Мастер-классы для родителей
методическая разработка по теме

Мастер-класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushka_i_ee_znachenie.docx19.31 КБ
Файл multfilmy.docx20.86 КБ
Файл vo_chto_i_kak_igrayut_nashi_deti.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса для родителей

Тема: «Как правильно выбрать игрушку для ребенка?»

Цель: изменение представлений и педагогических установок современных родителей  об игрушках.

Задачи:

  1. Сформировать представление о  развивающем значении игрушки.
  2. Развивать чуткое отношение у родителей к игрушке.
  3. Познакомить с критериями оценки игрушек.
  4. Способствовать  «правильному» ориентиру  родителей в выборе игрушек.

План

  1. Вводная часть. Знакомство с участниками мастер-класса. Представление ведущего.
  2. Основная часть. Игрушка и ее значение для ребенка.

Вопросы к участникам:

  • Назовите любимую игрушку Вашего ребенка?
  • Какие игрушки предпочитает ребенок?
  • Какая у Вас была любимая игрушка?

Сообщение ведущего.

Обычно игрушкой называют любой предмет, которым занимается ребенок, – от погремушки до конструктора. Все эти вещи, безусловно, полезны и вносят свой вклад в детское развитие. Но если рассматривать игрушку как средство игры в строгом смысле этого термина, т. е. как инструмент деятельности в мнимом, воображаемом пространстве, то диапазон предметов, подпадающих под это название, резко сужается. Например, когда ребенок гремит погремушкой, конструирует постройку из кубиков или собирает пирамидку, его внешняя и внутренняя деятельность одно направлены. Он ничего не воображает и не представляет за пределами основной деятельности. «Расхождения реального и мнимого поля» при этом не происходит. Конечно, колечко от пирамидки может выступать в качестве бутерброда, а кубик в качестве кроватки. Но, во-первых, в этом случае эти предметы используются не по своему назначению, а как предметы заместители, и, во-вторых, в настоящей игре бутерброд должен кто-то съесть, а на кроватке кто-то должен спать. Этот «кто-то» и является главным персонажем (предметом) игры, т. е. игрушкой. Поэтому, в строгом смысле игрушкой является предмет, позволяющий ребенку выйти за пределы воспринимаемой ситуации, «вселиться» в другого и действовать от имени этого другого, т. е. принять на себя его образ. Это прежде всего образные игрушки, которые открывают возможность одушевления, оживления и принятия на себя опыта и переживаний ребенка. В сущности, каждая игрушка имеет известный образ, реальный или воображаемый. Но мы условно даем это название тем игрушкам, которые заимствуют свой образ из мира живой природы и в наибольшей степени открывают возможность очеловечения, а значит, выполняют в игре активную роль соучастников, партнеров, товарищей. Остальные предметы игры – игрушечная утварь, одежда, мебель и пр. – лишь обслуживают действия «живых» персонажей, помогают реализовать их желания и смыслы.

Учет возрастных особенностей ребенка при выборе игрушки.

Прежде всего необходимы игрушки, которые воплощают образ человека, т. е. куклы. Начиная с младенческого возраста дети выделяют лицо куклы и эмоционально реагируют на неё. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей

Ещё Ф. Фребель писал, что игрушка должна открывать простор для самодеятельности ребенка. Чем сложнее и определённее игрушка, тем меньше она даёт простора для собственного творчества ребенка Необходимым качеством  игрушки для детей дошкольного возраста является возможность любых превращений и настроений. Только в этом случае игрушка может стать не просто плюшевым предметом, но «вторым Я», объектом заботы и партнером по общению. Между тем развитие рынка современных игрушек идет в направлении технического усложнения и совершенствования. Сегодня во многие образные игрушки встраивается механизм, воспроизводящий какую-либо песенку или слова, заданные движения и пр. Игрушки, оснащенные специальными программами (интерактивные игрушки), могут жить «своей жизнью», не зависимой от деятельности ребенка, а иногда и руководить его действиями. Термин «интерактивность» (от interaction – «взаимодействие») означает обмен информацией, идеями, мнениями между двумя субъектами. Интерактивная игрушка соответственно претендует на построение реального взаимодействия между ребенком и самой игрушкой, которое способствует познавательному, эмоциональному развитию.

В то же время интерактивные игрушки значительно более привлекательны для детей, чем простые. При выборе игрушки подавляющее большинство детей (85 %) предпочитали знакомую интерактивную игрушку, с которой играли не более трех минут. «Играя» с интерактивной игрушкой, дети пользуются преимущественно функциональными опциями игрушки. Развертывание игрового сюжета  возможно только при помощи взрослого и при выключении встроенного механизма.

