Речевая готовность ребёнка к школе
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Трофимова Е.А.

Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений, навыков, которые послужат базой для последующего обучения. Важное место в таком багаже занимает овладение основами чтения и письма. В наших силах добиться того, чтобы этот процесс стал доступным и интересным для детей. Существует целый ряд критериев оценки готовности ребенка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему «К школе готов!»

Выступление воспитателя Трофимовой Е.А. «Речевая готовность ребёнка к школе»

Ваш ребенок скоро пойдет в школу, и вы, конечно, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и как можно более успешно. Как же помочь этому?

Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений, навыков, которые послужат базой для последующего обучения. Важное место в таком багаже занимает овладение основами чтения и письма. В наших силах добиться того, чтобы этот процесс стал доступным и интересным для детей. Существует целый ряд критериев оценки готовности ребенка к школе. Это общее состояние его здоровья, достаточный уровень мотивации и произвольности, умение общаться со сверстниками и взрослыми, хорошее умственное развитие: внимание, память, восприятие, мышление и речь должны соответствовать возрастным нормам, хорошее состояние общей и мелкой моторики, соответствующий возрасту уровень сформированности пространственных и латеральных представлений, достаточная познавательная активность. Сегодня мы поговорим о «речевой готовности» вашего ребенка к школе.

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается много детей с дефектами речи.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их (см. на экране)       

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6—7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Мы в силах вместе помочь вашему ребенку, если у него есть речевые проблемы.

Итак, ваш ребёнок собирается в школу. Давайте вместе посмотрим, всё ли в порядке с развитием речи у вашего будущего ученика. Первое, на что надо обратить внимание, как ребенок произносит звуки родного языка.

Если ваш ребёнок нечетко произносит звуки, искажает их, заменяет или опускает, то необходимо заняться коррекцией произношения. Иногда процесс работы над звуком занимает много времени. Поэтому необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду и начать занятия.

Следующий речевой компонент, который играет очень важную роль при обучении письму и чтению, фонематическое восприятие. Фонематическое восприятие предполагает умение на слух определять фонемы, близкие по звучанию.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию иле артикуляции (шипящих — свистящих; звонких — глухих: твердых — мягких, р — л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (бочка — почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. Ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит. Он должен научиться проводить звуковой анализ слов, т. е. уметь назвать звуки, из которых состоит слово. Казалось бы, чего может быть проще? Но попробуйте, понаблюдайте за собой, как вы проводите звуковой анализ слова. Назовите по порядку все звуки в слове “КОТ”, вы скажете: [к], [о], [т]. скорее всего, вы представили себе слово написанным – и провели, на самом деле, не звуковой, а буквенный анализ. Семилетний ребенок иногда с трудом различает мягкие и твердые согласные звуки. Почему? Да потому, что он не в звуки вслушивается, а представляет себе буквы, которыми слово записано. Давайте попробуем сделать маленький опыт: назовите слова, которые начинаются с того же звука, что и слово “ЛИСА”. Вы не обратили внимание на то, что этот первый звук – мягкий согласный. Поэтому вы назвали и слово “лес” и слово “лампа”. Вы не вслушиваетесь в звуки, вы думаете о букве. Звуковую действительность вы подменили буквенной и поэтому совсем упустили из виду мягкость или твердость согласных звуков. Вы видите, что даже взрослому, грамотному человеку не так – то просто произвести звуковой анализ слова. А каково же ребенку?

В своей речи первоклассник должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.

  • называние предметов, относящихся к различным логическим группам (например, ребенку предлагается назвать все известные ему деревья, цветы и пр.);
  • называние обобщающих понятий (общих названий для группы однородных предметов: овощи, фрукты, мебель, посуда, одежда, обувь, транспорт и т.д. )
  •  подбор признаков к определенному предмету (яблоко – красное, круглое, сочное, ароматное, румяное, кисло-сладкое и т.д.);
  • подбор возможных действий к предмету (снег идет, падает, кружится, сверкает, скрипит, тает и т.д.);
  • подбор предметов к заданному действию (идет – снег, дождь, человек, поезд, медведь, бабушка, время и т.д.)
  •  подбор антонимов (слов с противоположным значением: высокий – низкий, больной – здоровый, пустой – полный, говорить – молчать и т.д.);
  • слов синонимов (слов, близких по значению: бежать – нестись, мчаться; смелый – храбрый, отважный и т.д.) и др.

