родительское собрание "Тревожность у детей"
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Степанова Ирина Леонидовна

Определить вместе с родителями способы помощи детям в преодолении состояния тревоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_3-4_5_let_trevoga.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская

«Как помочь ребёнку преодолеть состояние тревоги?»

(для родителей детей 4‒5 лет)

Цель: определить вместе с родителями способы помощи детям в преодолении состояния тревоги.

Задачи:

  1. создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей, установить с родителями эмоциональный контакт;
  2. проинформировать родителей о возрастных психологических особенностях детей, познакомить родителей с понятиями тревога, тревожность, страх;
  3. способствовать поиску родителями эффективных способов преодоления тревоги и тревожности у ребёнка;
  4. повышать психолого-педагогическую компетентность родителей;
  5. способствовать психологически грамотному взаимодействию родителей с детьми.

Категория участников: педагог, психолог, родители.

Этапы

  1. Организационный. Содержание деятельности: педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы: оформляет комнату, готовит необходимые материалы и оборудование, произносит вступительное слово, проводит игры на приветствие и раскрепощение участников.
  2. Основной. Содержание деятельности: педагог проводит основную работу по теме в виде дискуссий, мини-лекции, упражнений.
  3. Заключительный. Содержание деятельности: подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.

Материалы и оборудование:

  1. стулья по количеству участников;
  2. доска и мел;
  3. листы бумаги и ручки по количеству участников.

Ход собрания

  1. Вступительное слово педагога: «Уважаемые родители! Спасибо, что нашли время прийти на наше родительское собрание. Сегодня мы обсуждаем важную тему «Как помочь ребёнку преодолеть состояние тревоги?» Это неприятное чувство мешает ребёнку общаться, познавать мир, и наша задача – помочь ребёнку преодолеть такие трудности.

Послушайте, что об этой эмоции написал поэт Александр Блок в стихотворении «Как растет тревога к ночи!..»

Как растет тревога к ночи!

Тихо, холодно, темно.

Совесть мучит, жизнь хлопочет.

На луну взглянуть нет мочи

Сквозь морозное окно.

Что-то в мире происходит.

Утром страшно мне раскрыть

Лист газетный. Кто-то хочет

Появиться, кто-то бродит.

Иль — раздумал, может быть?..

Каждый человек в определённые моменты своей жизни испытывает такую эмоцию, как тревога. И это нормально. Если бы мы никогда не тревожились и не боялись, то непременно попадали бы в «истории», ведь в основе любого страха лежит инстинкт самосохранения. Страх уберегает нас от поступков, которые могут повлечь за собой травмы, физические или психологические. Но если тревога становится постоянным спутником жизни ребёнка, есть опасность, что у него сформируется тревожность как особенность его характера и ему будет сложно добиваться успехов, общаться со сверстниками и взрослыми. А все мы хотим только добра нашим детям, поэтому нам, взрослым, родителям, важно разбираться в том, что такое тревога и тревожность, а также как помочь ребёнку их преодолеть.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога ‒ это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность ‒ устойчивое состояние. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это проявления тревоги. Если же беспокойство, волнение постоянно сопровождают самые разные ситуации (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности.

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние может сопутствовать любому виду деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха, например, страха темноты, высоты, замкнутого пространства. [1]

  1. Упражнение «Страх, тревога, тревожность» (повышение активности родителей в обсуждении проблемы).

Нужно уметь отличать страх, тревожность и тревогу. Давайте попробуем определить, что именно проявляется в каждой из следующих ситуаций: страх, тревога или тревожность.

«Ребёнок просыпается ночью от того, что ему приснился кошмар» (страх).

«Ребёнок волнуется перед посещением врача» (тревога).

«Ребёнок волнуется практически по любому поводу» (тревожность).

«Ребёнок боится оставаться дома один» (страх).

«Ребёнок боится идти в первый раз на плавание» (тревога).