Итак, игрушка становится не средством игры, а самодостаточной вещью, призванной вызывать удивление, восхищение и любопытство. Играть с такими игрушками совсем не обязательно. Ребенку уже не нужно оживлять куклу, вкладывать в нее свои переживания, свой опыт. Нужно просто взять куклу в руки и делать то, что она «велит». А это закрывает саму возможность самостоятельной творческой игры. Ребенок как бы становится приставкой к игрушке – она сама руководит его действиями.

В основе выбора лежит возможность игрушки стать средством детской игры в строгом смысле этого понятия, а значит – способствовать развитию не только конкретных функций и способностей, но и личности ребенка в целом.

  1. Интерактивная часть.  «Как сделать игрушку своими руками» Кукла «Вязанка».

Ведущий предлагает участникам мастер-класса, используя заготовки сделать куклу-вязанку. Вязанка потому что, кукла не сшивается нитками, а детали ее связаны между собой.

  1. Завершение. Подведение итогов.

Литература:

  1. Е.О. Смирнова , И. В. Филлипова «Образная игрушка как средство развития сознания дошкольника» Психологическая наука и образование №3, 2008. http://psyjournals.ru/files/9447/psyedu_2008_n3_Smirnova_Filippova.pdf
  2. Интернет ресурс: http://sdelajrukami.ru/kukly-svoimi-rukami/


Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса для родителей

Тема: «Какие мультфильмы можно назвать «полезными?»

Цель: расширить представления современных родителей  о мультипликации.

Задачи:

  1. Сформировать представление о развивающих возможностях мультипликации у родителей.
  2. Обучение взрослых навыкам создания мультфильма.
  3. Способствовать  совместному творчеству между детьми и родителями.

План

  1. Вводная часть. Знакомство с участниками мастер-класса. Представление ведущего.
  2. Основная часть. Мультфильмы в жизни ребенка.

Вопросы к участникам:

  • Назовите наиболее предпочитаемый мультфильм Вашего ребенка?
  • С какого возраста ребенок начал смотреть мультфильмы?
  • Как долго смотрит ребенок мультфильмы?

Сообщение ведущего.

Мультфильм - это визуализация литературного сюжета. Для ребенка является миром фантазии, сказки, иллюзии. В мультфильме возможно разное развитие сюжета. Мультфильмы дают модели поведения персонажей. Герой, если ребенок соотносит себя с ним, не только вызывает сопереживание, но и становится объектом идентификации и образцом для подражания.

Поколение мультфильмов, созданное в советские времена отличаются добротой и гуманностью, содержание — понятным ребенку, его легко можно было перенести в сюжеты детских игр, а герои могли стать достойными для подражания. Художественное исполнение и музыкальное сопровождение большинства советских мультфильмов до сих пор нами узнается и вызывает улыбку.

Современные дети по статистике около 2-4 часов ежедневно проводят у телевизора. Однако, согласно Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) рекомендовано около 30 минут. Это значительно превосходит время их игры, общения со сверстниками и взрослыми. Таким образом, мультфильмы для малышей, при их преждевременном и чрезмерном потреблении, несут серьезную опасность для психологического здоровья и развития детей. И психологи, и педиатры единодушно настаивают на том, что до 3 лет детям вообще не рекомендуется смотреть на экран как таковой.

Какие мультфильмы выбирают дети.

Важно, чтобы мультики соответствовали возрастным особенностям дошкольников.  Бывает, что родители доверяют детям в выборе мультфильмов. Но это далеко не так, в особенности, когда речь идет о мультфильмах. Дошкольник не в силах преодолеть магнетизм мелькающих зрительных впечатлений — он может долго смотреть на экран, даже не различая предъявляемых событий и персонажей. В результате у малышей быстро вырабатывается зависимость от экрана, которая парализует их волю и активность. Они уже становятся интеллектуально пассивными, не хотят ничего делать сами, постоянно требуют включить телевизор (многие сами легко это делают), смотрят фильмы про монстров, чудовищ, вампиров, в которых мало что понимают.

Хороший мультфильм не содержит пошлостей, не готовит воспринимать безвкусицу и грубость за норму, а воспитывает эстетический вкус и учит прекрасному.

В хорошем мультфильме речь героев правильная, не содержит бранных слов и жаргонов.

Важное значение для восприятия имеет яркость цветов и мерцание экрана. Чем младше ребенок — тем «спокойнее» должен быть экран. Те же требования предъявляются и к звуковому оформлению: музыка к фильму должна быть красивой, легкой, без резких возбуждающих звуков.

