Главные вкладки

    Консультация для родителей на тему: «Роль детского фольклора в развитии речи детей 2-3 лет»
    консультация (младшая группа) на тему

    Ясавиева Лилия Маславиевна

    Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет огромную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора, имеют важное значение в становлении и развитии личности, каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурных богатств,  предшествующих поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порождённого возрастными психическими особенностями.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей на тему:
    «Роль детского фольклора в развитии речи детей 2-3 лет»

    Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет огромную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора, имеют важное значение в становлении и развитии личности, каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурных богатств,  предшествующих поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порождённого возрастными психическими особенностями.

        С помощью детского фольклора взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание детей, доставляют им радость и оказывают на них своё воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества  таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые.

    Произведения народного творчества, особенно колыбельные песенки, пестушки, потешки воспитывают у детей  доброту, так как пронизаны душевной теплотой и любовью.   Малые фольклорные формы, влияют на развитие речи детей:  обогащая словарь,  развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух, давая образцы для составления описательных рассказов и др. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и др., требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо.. Уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные двустишия («Ой, лю- ли»), колыбельные, которые каждый из нас знает: с незапамятных времен в доме, где рождался ребенок, под потолок подвешивали зыбку – колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку: «Баю-баю, спи дружок»

    Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
    Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т.п. Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня. Позже появляются слова, тексты песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька». Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
    Особую значимость устное народное творчество приобретает в первые дни жизни малыша и в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью

    Ах, кокля-мокля,
    Глазоньки промокли.
    Кто будет детку обижать,
    Того коза будет бодать.

                ***

    Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания ее спать.

     «Баю-баю, заиньки»

    Маленькие заиньки

    Захотели баиньки,

    Захотели баиньки,

    Потому что заиньки.

    Мы немножечко поспим,

    Мы на спинке полежим.

    Мы на спинке полежим

    И тихонько посопим.

                ***

    Пошел котик во лесок, во лесок.
    Нашел котик поясок, поясок.
    Чтобы люльку подцепить, подцепить.
    В люльку Катю положить, положить.
    Катя будет крепко спать, крепко спать.
    Котик Катеньку качать, да качать.

                 ***

    Каша вкусная дымится,

    Леша кашу есть садиться.

    Это  - ложка,

    Это -  чашка.

    В чашке -  гречневая кашка.

                ***

    Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас,
    развивают воображение.

    Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.
    Произведения   устного   народного  творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они   создавались   народом   и   передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой «словесное   русское   народное   творчество заключает в   себе   поэтические   ценности».  Его влияние на развитие речи детей   неоспоримо.  С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    консультация учителя-логопеда для родителей на тему «Роль фонематического слуха в развитии речи детей»

    консультация учителя-логопеда на тему  "Роль фонематического слуха в развитие речи детей"  В данной консультации раскрывается значение фонематического слуха в развитии ребенка, возрастн...

    Консультация для родителей на тему: "Значение пальчиковых игр в развитии речи детей"

    Консультация для родителей на тему: "Значение пальчиковых игр в развитии речи детей"...

    Консультация для родителей на тему "Значение пальчиковых игр в развитии речи детей"

    Автором представлен материал для родителей о значении пальчиковых игр в развитии речи детей....

    Доклад на педсовете на тему"Роль мелкой моторики в развитии речи детей 5-7 лет"

    Мелкая моторика одна из сторон двигательной  сферы,которая непосредственно связана с овладением предметными действиями.Доклад  на тему»Роль   мелкой   моторики...

    Использование детского фольклора в развитии речи детей 2-3 лет

    Учить детей внимательно слушать произведения.                                           ...