Консультация для родителей подготовительной группы на тему «Учите ребёнка любить книгу» .
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей подготовительной группы на тему

 «Учите ребёнка любить книгу»

Автор: воспитатель «МДОУ Детский сад №81» Кондратьева Наталья Николаевна          

« Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и  

ночной труд, вечное чтение»

А.П. Чехов

Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.

Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению кругозора, детского горизонта знаний о мире, помогает усвоить образцы поведения, воплощенные в литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.

Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет  прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка  в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен,  потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой с произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.

В возрасте пяти лет  начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных

мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев.  Они открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их.

В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких  не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

В старшем дошкольном возрасте возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы:

- закрепить и развивать устойчивый интерес к книге, воспринимать любовь к художественному слову;

- знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка и другие).

- развивать и воспитывать воссоздающие воображение;

- учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел;

- помогать ребёнку, не только осмысливать поступки персонажей, но и их мысли, чувства; воспитывать умение видеть скрытые причины поступков;

- помогать ребёнку, осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений;

- обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приёмы изображения.

Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость ко всему  плохому  и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы.

Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, т.к. неумение  читать не только отрицательно влияет на успеваемость  ребенка, но и  на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с удовольствием читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. Но именно в этот период особенно важно обсуждать прочитанное  с ребенком,  совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке!

Анкетирование показало – только третья часть семей практикует семейное чтение вслух. А вот назвать книгу, которую ребенок прочитал сам или слушал, смогли лишь пять родителей. Прекрасно, что наши дети любят читать сами, любят слушать, когда им читают! Так давайте поддерживать этот огонек похвалой!  

Читайте книги с ребенком по очереди, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Очень хорошо просматривать с детьми диафильмы, читая текст по очереди. Помните, что чтение является основой всего обучения в школе. Надеемся, что подготовленные нами памятки помогут вам преодолеть возникающие  трудности в работе ребенка с книгой.

Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.

Ребенок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это его способ проникновения в реальную действительность. Но что именно он выдумывает? Как сочиняет и почему сочиняет именно это? Какие нравственные и эстетические причины проявляются в детской игре, которая понемногу, зачастую незаметно для самого ребенка, становится его настоящей жизнью? Мир чтения, мир книги с ее литературными и графическими образами, помогает направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности.  Есть в детской литературе книги разные: веселые и грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге, как празднику. А взрослые должны подготовить эту радость, помочь ребенку понять, почувствовать книгу во всей ее полноте.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.

Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.

В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно  попросить  просто молча «слушать себя».

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «переборщите». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.

8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще  ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.

12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

Уважаемые  родители!  С детства прививайте ребенку любовь к чтению.  Пусть она  проявляется у него как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого в семье нет, то еще не поздно начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения. Важно, чтобы подрастающий человек с помощью взрослых и мудрой книги научился отличать  плохое  от хорошего, понимать истинные и ложные ценности. И самое главное – помнить, что ребенок сам по себе не получит всей той полноты общения с книгой, если не будет рядом родителей. И ни один компьютер не даст ребенку любви и тепла, которые он получает тогда, когда вы вместе читаете книгу.

Читайте с детьми как можно больше, а главное - говорите, о чем прочитали, ведь Ваши дети  - будущие первоклассники!

Приложение

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день.

2.Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.

3.Если ребенок устал, проведите физминутку.

4. Во время чтения книги выясняйте значение трудных слов, рассматривайте иллюстрации.

5.Беседуйте о прочитанном,  о  том, чему учит книга, что нового ребенок узнал.

6.Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучит его наизусть.

7.Предлагайте ребенку для самостоятельного чтения специальную литературу из серии «Читаем сами».



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей подготовительной группы.

«Советы родителям будущих первоклассников».

     

Подготовила: воспитатель «МДОУ Детский сад №81» Кондратьева Н.Н.

 Скоро в школу. Через год ваш ребенок переступит ее порог.  Нужно запомнить одну  простую истину: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей. В наших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

      1.Необходимо   чаще делиться  с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого. Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Перелистайте вместе с ребенком  семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые  воспоминания о школьных годах наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

     2.Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться.  Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

     3.Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место.  Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная.

       4.Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут. .. », «Двойки будут ставить. .. », «В классе засмеют. .. » В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

       5.Не старайтесь быть для ребенка учителем. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации.