При выборе мультфильма учитывайте:

  • Возрастные особенности ребенка,
  • Содержание мультфильма имеет четкую сюжетную линию.
  • Художественное и музыкальное исполнение кадра.

Сюжеты большинства современных зарубежных мультфильмов так далеки от жизни детей дошкольного возраста и окружающих взрослых, что их невозможно отобразить в игре. Показательно, что, получая в подарок игрушку — героя или персонажа культового мультфильма, ребенок вообще не знает, как в него играть.

  1. Интерактивная часть. Как создать свой мультфильм.

Ведущий предлагает участникам придумать своего «Героя» и сделать его из, предложенного материала (нитки, картон, бумага цветная, пленка,  проволка и др.).

Следующие этапы -придумывание сценария, создание декораций, съемка и монтаж участникам предлагается выполнить дома.

Сообщение ведущего.

Благодаря новым компьютерным технологиям искусство мультипликации стало делом, доступным для многих. Мультфильмы теперь с успехом делают и дети.

Когда ребенок создает мультфильм сам, он проецирует свои переживания, свои эмоции и чувства на данный продукт. Через создание тематических мультфильмов ребенок лучше усваивает социальные нормы и правила, проигрывая их персонажами в кадре. Развиваются коммуникативные навыки, при работе в команде, дети учатся договариваться, обсуждают тему, высказывают свое мнение.

В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.

Начинается с придумывания сценария, подбора материалов, озвучка и монтаж.    

Дети, занимающиеся анимацией,

- обретают волю к преодолению жизненных трудностей,

- становятся более веселыми и открытыми, что положительно влияет на их физическое здоровье.

 Важно – это коллективное анимационное творчество, которое развивает в ребенке умение общаться, развивает чувство команды, чувство общности достижения цели, социализирует его.

 Мультипликация открывает перед ребятами возможность освоения новых технологий. Это дает:

- психологически комфортное существование подростка в современном мире,

- дает базис для дальнейшего развития и социализации.

  1. Завершение. Подведение итогов.

Вопросы к участникам:

  • Что для вас интересного и полезного было на мастер-классе?

Литература:

  1. Источник: http://whatisgood.ru/tv/cartoons/detstvo-pod-ugrozoj-..
  2. Источник: http://inseopro.ru/psihologiya/vliyanie-multfilmov-na-psihiku-i-povedenie-detej.html


Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса для родителей

Тема: «Во что и как играют наши дети?»

Цель: изменение представлений и педагогических установок современных родителей  в отношении детской игры.

Задачи:

  1. Сформировать представление о  развивающем значении игры у родителей.
  2. Развивать адекватное отношение у родителей к игре дошкольников.
  3. Способствовать  активной родительской позиции в игре.

План

  1. Вводная часть. Знакомство с участниками мастер-класса. Представление ведущего.
  2. Основная часть. Значение детской игры в развитии ребенка.

Вопросы к участникам:

  • Назовите наиболее предпочитаемый вид деятельности ребенка?
  • Как долго играет Ваш ребенок?
  • С кем любит играть ребенок?
  • Во что играет? Какой сюжет разыгрывается чаще?

Сообщение ведущего.

Опытные воспитатели детских садов отмечают,  что дети стали меньше играть,  особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры. Игры детей стали агрессивными, сжатыми, дети не могут содержательно и спокойно играть - возятся, дерутся,  толкаются.

В качестве главной причины воспитатели обычно называют недостаток  времени  на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру  остаётся не менее часа.  В последнее время наблюдаются тенденции к снижению сроков начального обучения и повышенное внимание к различным видам обучения дошкольников, что неизбежно ведет к вытеснению игровой деятельности.

Особенности игры современных дошкольников  отражают своеобразие  их  психического  развития,  их интересов, ценностей, представлений и пр., поэтому чрезвычайно важно  понять, характер этих изменений.

Ведь согласно положениям отечественной психологии ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника, поэтому сворачивание игры в дошкольном возрасте может весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии  детей.  Как известно, именно в игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования  этого  возраста: творческое воображение,  образное мышление, самосознание и пр. Пожалуй главное преимущество игровой деятельности заключается в том, что игра имеет ближайшее отношение к потребностно-мотивационной сфере ребёнка. Это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.  И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они  делают,  и (наверное это главное) хотеть действовать правильно.

Современные игры и игрушки для детей.

Вопросы к участникам:

  • Назовите любимую игрушку ребенка
  • Почему ребенок ее выбрал..
  • Назовите свою любимую игрушку в детстве. .почему Вы ее выбрали?

