Главные вкладки

    Статья: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
    статья на тему

    Годынская Наталья Викторовна

    Математика - это наука непростая, однако нужна всегда и везде, недаром говорят, что математика - царица наук! Что делать, если освоение этого предмета вызывает у детей трудности? С чем это связано и как помочь ребенку?

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Статья: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

           Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

           Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

           Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

           В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.

           Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

                 Рекомендации, задания, упражнения по развитию

    математических способностей

           Подготовка к обучению математике ведется с помощью упражнений, нацеленных на развитие логического мышления детей, на освоение простейших умственных действий, знакомство с формой предмета, их расположением, с отношением между ними (левее, больше, столько же). Много внимания уделяется графике (изображение фигур). Все упражнения носят занимательный игровой характер, а сказочные сюжеты помогают малышам освоить азы математической подготовки, дают возможность развить наблюдательность, повышает интерес к математике.

           Для разнообразной детской деятельности, направляемой взрослыми на развитие у ребенка математических представлений, характерны:

    • игровая направленность деятельности
    • насыщение проблемными ситуациями
    • творческими задачами
    • играми и игровыми упражнениями
    • наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования
    • практического исследования и т.д.

           Игры, конструируемые с учетом этих положений в последние годы, получили название логико-математических. Причем обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие.

    Играя в логико-математические игры совместно с взрослыми или самостоятельно, дети познают:

    • свойства и отношения предметов по форме, размеру, весу, расположению в пространстве;
    • числа и цифры, зависимости увеличения и уменьшения на предметном уровне, порядок следования, преобразования, сохранения массы и объема и т.д.

           При этом они осваивают как предлогические действия, связи и зависимости, так и предматематические. Например, строя дом (игра «Логический домик»), ребенок, делая очередной ход, поставлен в условия выбора связей между предметами, нарисованными на «кирпичах» (главном строительном материале). Это может быть зависимость предметов, изображенных на кирпичах, по цвету, форме, назначению, смыслу, принадлежности и т.д. Соблюдение этажности строительства и общего размера дома требует установления количественных отношений (математических связей).

           Логико-математические игры конструируются авторами исходя из современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. Естественно, что в дошкольном возрасте можно говорить лишь о становлении предпосылок математических способностей. К ним относят настойчивое стремление ребенка получить результат:

    • собрать
    • соединить
    • измерить
    • предвидеть результат
    • оперировать образами
    • устанавливать связи зависимости
    • фиксировать их графически.


           Подведем итог выше сказанному. Итак, в дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

           И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

           Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

           Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области математики, научите его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.

    Список литературы:

    1. Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. - М., 2008.

    2. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М., 2009.

    3. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 2011.

    4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2008

    5. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. - М., 2008.

    6. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М., 2011.

    7. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М., 2006.

    8. Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду.

    9. Тихоморова Л.Ф Развитие логического мышления детей. - СП., 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

    Использование игры для лучшего понимания математической сущности вопроса, уточнения и формирования математических знаний учащихся.Игра как способ познания дощкольниками окружающего мира, как средство ...

    Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет, математические игры "Количество и счет", дидактические игры для детей средней - подготовительной ...

    «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    В статье отражены вопросы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам игры....

    План работы методобъеденеия «Познание» (ФЭМП) Тема : «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Цель: формирование у ребенка умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жи...

    Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

    «Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно,...