Главные вкладки

    Конспект родительского собрания по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
    классный час на тему

    Невейкина Татьяна Александровна

    Конспект родительского собрания по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx16.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект родительского собрания по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

    Цель собрания: показать важность работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    Раскрыть понятие мелкой моторики;

    Рассказать о различных средствах развития мелкой моторики;

    Познакомить родителей с пособиями для развития мелкой моторики.

    Ход мероприятия:

    Уважаемые родители!  Тема нашего собрания «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

    Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей.

    Вопрос к родителям: А  как вы понимаете, что это такое мелкая моторика? Почему её надо развивать? (Обмен мнениями).

    Комментарий педагога. Моторика – сфера двигательных функций организма. Различают мелкую моторику (движение ладоней и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба).

    Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плохо работают ножницами. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе на занятиях. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития движений руки у детей оказывается недостаточным для усвоения письма.

    Кроме того, доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления ребенка в школу. 

     

    Вопрос к родителям: Как вы думаете, с какого возраста нужно начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук? (Обмен мнениями).

    Комментарий педагога. Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

     Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.

    1. Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

    Вопрос к родителям: Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры?  (Обмен мнениями).

    Комментарий педагога: Пальчиковые игры – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка.  Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность.

    Давайте, вместе с вами сейчас «поиграем».

    «Замок».

    «Капуста».

    Мы с вами познакомились с двумя играми, а их великое множество. Их можно найти в специальной литературе, интернете. Для тех, кто желает, я могу скинуть нашу картотеку пальчиковых игр на флешку.

    2. Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.

    Вопрос к родителям: Как вы думаете, какое развивающее воздействие на ребенка, кроме развития мелкой моторики, оказывает занятие оригами? (Обмен мнениями).

    Комментарий педагога: Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учиться общаться с бумагой, угадывать ее качества.  Развиваются творческие задатки, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций. Возможно, вам несколько раз придется показать тот или иной прием, прежде чем ребёнок поймёт и сделает правильно.

    3. Аппликация – ещё один эффективный способ развития мелкой моторики рук.                                                                                                                              

    Вопрос родителям: Из каких материалов можно сделать аппликацию? (Обмен мнениями).                                                                                                             

    Комментарий педагога: Аппликацию можно выполнять из различного материала. Это может быть бумага, нитки, крупа, вата, бисер, ткань и т.д. Но, особенно положительно влияет на процесс развития мелкой моторики рук салфеточная аппликация. При работе с бумажными салфетками дети сминают их кончиками пальцев в комочки. И заполняют ими контуры рисунка.  Со временем пальчики становятся более ловкими, а выполненные аппликации более сложными.

    Так же полезна для пальчиков обрывная аппликация. Разрывание бумаги на мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями. Примером обрывной аппликации была коллективные работы «Ёлка», «Репка» которые висели у нас в раздевалке.

    4. Игры с крупами, бусинками, пуговицами, прищепками и другими материалами  -    это тоже способ развития мелкой моторики рук.

    Вопрос родителям: Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).                                     

    Комментарий: Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им.  Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится. Далеко  не каждая мама готова проводить в доме уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл.

    В нашем детском саду есть пособия для развития мелкой моторики рук детей, которые я сделала своими руками это «Фантазии с прищепками», «Собери по образцу», , «Чудесный мешочек».   Я предлагаю вам изготовить пособия для наших детей. Сделаем выставку, вы все посмотрите, какие игры получились и, таким образом, и в нашей группе появятся свои игры для развития мелкой моторики рук.

    Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

    · игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции – раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.

    · рисование  карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.

    · мозаика, пазлы, конструктор, шнуровки – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.

    И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут  задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект самообразования по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"

    Методическая разработка представляет собой  проект по самообразованию воспитателя, посвященный проблеме развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. В работе выделены основные направления по раз...

    Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста »

    Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста в домашних условиях....

    Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

    Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»...

    Конспект родительского собрания на тему:" Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования."

    Обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребёнка как неотъемлемой части его жизни....

    План работы по самообразованию на 2019-2020 Тема «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат л...

    План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

    В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки- важная часть развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, н...

    Отчет о работе по самообразованию за 2019-2020 учебный год по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"

    В 2019-2020 учебном году я работаю над темой «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности», которая продолжает быть актуальна в наш...