«Любая новая ситуация (даже праздник) вызывает у ребёнка неприятное волнение» (тревожность).

  1. Мини-лекция «Как у ребёнка формируется тревожность?» (повышение психолого-педагогическую компетентность родителей).

В возрасте 4–5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания. В то же время безудержность детской фантазии в 4‒5 лет может порождать разнообразные страхи.

Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность. Однако не каждый ребёнок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности.

Типы воспитания, при которых высока вероятность формирования тревожности у ребёнка.

1. Воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов). В этом случае общение взрослого с ребёнком носит авторитарный характер, ребёнок теряет уверенность в себе, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что-нибудь не так, то есть испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование ‒ тревожность.

2. Воспитание по типу гиперопёки ‒ общение взрослого с ребёнком может быть как авторитарным, так и демократичным. Взрослый не диктует свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением. К установлению подобных отношений склонны родители с определёнными характерологическими особенностями: тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Такой родитель «заражает» своими страхами ребёнка, что способствует формированию тревожности.

3. Завышенные требования со стороны родителей и воспитателей. Сталкиваясь с постоянным расхождением между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребёнок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.

4. Частые упрёки, вызывающе чувство вины. Зачастую, совершенно не задумываясь о последствиях, родители вызывают тревогу, порождающую страх, чтобы заставить ребёнка сделать то, что считают необходимым. В этих семьях взаимоотношения с ребёнком построены по принципу «должен» и «обязан». Например, мальчик хочет играть на скрипке, а отец считает, что настоящий мужчина должен играть в футбол. По настоянию отца ребёнок занимается спортом, но друзья смеются над его неуклюжестью. Вместо того чтобы принимать свою уникальность, мальчик чувствует ущербность, тревогу, страх не выполнить какое-либо упражнение. Комплекс неполноценности надёжно закрепляется, распространяясь на все жизненные обстоятельства.

Также негативное влияние на ребёнка оказывает эмоциональный шантаж: «Смотри, как мне плохо, когда ты плохо себя ведёшь!» или «Таким поведением ты добьешься моей смерти!». В глубине души ребёнок постоянно чувствует обиду на взрослых, злость, страх, неуверенность: «А вдруг беда действительно случится?» [2]

  1. Успокаивающие упражнения (информирование родителей о возможных методах преодоления тревоги).
  1. Дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме, поэтому попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов:
  • медленно сделайте глубокий вдох;
  • задержите дыхание и сосчитайте до четырех;
  • медленно выдохните.

Повторите процедуру медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4-5 раз.

  1. Мышечное расслабление.

Приседайте, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.

Сожмите кулаки, затем стряхните, сбросив при этом всё напряжение, которое сковывает.

  1. Визуализация (здесь можно включить спокойную, релаксационную мелодию):
  • сядьте спокойно в комфортной позе;
  • закройте глаза;
  • медленно расслабьте мышцы;
  • представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться, например, на пляже, где солнце греет Вас своими лучами;
  • ни о чем не думайте, просто слушайте музыку. [3]
  1. Мозговой штурм «Мечтатели, критики, реалисты» (поиск родителями эффективных способов преодоления тревожности у ребёнка).

Участники собрания делятся на три команды: «мечтатели», «критики» и «реалисты». Группа «мечтателей» предлагает различные способы избавления от ситуативной тревоги и от тревожности (или профилактики тревожности). Абсолютно все предложенные способы записываются на доске. Нужно побуждать «мечтателей» к тому, чтобы они называли все варианты, которые приходят в голову, даже самые невероятные. Когда у «мечтателей» иссякли идеи, к работе подключаются «критики». Они критикуют каждый способ, выискивая в нём слабые места и прогнозируя возможные негативные последствия. Ведущий коротко записывает на доске напротив каждого варианта отрицательные его стороны. Затем подходит очередь «реалистов», которые с учётом критики каждого предложенного способа выбирают самое реалистичное, выполнимое, продуктивное. Выбранные варианты действий отмечаются каким-либо образом на доске.

