Программа социального партнерства с семьей
рабочая программа (средняя группа) на тему

Бархатова Евгения Викторовна

«Мостик понимания между родителями и ДОО»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_srednyaya_gruppa.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 «Ягодка»

Программа

социального партнерства

с семьей

«Мостик понимания между родителями и ДОО»

на 2017-2018 г.

г. Кстово

2017 г.


Социальное партнерство ДОО и семьи в рамках ФГОС

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации детей дошкольного возраста.

Полноценное развитие ребёнка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семья и детский сад. Семья обеспечивает необходимые ребёнку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищённости, любви к близким и родным, доверия и открытости миру.

Сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность (Закон РФ об образовании). Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство».

Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и развития конкретного ребенка в данной семье. В практической реализации данного аспекта возникает потребность в разработке технологии, направленной на установление партнерских отношений между педагогами и родителями.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОО. Положительный результат будет, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие и сотрудничество между педагогами ДОО и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание будет уделяться работе с родителями. Социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОО решается в трех направлениях: работа с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи работы: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются: доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, индивидуальный подход, сотрудничество, а не наставничество, взаимодействие ДОО и семьи.

Наряду с традиционными формами работы ДОО с семьей рекомендуем использовать инновационные формы и методы работы: «круглый стол» по любой теме; тематические выставки; соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы; консультации специалистов; устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице; семейные спортивные встречи; почта доверия, телефон доверия; семейные проекты; интеллектуальные ринги детей и родителей; контрольные для родителей; интервью с родителями и детьми на определенные темы; родительская гостиная; конкурс семейных талантов; портфолио семейного успеха; аукцион секретов воспитания и др.

В процессе работы с семьей в ДОО решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.

Открытое прямое сотрудничество, взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, активное включение родителей в жизнь детского сада — главный принцип взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, при котором возможно выполнение главной цели воспитательного процесса — гармоничное развитие личности ребенка.

Пояснительная записка

На современном этапе обновления дошкольной образовательной организации уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых форм взаимодействия с родителями (законными представителями). В законе «Об образовании в РФ» в ст. 44, п. 1. записано, что «родители (законные представители)несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка».

Актуальность.

«Семья для ребенка – это источник

общественного опыта. Здесь он находит

примеры для подражания и здесь

происходит его социальное рождение. И

если мы хотим вырастить нравственно

здоровое поколение, то должны решать

эту проблему «всем миром»: детский

сад, семья, общественность».

(В. А. Сухомлинский)

С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.

И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования  социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОО.

Семья и ДОО - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.                                                                                                                                                         Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную  жизнь - «Социум».

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.

В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.

Цель:

Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Задачи:

1. Внедрить новые формы работы с родителями.

2. Установить положительные взаимоотношения с родителями как социальными партнёрами.

3. Пропагандировать педагогические знания.

4. Привлечь внимание родителей к ребенку для успешной социализации детей дошкольного возраста

Для реализации программы используются следующие формы  взаимодействия  с  родителями:

  1. Информационно -  аналитические:
  • Анкетирование
  • Тестирование
  • Вопросы – ответы
  1. Познавательные:
  • Родительские собрания
  • Круглые столы
  • Консультации
  • Беседы, дискуссии
  • Совместное создание предметно-развивающей  среды
  1. Наглядно - информационные:
  • Папки-передвижки
  • Родительский уголок
  • Фотовыставки
  • Библиотека-передвижка
  • День открытых дверей
  1. Досуговые:
  • Праздники и развлечения
  • Дни здоровья
  • Экскурсии
  • Выставки, творческие конкурсы
  • Выставка семейных коллекций

Основные педагогические принципы

В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОО по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:

  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
  • Преемственность согласованных действий.
  • Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОО.
  • Индивидуальный подход.
  • Сотрудничество, а не наставничество.
  • Динамичность.
  • Поэтапность реализации.

Ожидаемые результаты программы

  •  Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
  •  У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
  • Сформируются  теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
  • Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.

Планирование сотрудничества воспитателей с родителями воспитанников средней группы «Вишенка»

(2018-2019 г.)

№ п/п

Содержание

Срок

Ответственный

1

Анкетирование родителей «Определить отношения родителей к детской игре и выбору игрушек»

сентябрь

Ст. воспитатель

2

Оформление родительского уголка

сентябрь

Воспитатели

3

Смотр-конкурс совместных детско-родительских работ «Дары осени»

сентябрь

Воспитатели

4

Оформление страницы группы на сайте учреждения – обязательный минимум

сентябрь

Воспитатели

Ст. воспитатель

5

Папка-передвижка «Внимание – Дети! Безопасность детей на дороге – забота общества!»

