Главные вкладки

    Консультация для родителей. Социализация детей через сюжетно-ролевую игру.
    консультация (младшая группа) на тему

    Игра, как ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sotsializatsiya_detey_cherez_syuzhetno.docx45.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей.

    Социализация детей через сюжетно-ролевую игру.

    Игра, как ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.

    Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это происходит из-за того, что ребенок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры. Детям в возрасте 4-5 лет очень важно играть в ролевые игры: «в доктора», «в дочки-матери», «в продавца-покупателя». В процессе игры пополняется активный словарный запас, ребёнок учится излагать свои мысли, вести диалоги. Уделите игре с ребёнком хотя бы полчаса в день. Попутно можете тренировать его в математике, например, во время игры в магазин попросите у ребёнка-продавца три красных яблока, семь шоколадных конфет и шесть карамелек, пусть он разложит конфеты в два пакета поровну. Можно поиграть в зоопарк. «Купите» билеты в кассе и проведите ребёнку экскурсию по зоопарку – расскажите, где и как живут птицы, млекопитающие, рыбы, чем они питаются. В ходе игры обратите внимание ребёнка на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними. Здесь ребенок может претворять свои идеи в одиночку, что является неплохой тренировкой перед этапом коллективных игр, когда, взрослея, ребенок копирует не только внешние действия и сходство с выбранным персонажем, но и внутреннее - начинает показывать, что этот персонаж сделал бы в такой-то или такой-то ситуации. В любом случае, игра направлена на обогащение и уточнение представлений о предметах окружающего мира, и, как правило, дети для игры объединяются по трое-четверо. С психологической стороны, такие совместные игры помогут проработать некоторые негативные моменты общения со сверстниками и закрепить навыки лидерского поведения. Если ребенок копирует, имитирует в основном действия отрицательных персонажей, не спешите расстраиваться. Вступите в игру положительным персонажем, объясните, как хорошо поступить. И помните, что в большинстве случаев ребенок лишь отображает жизнь взрослых вокруг него. Постарайтесь следить, чтобы в вашем поведении не было отрицательных моментов. Ну и, конечно же, игры в летчика, продавца, шофера, моряка и многие другие. Усложняйте правила игры, добавляйте несколько предметов и несколько действий. Используйте более сложные сюжеты. У детей становится больше опыта, например, играя в больницу, у них уже ни один врач, который лечит, а принимают «специалисты». Есть пациент(ы), медсестры. Как правило, ребенок уже вносит в игру свои предложения. Дети объединяют несколько сюжетных игр в одну игру. Например, идет игра «в семью», тут же «в семье» может возникнуть ситуация – «ребенок заболел». Возникает следующий сюжет игры «Больница». А до «больницы» нужно «доехать», поэтому можно пригласить в игру «водителя скорой помощи». Или семья едет в гости. Развиваются сюжеты «путешествие», «гости», «хозяюшка». Активно развиваются ролевые диалоги. Поиграйте с детьми, например, в игру «Кино». Можно заранее приобрести проектор или подобрать «домашний кинотеатр». Ведущий взрослый заранее подбирает эпизоды из сказок, в которых особенно резко проявляются черты характера. Перед играющими детьми ставится задача озвучить этого персонажа, ярко выражая эти черты, так, чтобы другие сразу распознали, кто это. Затем можно ввести воспроизведение сюжета в виде небольшой сценки. Девочки любят играть в парикмахерскую. Предложите кукле с длинными волосами сделать красивую причёску у ребёнка-парикмахера. Расскажите ребёнку об обязанностях парикмахера и работника салона красоты – стрижке, бритье, укладке волос в причёску, маникюре. В конце игры пусть кукла остается очень довольной, она скажет «спасибо» и пообещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. К 5 годам наступает расцвет ролевой игры. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз сначала (черепашки-ниндзя, гонщики, почта, поликлиника, кинотеатр, поход в гости и другие сюжеты). Кстати, выбор соответствующей роли стимулирует ребёнка определить своё место в коллективе. Одни дети выбирают роли самостоятельно, другие предпочитают, чтобы им дали роль, третьи отказываются играть. Понаблюдайте за своим ребёнком!

    Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?

    От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто-станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого.

    Сколько времени нужно уделять игре?

    Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Как правило, любой родитель способен понять, в какой момент ребёнку наскучила игра и тогда нет смысла продолжать её дальше.

    Роль родителей в игре

    Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда родитель имеет возможность показать, как и во что можно играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким образом его воспитывая.

    Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:

    1. Игра не должна строиться на принуждении.

    2. Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.

    3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие.

    Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло.

    Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию.

    Постоянное присутствие взрослого, когда ребенок охотится за пиратами вовсе не обязательно. Ребенок должен учиться развивать свою фантазию и логическое мышление самостоятельно. Взрослый – это наблюдатель, который способен изменить или исправить ситуацию. Взрослый – это могущественный, но второстепенный герой ролевых игр по сравнению с ребенком, который непременно - главный герой.

    Разумно вмешаться взрослому, когда игра приобретает жестокий сюжет, герои превращаются в злодеев. При этом не спешите остановить игру, а лучше вспомните, насколько хорошо вы объяснили своему чаду понятия добра и зла, хорошего и плохого? Возможно стоит повторить урок, и предотвратить возникновение подобных игр? Также родителям следует повнимательнее приглядеться к "чудищу", в которого превращается ребёнок. Может оно окажется добрейшим существом, не представляющим никаких опасений. В современных мультфильмах внешний образ обманчив. Поэтому старайтесь контролировать литературу и зрелища, которые получает ваш ребёнок. И если уж он ни дня не может прожить без какого-нибудь сомнительного мультика, посмотрите его вместе с малышом. Ваши отрывочные замечания по поводу поведения героев наверняка запомнятся. Если очевидно, что ребенок сознательно играет в жестокую и злую игру, дайте ему выговориться, может это – скопившаяся агрессия и ей необходим выход. Подумайте над её природой. Затем заинтересуйте ребенка новой интересной игрой. Помогите плохим героям превратиться в хороших.