  1. Формирование памятки «Как помочь ребёнку преодолеть тревогу?» (закрепление полученных результатов).

Педагог раздаёт родителям листы бумаги, на которые родители записывают советы, прозвучавшие на собрании. Каждый родитель выбирает те рекомендации, которые приемлемы именно для его ребёнка и принимаются самим родителем. Таким образом, каждый участник формирует индивидуальную памятку по преодолению тревоги и тревожности.

Если в группе есть дети со страхами, фобиями, педагог рекомендует родителям обратиться за помощью к психологу, а также посмотреть видеолекцию «Как помочь ребёнку справиться со страхами» на портале «Омск РиД»: http://rid-omsk.irooo.ru/index.php/obuchayushchee-video.

  1. Упражнение «Пожелания» (окончание собрания в положительном эмоциональном состоянии). Участники, стоя в кругу, перебрасывают друг другу мяч в произвольном порядке, произнося какое-либо пожелание всем присутствующим или конкретному участнику. Например, «Я желаю Вам поменьше тревожиться и побольше радоваться жизни», «Я желаю Вам добра и улыбок» и т.д.

По окончании собрания родителям раздаются памятки «Как помочь ребёнку преодолеть тревожность».

Источники:

  1. URL: http://pishikrasivo.ru/povyshennaya-trevozhnost-u-deteysovety-psihologa.
  2. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. ‒ М.: «Знание» 1988.
  3. URL: https://infourok.ru/trening-psihologicheskie-uprazhneniya-kak-preodolevat-trevogu-1214874.html.
  4. URL: https://infourok.ru/kak-pomoch-rebenku-preodolet-trevozhnost-572676.html.

Памятка для родителей

«Как помочь ребёнку преодолеть тревожность»

  1. Необходимо понять и принять тревогу ребёнка – он имеет на неё полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте жизненные ситуации, вместе ищите выход. Ребёнок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьёзными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте ему («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.
  2. Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Таким образом вы покажете, как можно разрешить тревожащую ситуацию.
  3. В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе. Знайте: иногда достаточно просто Вашего присутствия.
  4. Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе. Проживая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребёнок сам предложит сюжет, развитие событий, избавляющее его от тревожного состояния. Через игру и взрослый может показать ребёнку возможные решения той или иной проблемы.
  5. Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.
  6. Не пытайтесь повысить работоспособность ребёнка, описывая предстоящие трудности в чёрных красках. Наоборот, больше обращайте внимание ребёнка на положительные моменты предстоящих событий.
  7. Важно научить ребёнка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
  8. Сравнивайте результаты ребёнка только с его же предыдущими достижениями / неудачами.
  9. Учите ребёнка (и учитесь сами) расслабляться (например, с помощью дыхательных упражнений, мыслей о хорошем, счёта и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
  10. Помочь ребёнку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта.
  11. У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности. [4]

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

Презентация к родительскому собранию «Играют дети - играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Презентация поможет воспитателям провести родительское собрание в интересной и доступной форме...

Родительское собрание "Здоровые дети-счастливые дети"

План проведения родительского собрания...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Здоровье детей в наших руках» средняя группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Форма проведения: устный журнал.Цель:  Актуализация знаний родителей о сохранении и укреплении здоровья детей и обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в рабо...

Родительское собрание для детей 3-4 лет «Знакомство родителей с программой, задачами развития и воспитания детей»

Цели собрания: Познакомить родителей с программой Социокультурные истоки, задачами развития и воспитания детей.Создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу, снятие барьеров в обще...

Родительское собрание "Здоровые дети - счастливые дети!"

Здоровые дети – счастливые дети!Время проведения: декабрь.Форма проведения: беседа с элементами практикума.Цель: формирование у родителей ответственности за здоровье своих детей, ...