Для детей с речевым недоразвитием характерна также несформированность  грамматического строя речи, которая проявляется в неправильном употреблении (или опускании в речи) предлогов, неправильном согласовании слов в предложении (употреблении родовых, падежных окончаний) и т.д.

Родители должны внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки.. Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.

Как же исправлять грамматические ошибки детей? 

 Допущенную ребенком неправильную форму не следует повторять. Нужно коротко указать ребенку: «неверно», «неправильно», затем предложить ему подумать, как сказать правильно (при затруднении дать верный вариант ответа и добиться от ребенка его повторения).

В усвоении  ребенком грамматических норм языка важную роль играет  речь взрослого. Нужно говорить с ребенком четко и внятно, в доступном для него темпе, желательно выделять голосом предлоги, окончания существительных, прилагательных и пр. (т.е. делать на них произносительный акцент).

Дидактические игры и задания для развития навыков словообразования и словоизменения мы т.ж. предлагаем на страничках газеты для родителей.

(по выбору педагога можно разобрать некоторые из них)

  • «Измени слово» (преобразование существительных ед. ч. во мн. ч.) Ребенку предлагается изменить слова по образцу так, чтобы они обозначали много предметов, например: дом – дома, окно – окна, лист – листья, стул – стулья и т. д. (игру можно проводить с мячом)
  • «Добавь слово» (образование глаголов с приставками). Взрослый начинает фразу и предлагает ребенку добавить слово, обозначающее действие (по картинкам): Мальчик к дому…(подходит), в дом…(заходит), из дома…(вы-ходит), вокруг дома…(обходит), через дорогу…(переходит) и т.д.
  • «Назови листья» (образование относительных прилагательных). По картинкам ребенок должен подобрать лист (ветку, шишку) к каждому дереву и правильно назвать их: лист клена – кленовый, лист березы – березовый, лист рябины – рябиновый, шишка сосны – сосновая и т.д.
  • «Где мяч?» (употребление предлогов) Ребенку предлагают назвать, где находится мяч (по картинкам или следам демонстрируемых действий), используя предлоги на, под, в, за, к, от, около, из-за, из-под, между. При этом он должен не только уместно употребить предлоги, но и правильно произнести окончания существительных.
  • «Радуга» (согласование прилагательного с существительным). Ребенку предлагается разложить предметные картинки по цветам радуги и назвать их: красный шар, красная крыша, красное яблоко, красные лыжи; желтый лимон, желтое платье, желтая репа, желтые карандаши и т.д., правильно употребляя окончания прилагательных.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или из многих предложений) высказывания, которые позволяют четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому об её развитии необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

Прежде всего, нужно постараться вызвать у ребенка желание о чем-то рассказать. С этой целью можно начать заинтересованно о чем-то его расспрашивать, побуждая рассказать о каком-либо интересном для него событии, об игре, просмотренном мультфильме и т.п. Слушать нужно с интересом, направляя сбивчивый рассказ ребенка в нужное русло путем постановки вопросов

До овладения связной речью следует научить ребенка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материале тех же самых сказок. Прочитав вслух сказку, задайте по её содержанию вопросы в строгом соответствии с ходом развития описанных в ней событий. Полные ответы ребенка на эти вопросы, по сути дела, и будут являться почти пересказом прочитанной сказки. Например:

Что посадил дед? (Дед посадил репку.) Какая выросла репка? (Репка выросла большая-пребольшая.) Что стал делать дед? (Дед стал репку из земли тянуть.) и т.д.

Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых представляет собой четкий план рассказа.

Постепенно ребенок подводится к составлению самостоятельного рассказа по сюжетной картине.  Для подготовки его к рассказу картинка внимательно рассматривается вместе с ним и в процессе рассматривания ему задаются вопросы по её содержанию. Это поможет ребенку сориентироваться о чем и в какой последовательности будет составляться рассказ.

Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связи между событиями.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Вашему ребенку всего 6 лет, но как много они дают для будущей жизни. Помните это, и не теряйте драгоценного времени. Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.