                                               

    КАРТОТЕКА

    СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

                                               «Собираемся на прогулку»

    Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

    Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: в гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.

    «Магазин»

    Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

    Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.

    Возраст: 3–7 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

    «Игрушки у врача»

    Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

    Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

    Возраст: 3–7 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

    «День рождения Степашки».

    Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».

    Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры.

    «Строим дом»

    Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

    Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

    Возраст: 3–7 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом) ». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

    «Почта»

     Цель: Рассказать детям о том, что звери и птицы (голуби, собаки, слоны, верблюды) могут доставлять почту так же, как транспорт и люди. Ознакомить с процессом получения бумаги, на которой пишутся письма, и бумаги, на которой печатаются журналы и газеты.  Объяснить, что почта помогает людям получать быструю информацию о событиях, происходящих в мире.

    СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы. Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей: организовать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки. Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.

    «Парикмахерская»

     Цель: Рассказать о том, что существуют специальные парикмахерские для животных (мытье, стрижка шерсти). Обратить внимание детей на проблему мусора (в парикмахерской остаются пустые флаконы, баночки, остриженная шерсть и т. п.). Как решить проблему утилизации отходов с наименьшим ущербом для природы?

    СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. В парикмахерскую приходит лохматая грязная собачка, которую из-за ее неопрятного вида никто не хочет взять к себе домой. (Парикмахер предлагает вымыть ее и постричь.) Открытие парикмахерской-салона «У Артемона» (оформление помещения, выбор журналов, фотографий). В парикмахерскую приходит экологическая милиция и говорит о необходимости утилизации мусора. (Дети предлагают варианты решения этой проблемы: пластиковые баночки выбрасываются в одни контейнеры, стеклянные — в другие и т. п. Затем все это отвозится на завод и перерабатывается.)

    «Пора кушать»

    • Накрыть стол, расставить приборы.

    • Сварить суп, кашу на плитке (в пустой кастрюльке или положив в нее пуговицы, шарики, бусины, палочки и пр.) и покормить куклу из ложечки, палочкой, из ладошки. В качестве плитки можно использовать кубик или другой плоский предмет.

    • Сварить яичко (шарик), подуть на него, разбить ложкой (палочкой), покормить куклу, мишку.

    • Испечь пирожки (можно использовать шарики, колечки, пуговицы, кубики, вырезанные из цветной бумаги фигурки, можно слепить их из пластилина, теста), угостить кукол и зверей.

    • Накормить куклу из тарелки супом, кашей, хлебушком, порезать ножом (палочкой) сосиску, колбаску (для этой цели могут использоваться шарик, кубик, палочка, детали от конструктора или мозаики, фантик, шарик).

    • Вскипятить молоко, налить сок, напоить кукол, дать им печенье, конфету (используются пластмассовые детали конструктора или мозаики, фантик, шарик) рисунками без детализации с обозначением только цвета, например, зеленый овал – огурчик, оранжевый – морковка, красный кружок - яблочко или помидор, зеленый круг в полоску - арбуз)

    • Помыть посуду, вытереть ее полотенцем. Вымыть посуду можно ладошкой или кусочком губки, вместо полотенца использовать кусочек ткани.

    Не следует забывать о том, что игровые действия можно совершать и без использования предметов, с помощью пальцев, ладошки, жестов (например, "взять" пальчиками воображаемую конфету или орешек, протянуть мишке пустую ладошку и предложить ему яблочко).

    В рамках этого сюжета можно организовать обыгрывание различных детских стихотворений, например, "Оладушки" А.Кравченко:

    Бабушка, бабушка,

    Испеки оладушки! –

    Да испечь-то испеку,

    Только где же взять муку?

     - Вот мука! Бабушка, бабушка,

     Испеки оладушки!

     - Я б оладьев напекла,

    Только нету молока.

    - Вот молоко!

    Бабушка, бабушка,

    Испеки оладушки!

    - Я бы испекла уже,

    Вот беда-то, нет дрожжей.

    -Вот дрожжи! Бабушка, бабушка,

     Испеки оладушки!

    - Да испечь-то испеку,

    Только надо сахарку.

     - Вот сахар! Бабушка, бабушка,

     Испеки оладушки!

    - Печь оладьи есть сноровка,

    Только где же сковородка?

     - Вот сковородка! Бабушка, бабушка,

     Испеки оладушки!

     Ну, теперь-то напеку,

    Внучке милой напеку

     И любимому внучку.

    Целу гору напеку!

     Масленых, румяных,

    С медом, со сметаной

    Сначала вы читаете ребенку стихотворение, по- разному интонируя речь бабушки и внука (внучки) и иллюстрируя его соответствующими игровыми действиями (например, показываете пустую горсточку вместо муки, пустую чашку "с молоком", кубик вместо дрожжей, сковородку в виде игрушки или рисунка и т.п.). После того как малыш познакомится со стихотворением, можно разыграть его вместе, предложив ему роль внучка, подсказывая соответствующие слова и помогая в случае необходимости выполнить то или иное действие. Это стихотворение хорошо тем, что в нем ребенок повторяет одинаковые строчки, а его игровые действия достаточно разнообразны. Кроме того, их каждый раз можно варьировать (например, вместо плиты использовать кубик, плоскую деталь конструктора или пирамидки, стульчик ипр.), а со старшими детьми - обмениваться ролями.