сентябрь

Воспитатели

6

Родительское собрание «Детский сад и семья: взаимодействие и сотрудничество»

сентябрь

Заведующий ДОУ

Воспитатели

Муз. руководитель

7

Обновление информации в родительском уголке «Витаминоз», «Что нужно знать о прививках», «Грипп, как защитить себя и других»

октябрь

Воспитатели

Мед.сестра

8

Фотовыставка «Витамины и здоровый образ жизни»

октябрь

Воспитатели

9

Осенний утренник «» с видеосъемкой

октябрь

Воспитатели

10

Анкета для родителей на выявление степени зависимости от компьютера

октябрь

Ст. воспитатель

11

Изготовление и размещение на участках детского сада кормушек «Птичья столовая»

ноябрь

Воспитатели

12

Папка-передвижка «Мама моя»

ноябрь

Воспитатели

13

Обновление информации на сайте учреждения

ноябрь

Воспитатели

Ст.воспитатель

14

Анкета для родителей по проблемам дошкольного образования

ноябрь

Ст. воспитатель

15

Выставка совместного творчества «Спичка-невеличка»

ноябрь

Воспитатели

16

Приобщить родителей к украшению группы к Новому году

декабрь

Воспитатели

17

Индивидуальные беседы с семьями воспитанников «О мерах пожарной безопасности при украшении елки»

декабрь

Воспитатели

18

Анкетирование «Психологическая зависимость детей от телевизионной рекламы»

декабрь

Ст. воспитатель

19

Папка-передвижка «Как устроить Новый год с ребенком дома»

декабрь

Воспитатели

20

Новогодний утренник с видеосъемкой

декабрь

Воспитатели

Муз. руководитель

21

Выставка детских рисунков «Елочку мы в гости ждем»

декабрь

Воспитатели

22

Зимнее оформление группового участка

январь

Воспитатели

23

Совместное создание предметно-пространственной развивающей среды

январь

Воспитатели

24

Консультация для родителей «Осторожно, гололед», «Как провести выходные зимой с детьми»

январь

Воспитатели

25

Анкета для родителей по вопросам безопасности жизни и здоровья детей

январь

Ст. воспитатели

26

Родительское собрание «Высокая оценка беспечности»

январь

Воспитатели

27

Стен газета «Мой папа самый сильный»

февраль

Воспитатели

28

Приобщение родителей к расчистке группового участка от снега

февраль

Воспитатели

29

Смотр-конкурс макетов «Улица моей жизни» среди семей воспитанников ДОО

Февраль

Воспитатели

30

Конкурс рисунков и поделок «Зимние забавы» среди воспитанников ДОО (совместные работы с родителями)

февраль

Воспитатели

31

Анкета для родителей «Взаимопонимание между родителей и детьми»

март

Ст. воспитатель

32

Консультации «Одежда детей в группе и на улице», «Капризы и упрямство: как с ними бороться»

март

Воспитатели

33

Утренник, посвященный 8 марта «Сюрприз для мамы»

март

Воспитатели, музыкальный руководитель

34

Выставка детских рисунков «Букет для мамы»

март

Воспитатели

35

Памятка «Роль семьи в воспитании ребенка»

апрель

Воспитатели

36

Анкетирование «Отношение к ресурсосбережению»

апрель

Ст. воспитатель

37

Создание «Почтового ящика для родителей»

апрель

Воспитатели

38

Посадка огородов, цветочных клумб

апрель

воспитатели

39

Смотр-конкурс чтецов среди воспитанников ДОО

апрель

Воспитатели, ст.воспитатель

40

Смотр-конкурс «Зеленое окошко» среди групп

апрель

Заведующий ДОУ

Воспитатели

41

Выставка детских работ «Загадки космоса»

апрель

Воспитатели

42

Анкета для родителей по оценке деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения

май

Ст. воспитатели

43

Родительское собрание «Воспитываем добротой»

май

Заведующий ДОУ

Воспитатели

44

Консультация «Прогулка в природу»

май

Воспитатели

45

Выставка детского творчества «Этот день Победы» (совместные работы с родителями)

май

Воспитатели

46

Мастер-класс для родителей и детей «Игры по безопасности»

май

Воспитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социального партнерства с семьей

Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Воспитатели должны стать помощниками и заинтересованны...

Программа социального партнерства с семьей (для всех групп детского сада)

Цель: Содействовать адаптации и музыкальному развитию детей средней группы в детском саду посредством активного взаимодействия с родителями. Задачи: - консультировать родителей по всем вопро...

Программа социального партнерства с семьей

Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, я разработала  программу социального партнёрства  по работе с родителями....

Программа социального партнерства с семьей на 2017-18гг

Здесь представлены разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников в течение 2017 - 2018 учебного года...

Программа социального партнерства с семьей на 2018-19гг

В программе предлагаются Вашему вниманию разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников на 2018-19гг....

Программа социального партнерства с семьей на 2019-20гг

Здесь представлены разные формы работы с семьями воспитанников на 2019-20гг....

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» «Детский сад и семья единое целое»

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» на тему «Детский сад и семья единое целое»...