддерживать малыша, чаще обнимать его, больше общаться.

6. Узнать расписание режима дня ДОУ и наиболее приблизить к его временным рамкам домашнего режим.

7. По возможности научить ребенка есть и пить за столом самостоятельно.

8. Научить ребенка сообщать своевременно о естественных потребностях. Пользоваться горшком или мини-унитазом.

9. Прививать ребенку первые навыки самообслуживания. (пытаться самостоятельно вымыть руки, пользоваться полотенцем, снять и обуть легкую обувь, головной убор и др. )

10. В первые дни пребывания в ДОУ можно дать ребенку с собой небольшую любимую игрушку.

11. Приблизить домашнее меню ребенка к меню детского сада ( поочередное употребление блюд 1е, 2е, 3е)

12. Уделяйте ежедневно 10-15 минут совместной с ребенком деятельности: рисованию карандашом, рассматриванию иллюстраций в книге с называнием предметов и живых объектов, конструированию из кубиков или лего, сбору пирамидок, вкладышей. Очень хорошо. Если ребенок увлечется мозаикой. Это подготовит ребенка к восприятию обучающих  занятий в детском саду.

Условия облегчения адаптационного периода для малыша посещающего ДОУ.


         Детей, которые, по прогнозам педагога- психолога,
легкой степенью адаптации, можно начинать приводить с утра, примерно с (8.20 до дневного сна  12.00), при этом ориентируясь на эмоциональное состояние ребенка.


         Детей с прогнозируемой
адаптацией средней тяжести предлагается приводить на прогулку 1 час ( с 10.00 до 11.00), в последствии увеличить время пребывания до 2х часов (с 9.30 до 11.30). Через некоторое время ребенка приглашают на обед, но не настаивают. Обычно ребенку требуется  до двух недель, чтобы спокойно отпустить маму.

           К адаптации детей с тяжелой степенью привыкания нужно отнестись особенно осторожно. Ориентируясь только на его психическое состояние пошагово , с осторожностью постепенно увеличивать время его пребывания в детском саду с обязательным «выходным днем» в среду или в четверг. Во избежание стресса временные рамки адаптации таких детей могут быть растянуты на несколько месяцев.
         На фоне  снижения  сопротивляемости  в период  адаптации  всевозможные неблагоприятные факторы  могут привести  к развитию  заболевания, поэтому  ребенок  нуждается  в щадящем  домашнем режиме. Следует  помнить, что если  в период  адаптации  малыш  перенес  какое-либо   заболевание, то после  полного   выздоровления  он нуждается  в постепенном  увеличении  времени  пребывания  в ДОУ

          Родителям  рекомендуется  в период   нахождения ребенка  вне ДОУ увеличить  объем  двигательной активности (желательно  в виде  совместных  прогулок и игр)  и снизить  объем  новых  впечатлений( хождение  в гости, театры, просмотр  телепередач, игры на компьютере). Не  рекомендуется   одновременно  с определением  ребенка в ДОУ  начинать занятия в кружках, секциях, художественной  или  музыкальной  школах.



Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду - очень сложный и ответственный процесс. Главнее в нем - не навредить ребенку, а способствовать его успешному психофизиологическому развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Статья написана на основе опыта работы, рассматриваются и описываются методы и приемы развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития....

Успешная адаптация ребенка к условиям ДОУ

УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОУДля успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивн...

Преемственность между ДОУ и школой в решении задач успешной адаптации ребенка в школе

Психологи сравнивают поступление ребёнка в школу с революцией  в сознании. Всё меняется для малыша: его окружение, режим д...

"Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе."

О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время.. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким у...

Преемственность дошкольного и школьного образования как залог успешной адаптации ребенка к школе

Конспект, посвященный преемственности дошкольного и школьного образования....

Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе.

Особую актуальность в наше время приобрела проблема общих принципов преемственности между ступенями образованиями. Это связано с возникшим многовариативным образовательным пространством дошкольного и ...