    «Кукла заболела»

    Жалоба куклы, расспросы о том, что болит, как болит, утешение ее. Отвезти куклу на машине в больницу. Послушать сердце (трубочкой; макарониной; пуговицей, нанизанной на веревочку; ухом) Измерить температуру (игрушечным градусником, палочкой, карандашом) Сделать укол (игрушечным или настоящим пластмассовым шприцем, палочкой, пальчиком). Дать таблетку (для этой цели подойдут бусина, пуговица, горошина или фасолина, листочек бумаги, пустая ладошка). Поставить горчичники (с помощью листочка бумаги, кусочка ткани, листика). Поставить банки (можно использовать маленькие крышки от флаконов или просто согнуть ладошку). Полечить горло (пополоскать его из чашечки, смазать палочкой с мазью).

    Полечить ушко (закапать лекарство пипеткой или двумя сложенными пальчиками, смазать палочкой с мазью). Сделать повязку кусочком бинтика. Дать витамины (горошки, пуговички) Напоить горячим чаем с медом (с малиной) Уложить в кроватку. Спеть песенку, успокоить куклу.

    «Добрый доктор Айболит»

    В ходе этой игры следует прочитать ребенку отрывки из стихотворения К. Чуковского "Айболит", а затем разыграть соответствующие сценки с различными зверюшками, используя действия и предметы, перечисленные в игре «кукла заболела».

    «В магазине»

    Разложить на столике (на прилавке) овощи, фрукты, предметы-заместители. Взрослому или ребенку взять на себя роль продавца. Спросить у продавца, какие продукты есть в магазине. Выбрать необходимые продукты и сложить их в корзинку (с использованием предметов-заместителей). Заплатить продавцу деньги (листочки бумаги, пуговицы, плоские детали от мозаики) Отнести корзинку домой, разложить продукты на столе. Вымыть овощи или фрукты. Поинтересоваться у кукол, что они хотят съесть. Предложить им морковку, яблочко, банан и пр. (использовать реалистические игрушки или рисунки). Сварить в кастрюльке суп. По завершении этой игры, можно предложить ребенку пригласить гостей (членов семьи или кукол) и угостить их продуктами, купленными в магазине. Игру можно сопровождать чтением стихотворения Ю. Тувима:

    Хозяйка однажды с базара пришла,

    Хозяйка с базара домой принесла:

    Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!..

    Вот овощи спор завели на столе

     – Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

    Капуста? Морковка? Горох, Петрушка иль свекла? Ох!..

    Хозяйка тем временем ножик взяла

    И ножиком этим крошить начала:

     Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!..

    Накрытые крышкой, в душном горшке

    Кипели, кипели в крутом кипятке:

    Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. Ох!..

    И суп овощной оказался не плох!

    «Приходите в гости к нам»

    Цель: Пригласить игрушки на праздничный обед (обойти вместе с ребенком комнату и предложить нескольким куклам и животным прийти в гости, побуждая ребенка к разговору с игрушками). Накрыть праздничный стол, расставить посуду по числу приглашенных гостей, угощенье (фрукты, овощи, конфеты и пр.). Рассадить гостей за столом. Предложить им угощенье, поинтересоваться, что каждый из гостей хочет съесть. Разложить угощенье на тарелки, покормить гостей. По окончании обеда поблагодарить гостей, проводить их домой. Гостями могут быть не только игрушки, но и члены семьи, сверстники.

    «Домашние заботы»

    Постирать куклам одежду (в тазике, в ванночке). Постирать одеяло, простынку (кусочек ткани, салфетку, платочек) Погладить белье (игрушечным утюжком или кубиком) Сложить белье в шкафчик, в ящичек комода (в коробку)

    «В парикмахерской»

    Усадить куклу на стульчик, завязать фартучек вымыть кукле голову (можно использовать флакон из-под шампуня, кубик вместо мыла) Высушить волосы феном (можно водить над головой кубиком и жужжать). Причесать куклу (расческой, палочкой). Приколоть заколку, бантик. Побрызгать волосы лаком посмотреться в зеркальце (можно в крышку от банки).

    «У меня зазвонил телефон»

    Разговор по телефону: с мамой, папой, бабушкой, дедушкой (рассказать о том, в какие игрушки играет, спросить, чем занимаются родные и пр.) С врачом (вызвать врача к больному ребенку или к себе, рассказать, что болит). После этого можно разыграть сюжет "Больница".

    С продавцом (спросить, есть ли в магазине яблоки, конфеты, игрушки и пр.). После этого можно поиграть в сюжет "Магазин".

    С парикмахером (узнать, работает ли парикмахерская, можно ли прийти и сделать прическу и пр.). Разыграть сюжет "Парикмахерская".

    Использовать в разговоре по телефону стихотворение К. Чуковского "У меня зазвонил телефон".

    «Цирк»

    Предложите ребенку отвести кукол и зверей в цирк. Усадите их на диванчик. На коврике перед диванчиком устройте "арену" цирка, на ней разместите "артистов". Ими могут быть и мягкие и заводные игрушки (например, кувыркающаяся обезьянка, "Дюймовочка" и др.), а также народные игрушки, которые приводятся в движение веревочками или палочками и имитируют действия взрослых (например, медведь рубит дрова, заяц играет на барабане и др).