Сообщение ведущего. Сегодня специалисты отмечают, что значительная часть дошкольников (приблизительно 35%) в свободное время не играют. Они   демонстрируют отдельные предметные действия (катание машинок, бросание  мяча), рассматривание книжек, рисование, занимаються конструктором  Лего и пр..  

Современные дети профессиональные и общественно политические сюжеты  «вытесняют» телевизионными. Любимыми игрушками становятся: «человек-паук» «герои в масках» «лошадки-пони» и др. Это говорит о том, что реальный опыт современных дошкольников ограничивается  с одной стороны повседневным бытом, а с другой – сюжетами, связанными с боевиками  или  виртуальными персонажами, пришедшими с экрана телевизора. Реальная социальная и профессиональная жизнь взрослых становится закрытой для детей. Отсутствие соответствующего опыта и вытекающих из него представлений образа взрослости является препятствием для развития профессиональных и общественных сюжетов, связанных с жизнью взрослых. И хотя содержанием таких игр остаётся деятельность людей и их отношения, слабая представленность ролевых игр и их оторванность от жизни близких  взрослых может свидетельствовать о том, что социальная жизнь взрослых перестаёт быть содержанием детских игр, как это предполагалось в отечественной психологической концепции детской игры.

Анализ содержания игры современных дошкольников показал, что развитой формы игры  достигают лишь немногие дети и в основном после 6 лет. Уровень развития игры современных дошкольников значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века. Эти данные в основном совпадают с мнением воспитателей и подтверждают сворачивание игровой деятельности детей.

Интересно, что уровень развития сюжетно-ролевой игры отражается на особенностях мотивационной сферы и произвольного поведения  современных дошкольников. Если сравнить данные детей двух поколений, то показатели произвольности современных детей окажутся на порядок ниже (примерно 4 раза) чем 56 лет назад.

Таким образом, низкий уровень развития игры у большинства современных дошкольников является следствием,  отсутствия адекватных психолого-педагогических условий. Большинство дошкольных педагогов адекватно понимают развивающую роль сюжетно-ролевой игры и осведомлены о её ведущей роли в развитии ребёнка., однако в реальной деятельности педагогов сюжетно-ролевая игра занимает далеко не главное место. Около половины воспитателей отдают предпочтение чтению художественной литературы, около одной трети – дидактическим играм. Педагоги предпочитают  те виды деятельности, которые задействуют всю группу детей. Недооценка взрослыми (родителями и воспитателями) ведущей роли игры  негативно отражается не только на уровне игры, но и на развитии личности современных дошкольников в целом.   

  1. Интерактивная часть.  «Давай с тобой поиграем»…

Ведущий, взяв в руки игрушку (мишка), показывает как можно разыгрывать игровые действия: купание, укладывание спать, кормление и др. Далее ведущий наделяет игрушку голосом и «говорит» от игрушки…

 «Игра «Полечи мишку». Участники, выступая в роли «взрослых» предлагают «полечить» Мишку.

На столе представлены сюжетные игрушки: куклы-перчатки: животные, профессии; образные игрушки: куклы, насекомые, машинки, животные и др. Ведущий предлагает участникам выбрать игрушку,  и объединившись в «пары» или «тройки», придумать сюжет игры. Разыграть сюжет можно на основе  «знакомых» сюжетов.

  1. Завершение. Подведение итогов.

Вопросы к участникам:

  • Что для вас интересного и полезного было на мастер-классе?
  • Во что сегодня поиграете с ребенком?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс "Работа с родителями"

мастер класс для педагогов по работе с родителями "Безконфликтное поведение в семье"(с элементами тренинга) Цель: Освоение и последующее активное примениение тренингов в практической деятельности педа...

Совместный мастер-класс детей и родителей по изготовлению самодельной куклы

Работа с родителями и детьми очень ценны в моей деятельности....

Мастер-класса с участием родителей и детей первой младшей группы «Игрушки из солёного теста»

Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.Задачи:- познакомить с историей возникновения соленого теста, технол...

Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.

Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей...

Мастер-класс "Мастерская для родителей "Рисуем вместе"

Из материалов мастер-класса родители узнают много полезного и интересного о нетрадиционных техниках рисования, о том как обычное рисование превратить в необычное при помощи простых предметов....

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб» Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат Рамазановна. Цель: Создать условия для формирования умений работать с тестом используя знакомые приёмы лепки. Привлечь родителей к участию в вос

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб»Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат  Рамазановна.Цель: Создать условия для формирования умений работать с  тесто...