    Вы говорите: "Сейчас выступит обезьянка. Посмотрите, как она умеет кувыркаться". Затем заводите обезьянку и показываете, как она кувыркается. – "А теперь выступает мишка. Он умеет рубить дрова". Петушок может петь и красиво хлопать крыльями, заяц – бить на барабане и т.д. В этой игре можно использовать маски или полумаски разных животных, куклы-рукавички и пр. После каждого выступления вместе с ребенком похлопайте в ладошки.

                                                        «Укладывание игрушек спать»

    В эту игру хорошо играть перед сном. Малыши не всегда охотно убирают игрушки на место. Старайтесь обыгрывать этот момент, помогая ребенку и разговаривая с игрушками. Например, "Мячик, ты устал кататься, ложись в коробочку, отдохни. А вы, кубики, бегом-бегом на полочку. Вот как красиво, ровно стоите! А тебе, Мишенька, тоже спать пора, давай положим тебя на скамеечку, укроем одеяльцем, а собачку – под скамеечку, пусть она тебя охраняет. Чашечки, встаньте на блюдечки, а то они скучают без вас". Так, беседуя с игрушками, вы сделаете скучное занятие интересным для малыша и разыграете новый сюжет.

    «Я – шофер!" (игры с машинками)»

    Перевозка на грузовых машинках продуктов в магазин. Перевозка строительных материалов на стройку. Гонки на автомобилях. Починка автомобиля. Мытье автомобиля и пр.

    Вариантами этой игры могут стать игры в летчиков, капитанов морских кораблей и пр. В эти игры хорошо включать элементы конструирования, предлагаемые ниже.

    Разыгрывание сюжетов с элементами конструирования.

    «Сюжетно-ролевые игры с кубиками»

    Дети очень любят играть с кубиками. Этот интерес можно использовать, включая элементы конструирования практически в любой сюжет.

     Вот некоторые из таких сюжетов. Изготовление из кубиков мебели для кукол и животных (стульчика, кроватки, скамеечки и пр.). Изготовление больших и маленьких домиков, башенок, дорожек и пр. Строительство будки для собачки. Строительство башенки для петушка и пр. Строительство зоопарка. Строительство гаражей для больших и маленьких машин (в том числе ангаров для самолетов). Строительство причалов для лодок и кораблей.

    В соответствии с выбранным сюжетом игрушки размещаются в тех или иных постройках (например, куклы могут выходить из своих домиков и отправляться в гости друг к другу, машины разъезжаться в свои гаражи и т.д.). Вот несколько примеров сюжетных игр, включающих элементы конструирования.

                                                 «Матрешки ходят в гости»

    Сначала вы рассматриваете с ребенком двух- или трехсоставную матрешку, предлагаете разобрать ее, а потом говорите, что каждая матрешка хочет жить в своем домике. Обратитесь к малышу от имени большой матрешки: "Ванечка, построй мне, пожалуйста, домик. Только он должен быть большой, чтобы я могла в нем уместиться". Затем говорите за маленькую матрешку: "И мне тоже хочется жить в домике. Только мой домик должен быть поменьше". Если ребенок принимает игру, вы вместе с малышом строите в отдалении друг от друга два домика из кубиков и треугольной призмы (крыши), сажаете возле них матрешек. Взрослый говорит: "Вот сидят наши матрешки смотрят друг на друга. Большая матрешка говорит маленькой: "Мне скучно без тебя, приходи ко мне в гости". А маленькая отвечает: "Я бы пришла к тебе, да боюсь ножки замочить. Вот если бы Ванечка построил для меня дорожку. Построишь?" (обращаясь к Ване). Вы предлагаете ребенку выполнить просьбу матрешки. Затем строится дорожка из брусочков (кирпичиков), и маленькая матрешка идет по ней в гости к большой.

    Если для ребенка не составляет труда делать различия между матрешками двух размеров, и если игра ему интересна, можно ввести в нее третью матрешку или другой персонаж (построить будку для собачки, берлогу для медвежонка и пр.)

    Можно также включить в игру маленькую машинку и прокатить на ней матрешку по дорожке, если, к примеру, у нее заболела ножка.

                                                                     «Семья»

    Программное содержание: Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет. Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи. Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду. 
    Игровой материал: Мебель, посуда, атрибуты для оборудования домика, «детского сада», крупный конструктор, игрушечная машина, кукла – младенец,  игрушечная коляска, сумки, различные предметы – заместители.
    Предварительная работа: Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?» «Чем мы занимаемся дома?» Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме. Чтение художественной литературы: Н.Забила «Ясочкин садик», А.Барто «Машенька», Б.Заходер «Строители», «Шофёр», Д.Габе из серии «Моя семья»: «Мама», «Братик», «Работа», Е.Яниковская «Я хожу в детский сад», А.Кардашова «Большая стирка».
    Игровые роли: мама, папа, бабушка, дедушка, старшая дочка, дети-дошколята, кукла – младенец.
    Разыгрываются сюжеты: 
    «Утро в семье»
    «Обед в семье» 
    «Стройка»
    «Папа – хороший хозяин»
    «У нас в семье – младенец»
    «Вечер в семье»
    «Мама укладывает детей спать»
    «Выходной день в семье»
    «В семье заболел ребенок»
    «Помогаем маме стирать белье»
    «Большая уборка дома»
    «К нам пришли гости»
    «Переезд на новую квартиру»
    «Праздник в семье: мамин день, Новый год, день рождения»
    Игровые действия:
    Мама-воспитатель собирается и идёт на работу; готовит всё необходимое для занятий с детьми; принимает детей, занимается с ними; играет, гуляет, рисует, учит т т.д.; отдаёт детей родителям, убирает рабочее место; возвращается с работы домой; отдыхает, общается со своими детьми и мужем; помогает бабушке, укладывает детей спать.
    Мама-домохозяйка собирает и провожает дочку в детский сад, мужа на работу; ухаживает за младшим ребёнком (кукла), гуляет с ним, убирает в доме, готовит еду; встречает ребёнка из детского сада, мужа с работы; кормит их, общается, укладывает детей спать.
    Папа-строитель собирается на работу, отводит ребёнка в детский сад, идёт на работу; строит дома, мосты; возвращается с работы, забирает ребёнка из детского сада, возвращаются домой; помогает жене по дому, играет с детьми, общается.
    Папа-водитель собирается на работу, отводит ребёнка в детский сад, идёт на работу; подвозит грузы (кирпичи) на стройку, разгружает их, едет за новыми; забирает ребёнка из детского сада, возвращается домой; помогает жене по дому; приглашает соседей в гости на чай; провожает соседей; общается с детьми, играет с ними, укладывает их спать.
    Бабушка собирает и провожает внуков в детский сад и школу; убирает в доме; обращается за помощью к старшей внучке; забирает из детский сад внучку, интересуется у воспитателя о ее поведении; готовит обед, печёт пирог; спрашивает у членов семьи как прошёл рабочий день; предлагает пригласить на чай (ужин) соседей, угощает всех пирогом; играет с внуками; даёт советы.
    Дедушка помогает бабушке, папе, читает газеты, журналы; играет с внуками, общается с соседями.
    Старшая дочка помогает бабушке готовить еду, мыть посуду, убирать в доме, гладить бельё; играет и гуляет с младшей сестрой, общается.
    Дети-дошкольники встают, собираются и идут в детский сад; в детском саду занимаются: играют, рисуют, гуляют; возвращаются с детского сада, играют, помогают родителям, укладываются спать.

                                                             «Детский сад»

    Программное содержание: Расширить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. Вызвать у детей желание подражать действиям взрослых. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре между детьми.
    Игровой материал: Куклы с набором одежды, мебель, посуда, мелкие игрушки, швабры, ведра, тряпочки, передники, халаты, стиральная машина, тазик, подставка для сушки белья, гладильная доска, утюги, плита, набор посуды для повара, продукты, пылесос, музыкальные инструменты.
    Предварительная работа: Наблюдение за работой воспитателя, помощника воспитателя. Беседа с детьми о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, медсестры и др. работников д/сада. Экскурсия-осмотр музыкального (физкультурного) зала с последующей беседой о работе муз. руководителя (физ. рук.). Экскурсия-осмотр мед. кабинета, наблюдение за работой врача, беседы из личного опыта детей. Осмотр кухни, беседа о техническом оборудовании, облегчающем труд работников кухни. Игра-драматизация по стихотворению Н.Забилы «Ясочкин садик» с использованием игрушек. Экскурсия в прачечную. Организация труда детей — стирка кукольного белья, платочков.
    Игровые роли: Врач, медицинская сестра, воспитатель, музыкальный работник, физкультурный руководитель, няня, повар, прачка.
    Разыгрываются сюжеты:
    «Утренний прием»
    «Наши занятия»
    «Зарядка в детском саду»
    «Работа няни - завтрак»
    «Работа няни - уборка группы»
    «На прогулке»
    «На музыкальном занятии»
    «На физкультурном занятии»
    «Осмотр врача»
    «Обед в д/саду» 
    «Работа повара в детском саду» 
    «Работа в прачечной детского сада»
    Игровые действия: 
    Воспитатель принимает детей, беседует с родителями, играет с детьми, проводит занятия.
    Физ.рук проводит утреннюю зарядку, физкультуру.
    Младший воспитатель следит за порядком в группе, оказывает помощь воспитателю в подготовке к занятиям, получает еду… 
    Муз. руководитель проводит муз. занятие. 
    Врач осматривает детей, слушает, делает назначения. 
    Медсестра измеряет температуру, рост, взвешивает, делает прививки, проверяет чистоту групп, кухни. 
    Повар готовит еду, выдает ее помощникам воспитателя.
    Прачка стирает  белье, сушит, гладит, аккуратно складывает, выдает чистое няне.

                                                       «Поликлиника»

    Программное содержание: Вызвать у детей интерес к профессии врача. Формировать умение творчески развивать сюжет игры.  Закрепить названия медицинских инструментов: фонендоскоп, шприц, шпатель. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
    Словарная работа: фонендоскоп, шпатель, прививка, витамины.
    Игровой материал: халат и шапочка врача, халаты и шапочки для медсестёр, медицинские инструменты (градусник, шприц, шпатель) бинт, зелёнка, вата, горчичники, карточки пациентов, витамины. 
    Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача. Чтение художественной литературы: Я. Райнис «Кукла заболела», В. Берестов «Больная кукла». А. Барто «Мы с Тамарой», П. Образцов «Лечу куклу», А. Кардашова «Наш доктор». Инсценировка «Звери болеют». Рассматривание альбома «Мы играем во «врача». Изготовление атрибутов для игры. Беседы с детьми «Нас лечат врач и медсестра», «Как нужно вести себя в кабинете у врача?»
    Игровые роли: Врач, медсестра, больной.
    Разыгрывают сюжеты: 
    «На приеме у врача», 
    «Вызов врача домой»
    «Поранили пальчик»
    «Болит горлышко»
    «Ставим укольчик»
    «Делаем прививку»
    Игровые действия: 
    Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает, смотрит горло, делает назначение.
     
    Медсестра делает уколы, дает лекарство, витамины, ставит горчичники, смазывает ранки, забинтовывает.
    Больной приходит на приём к врачу, рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача.

                                                          «Я – водитель»

    Программное содержание: Расширять у детей представления о профессии шофера, автомеханика. Развивать умение строить ролевой диалог, использовать ролевую речь, творчество в игре, используя реальные предметы для создания игровой обстановки. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь. Воспитывать культуру поведения в транспорте. 
    Словарные слова: бензозаправочная колонка, бензин, канистра, заправщик, кондуктор, механик, жезл, инспектор, права. 
    Игровой материал: инструменты для ремонта машин, бензозаправочная колонка, строительный материал, руль, канистра, шланг для имитации заправки машины бензином, ведерко с тряпкой, билеты, деньги, сумка для кондуктора, светофор, жезл, фуражка инспектора ГИБДД, документы водителя (права).
    Предварительная работа: Экскурсия к автобусной остановке, наблюдение за автобусом, такси и работой шофера. Познакомить с простыми жестами регулирования: «остановиться», «приготовится», «проезд разрешен». Подвижной игры: «Пешеходы и такси», «Светофор». Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы». Д/и «Внимательный водитель», «Узнай машину», «Почини машину». Чтение: В. Сутеев «Разные колеса», 3. Александрова «Грузовик», A. Кардашов «Дождевой автомобиль» Э. Мотковская «Я автомобиль» B. Степанов «Шофер», «Водитель автобуса», Б. Житков «Светофор», Н. Калинина «Как ребята переходили улицу», Н. Павлова «На машине».
    Игровые роли: Водитель такси, водитель автобуса, кондуктор, пассажиры, водитель грузовой машины, механик, заправщик, полицейский (инспектор ГИБДД). 
    Разыгрываются сюжеты:
    «Строим автобус» 
    «Учимся водить автобус» 
    «Автобус везет пассажиров»
    «Ремонт машин»
    «Заправляю машину» 
    «Мойка машин»
    «Грузовая машина везет мебель в новый дом»
    «Грузовик возит грузы (кирпичи, песок, снег)»
    «Продуктовая машина везет продукты (в магазин, в детский сад, в больницу)»
    «Везу пассажиров на вокзал»
    «Я поеду в гараж»
    «Едем в детский сад» 
    «Катаемся по городу» 
    «Едем в гости»
    «Поездка на дачу»
    Игровые действия: 
    Водитель такси доставляет пассажиров до места, берет деньги за проезд, заботиться о пассажирах, помогает положить багаж.
    Водитель грузовой машины  нагружает и выгружать грузы.
    Водитель автобуса управляет автобусом, вращает руль, подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их.
    Кондуктор продает билеты, проверяет проездные билеты, следит за порядком в салоне автобуса, отвечает пассажирам на вопросы, где удобнее им выйти. 
    Пассажиры садятся в автобус, покупают билеты, выходят на остановках, уступают места старшим, пассажирам с детьми, помогают им выйти из автобуса, соблюдают правила поведения в общественном транспорте, общаются; готовятся к дальней поездке – собирают вещи, воду, продукты в дорогу; наряжаются, причесываются, если едут в гости, в театр. 
    Механик производит ремонтные работы, проверяет состояние машины перед поездкой, моет машину из шланга – вытирает.
    Заправщик вставляет шланг, заливает бензин, берет деньги.
    Полицейский (инспектор ГИБДД) – регулирует движение, проверяет документы, следит за соблюдением правил дорожного движения.

                                                  «Парикмахерская»

    Программное содержание: Познакомить со спецификой работы мужского и женского парикмахера. Формировать представление детей о том, как женщины ухаживают за ногтями. Учить выполнять несколько последовательных действий, направленных на выполнение его обязанностей. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать культуру общения с «клиентами» 
    Словарные слова: мастер, фен, фартук, пелеринка, бритва, маникюр. 
    Игровой материал: Зеркало, тумбочка для хранения атрибутов, разные расчески, флаконы, бигуди, лак для волос, ножницы, фен, пелерина, фартук для парикмахера, маникюрши, уборщицы, заколки, резинки, банты, полотенце, журналы с образцами причесок, бритва, машинка для стрижки волос, полотенца, деньги, швабра, ведра, тряпочки для пыли, для пола, лак для ногтей, пилочка, баночки от крем.
    Предварительная работа: Беседа «Зачем нужны парикмахерские». Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Чтение рассказов Б. Житкова «Что я видел», С. Михалкова «В парикмахерской». Экскурсия в парикмахерскую. Рассматривание предметов, необходимых для работы парикмахера. Дидактическая игры «Красивые прически для кукол», «Поучимся завязывать бантики», «Подбери бант для куклы», «Чудо-фен». Рассмотреть предметы для бритья. Изготовление с детьми атрибутов к игре (фартуки, пелеринка, полотенца, пилочки, чеки, деньги и др.). Изготовление альбома «Модели причесок».
    Игровые роли: Парикмахеры – дамский мастер и мужской мастер, мастер по маникюру, уборщица, клиенты (посетители): мамы, папы, их дети. 
    Разыгрываются сюжеты:
    «Мама ведет дочку в парикмахерскую»
    «Папа ведет сына в парикмахерскую»
    «Сделаем куклам красивые прически»
    «Едем на автобусе в парикмахерскую»
    «Делаем прически к празднику»
    «Приведем себя в порядок»
    «В мужском зале»
    «Покупка товаров для парикмахерской»
    «Приглашаем парикмахера в детский сад»
    Игровые действия: 
    Парикмахер женского зала надевает на клиента пелеринку, красит волосы, моет голову, вытирает полотенцем, стрижет, отряхивает состриженные пряди с пелеринки, накручивает на бигуди, сушит волосы  феном, покрывает лаком, плетет косички, закалывает заколки, дает рекомендации по уходу за волосами.
    Парикмахер мужского зала  бреет, моет голову, сушит волосы  феном делает стрижки, причесывает клиентов, придет форму бороде, усам, предлагает посмотреть в зеркало, освежает одеколоном.
    Мастер по маникюру подпиливает ногти, окрашивает их лаком, накладывает крем на руки.
    Клиенты вежливо здороваются, ожидающие очереди – рассматривают альбомы с иллюстрациями разных причесок, читают журналы, могут пить кофе в кафе; просят сделать стрижку, маникюр; советуются, платят деньги, благодарят за услуги. 
    Уборщица подметает, протирает пыль, моет пол, меняет использованные полотенца.

                                                    «Магазин – Супермаркет»

    Программное содержание: Формировать представления детей о работе людей в магазине, разнообразии магазинов и их назначении. Учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры. Развивать наглядно-действенное мышление, коммуникативные навыки. Воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением партнеров по игре.
    Словарные слова: витрина, кассир, кондитерская.
    Игровой материал: витрина, весы, касса, сумочки и корзинки для покупателей, форма продавца, деньги, кошельки, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.
    «Продуктовый магазин»: муляжи овощей и фруктов, разные выпечки из соленого теста, муляжи шоколадок, конфет, печенье, торта, пирожных, коробки из под чая, сока, напитков, колбасы, рыбы, упаковки из под молока, стаканчики для сметаны, баночки от йогуртов и т.п.
    Предварительная работа: 
    Беседы с детьми «Какие магазины бывают и что в них можно купить?» «Кто работает в магазине?», «Правила работы с кассой». Д/и «Магазин», «Овощи», «Кому что?». Чтение стихотворения О. Емельяновой «Магазин игрушек». Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» Изготовление из соленого теста баранок, булочек, печенья, приготовить конфеты.
    Игровые роли: Продавец, покупатель, кассир, директор магазина, шофер.
    Разыгрываются сюжеты:
    «Булочная-кондитерская (хлебный отдел, магазин)»
    «Овощной магазин (отдел)»
    «Мясной, колбасный магазин (отдел)»
    «Рыбный магазин (отдел)»
    «Молочный магазин (отдел)»
    «Продуктовый магазин»
    «Магазин музыкальных инструментов»
    «Книжный магазин» 
    Игровые действия: 
    Продавец одевает форму, предлагает товар, взвешивает, упаковывает, раскладывают товар на полках (оформляет витрину).
    Директор магазина организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы продавца и кассира, следит за порядком в магазине.
    Покупатели приходят за покупками, выбирают товар, узнает цену, советуются с продавцами,  соблюдают правила поведения в общественном месте, устанавливают очередь в кассе, оплачивают покупку в кассе, получают чек.
    Кассир получает деньги, пробивает чек, выдаёт чек, сдаёт покупателю сдачу. 
    Шофер доставляет определённое количество разнообразных товаров, получают заявки на получение товаров от директора магазина, выгружает привезённый товар.

                                                                 «Зоопарк»

    Программное содержание: Обогатить знания детей о диких животных, об их внешнем виде, повадках, питании. Расширить представления детей об обязанностях сотрудников зоопарка. Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним. Развивать речь, обогащать словарный запас. Воспитывать доброе, заботливое отношение к животным. 
    Словарные слова: ветеринар, экскурсовод, вольер (клетка).
    Игровой материал: Табличка «Зоопарк», строительный материал (крупный, мелкий), грузовая машина с клеткой, игрушки животных, тарелочки для продуктов питания, муляжи продуктов питания, метёлочки, совочки, ведёрки, тряпочки, фартук с нарукавниками для рабочих, билеты, деньги, касса, белый халат для ветеринара, градусник, фонендоскоп, аптечка.
    Предварительная работа: Рассказ о посещение зоопарка. Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке. Беседа «Правила поведения в зоопарке». Отгадывание загадок о животных, Чтение стихотворений С.Я. Маршака «Детки в клетке, «Где обедал воробей?», В. Маяковского «Что ни страница, то слон, то львица». Изготовление альбома «Зоопарк». Рисование и лепка животных. Дидактические игры: «Животные и их детеныши», «Загадки о животных», «Кто где живет? », «Животные жарких стран», «Животные Севера».
    Игровые роли: Директор зоопарка, экскурсовод, рабочие зоопарка (служители), врач (ветеринар), кассир, строитель, посетители.
    Разыгрываются сюжеты:
    «Строим клетки для зверей»
    «К нам едет зоопарк»
    «Экскурсия по зоопарку» 
    «Мы едем в зоопарк»
    «Покупка продуктов для животных»
    «Кормление животных»
    «Уборка вольеров (клеток)»
    «Лечение животных»
    Игровые действия: 
    Директор зоопарка руководит работой зоопарка.
    Экскурсовод проводит экскурсии, рассказывает о животных, чем питаются, где они живут, их внешнем виде, как надо обращаться с животными, говорит о мерах безопасности как ухаживать за ними.
    Рабочие зоопарка (служители) получает продукты питания для животных, готовят специальные корма для животных, кормят их, убирают клетки и вольеры, моют своих питомцев, заботятся о них. 
    Врач (ветеринар) проводит осмотр животного, измеряет температуру, делает прививки, лечит обитателей зоопарка, ставит уколы, дает витамины.
    Кассир продаёт билеты на посещение зоопарка и на экскурсии.
    Строитель строит вольер для животного.
    Посетители покупают билеты в кассе и идут в зоопарк, рассматривают животных.

                                                      «Моряки-рыбаки»

    Программное содержание: Учить детей брать на себя и обыгрывать роли капитана, рулевого, матросов, повара-кока, моряков-рыбаков. Продолжать учить использовать предметы-заменители, четко выполнять цепочку игровых действий. Активизировать речь детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма. 
    Словарная работа: Кок, якорь, штурвал. 
    Игровой материал: крупный строительный материал, фуражка капитана, бескозырки, гюйс-воротники, спасательный круг, медицинский халат, медицинские инструменты, якорь, штурвал, бинокли, ведро, швабра, костюм для повара-кока, посуда для столовой, игрушечные рыбки, сети, ящик для рыбы, деньги.
    Предварительная работа: Чтение художественной литературы о рыбной ловле, кораблях, моряках. Просмотр фотографий, картин о море, моряках, кораблях. Беседа «Кто работает на корабле». Рисование и лепка рыбок.
    Игровые роли: Капитан, рыбаки, врач, повар (кок), водитель. 
    Разыгрываются сюжеты:
    «Строим корабль»
    «Моряки плывут на корабле по морю»
    «Моряки ловят рыбу, работают рыболовами»
    «Моряки проверяют здоровье у корабельного доктора»
    «Моряки плывут по морю, ловят рыбу, обедают»
    «Моряки выходят на берег и идут в парикмахерскую»
    «Моряки привозят улов на берег, сдают рыбу в магазин»
    «Моряки приплывают в большой город и идут в «Зоопарк»
    «Моряки вернулись с плавания и отправились в магазин»
    Игровые действия: 
    Капитан ведёт судно, крутит штурвал, смотрит в бинокль, даёт команду отчалить, бросить якорь, ловить рыбу, контролирует работу рыбаков, даёт команду причалить к берегу.
    Моряки-рыбакивыполняют приказы, моют палубу, раскручивают сеть, бросают в море, ловят рыбу, раскладывают в ящики.
    Врач осматривает моряков перед плаванием, разрешает отправиться в море, лечит заболевших на корабле.
    Повар (кок) готовит еду, кормит моряков.
    Водитель подъезжает к кораблю, проверяет качество рыбы, покупает у рыбаков рыбу, загружает её в машину и отвозит в магазин.

                                                                «Почта»

    Программное содержание: Формировать у детей представления о труде работников почты. Расширить представления детей о способах отправки и получения корреспонденции. Развивать воображение, мышление, речь. Воспитывать самостоятельность, ответственность, желание приносить  пользу   окружающим.    
    Словарная работа: печать, посылка, почтальон, сортировщик, приемщик.
    Игровой материал: столик для отправки и получения посылок, почтовый ящик, сумка почтальона, конверты с бумагой, марки, открытки, коробки для посылок,  детские журналы и газеты, атрибуты к персонажу «голубь»,  деньги, кошельки, печать, машина.
    Предварительная работа: Экскурсия на почту, наблюдение за приемом корреспонденции, отправлением почты. Беседы о разных видах связи: почта, телеграф, телефон, интернет, радио. Просмотр м/ф «Каникулы в Простоквашино», «Зима в Простоквашино», «Снеговик-почтовик». Чтение С. Я. Маршак «Почта», Ю. Кушан «Почтовая история». Изготовление печати-штампа, конвертов, открыток, марок, почтового ящика для писем, сумки, денег, кошельков и др. Коллекционирование открыток, журналов, календариков. Дидактические игры «Отправь письмо», «Путешествие письма», «Что нужно для работы почтальона», «Как отправить посылку». Слушание «Песенки почтальона» Б. Савельев.  
    Игровые роли: Почтальон, сортировщик, приемщик, шофер, посетители. 
    Разыгрываются сюжеты:
    «Пришло письмо, открытка»
    «Почтовый голубь принес письмо» 
    «Отправить поздравительную открытку» 
    «Покупка журнала на почте» 
    «Отправить посылку своей бабушке»
    «Посылка от сказочного героя»
    «Шофер везет почту» 
    Игровые действия: 
    Почтальон берет на почте письма, газеты, журналы, открытки; разносит их по адресам; отпускает корреспонденцию в почтовый ящик.
    Посетитель  отправляет письма, открытки, посылки, упаковывает их; покупает конверты, газеты, журналы, открытки; соблюдает правила поведения в общественном месте; занимает очередь; получает письма, газеты, журналы, открытки, посылки. 
    Приемщик обслуживает посетителей; принимает посылки; продает газеты, журналы.
    Сортировщик сортирует письма, газеты, журналы, посылки, ставит на них печать; объясняет шоферу куда ехать (на железную дорогу, в аэропорт…).
    Шофер вынимает из почтового ящик письма и открытки; подвозит на почту новые газеты, журналы, открытки, письма; привозит посылки; доставляет письма и посылки на почтовых машинах до поездов, самолётов, и теплоходов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Социализация дошкольника через сюжетно-ролевую игру.

    ВведениеДошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно pасшиpяются: pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества ...

    Информационное окно для родителей «Социализация детей через сюжетно-ролевую игру»

    Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь....

    Консультация для родителей «Социализация детей через сюжетно-ролевую игру»

    Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь....

    Консультация для воспитателей «Социализация детей через сюжетно-ролевую игру»

    Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь....

    Рекомендации для родителей на тему: "Социализация детей через сюжетно-ролевую игру"

    Игра-это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, "примеряя" на себя взрослую жизнь....

    Консультация для педагогов ДОУ «Социализация дошкольника через сюжетно-ролевую игру»

    Социализация – это процесс, который происходит в жизни детей с самого ее начала и длится всю жизнь. Социальное развитие детей происходит на первых порах с мамой и папой и близкими родственниками...