       6.Научите ребенка правильно реагировать на неудачи. Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры.

Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие.  Пусть он ощутит ценность игры, а не выигрыша.

      7.Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне. .. » должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

     8.Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе. Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым.

     9.Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями. ) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

   10.Научите ребенка самостоятельно принимать решения. Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.   

     11  .Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком. Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

    12.Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

-Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. - Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое.                                                                                                                            -Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.                                                                    

 -Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.                                         

 -Учите ребенка чувствовать.

 -Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.      

 Когда ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Родителям очень важно постараться, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать поддержку родителей, их крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Родитель должен стать своему ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда первоклассник в будущем превратится в успешную личность.                                                                                           

   Успехов Вам и вашим детям…



Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №81»

                        Семинар-практикум для воспитателей

«Формирование навыков безопасной жизнедеятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи»

Подготовила:

Воспитатель  Кондратьева Н.Н.

г.Ярославль 2017г.

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Одним из направлений реализации образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие» в ДОУ, согласно Федеральному государствен-ному образовательному  стандарту ДО, является формирование у ребёнка основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая  воспитательно - образовательная работа по ознакомлению их с правилами такого поведения.  

Расширение пространства, в котором проявляет свою активность ре-бенок на разных возрастных этапах развития, неизбежно приводит к появ-лению множества опасностей. Все их предотвратить невозможно, но в силах воспитателя научить детей распознавать и предвидеть потенциальные угрозы жизни и здоровью и, по возможности, научиться  избегать их.

Формирование основ безопасного поведения у детей - это повседнев-ная, трудная, но крайне важная работа. При ознакомлении детей с перво-начальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

В ДОУ работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Каждый день мы сталкиваемся с тем, что люди нарушают правила безопасного поведения: кто-то из-за незнания объекта воздействия, а соответственно правил безопасного поведения и способов их выполнения; кто- то из-за нежелания выполнять правила и др. Именно причины нарушения правил безопасности определяют основные блоки системы работы по формированию основ безопасного поведения. К ним относятся:

♦♦♦ Знание (опасностей, их особенностей, причин возникновения), которые необходимо давать детям;

     ♦♦♦ Навыки (защиты от опасности и предотвращения опасных ситуаций),

которые надо формировать;

    ♦♦♦ Культура безопасного образа жизни  (отношение к безопасности с

позиции себя, других людей или объектов природы), которую надо

воспитывать.

Методы формирования основ безопасного поведения у дошкольников

Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников в дошкольной организации необходимо осуществлять в двух направлениях:

устранение травмоопасных ситуаций в помещении и на участке, а также вос-питание безопасного поведения у самих дошкольников.

Методы подразделяются на словесные ( рассказ, беседа, вопросы к детям и пр.), наглядные (показ, демонстрация и пр.) и практические (вы-полнение творческих проектов, игры и упражнения и пр.).  Следует подчер-кнуть, что при взаимодействии педагога с детьми старшего дошкольного возраста используются преимущественно те же методы, что и при обучении младших дошкольников, но на материале, отражающем специфику возраст-ных возможностей детей.

Воспитателю необходимо избегать излишнего запугивания детей и заканчивать общение вселением уверенности в то, что в большей безопас-ности всегда тот, кто предупрежден, и если соблюдать правила личной безо-пасности, то беды непременно можно избежать. Так, рассказывая о явлении природного электричества - грозе, необходимо обязательно подчеркнуть, что люди научились спасаться от попадания молнии, используя специальные устройства- громоотводы, которые устанавливают на зданиях и сооружениях. Поэтому хотя гроза и страшное природное явление, но дети и взрослые в до-мах надежно защищены от неё.

Следует поддерживать заинтересованность детей совмещая упражне-ния с эмоциональными разминками и забавами. Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным. Лучший урок безопасного поведения для дошкольников - это пример окружающих ребёнка взрослых.

Наглядные методы

В группах младшего дошкольного возраста показ сопровождается развернутыми комментариями, проговариванием взрослым собственных действий вслух с уточнением возможных скрытых опасностей, которых следует избегать при взаимодействии с конкретным предметом или объек-том. Рассматривание картин, предметных картинок, буклетов , иллюстраций, наглядных и мультимедийных пособий - метод позволяющий вызывать и поддерживать у детей устойчивый интерес к обсуждаемой теме. Просмотр обучающих мультфильмов - это метод наиболее привлекателен для детей. Можно посоветовать педагогам использовать мультфильмы, созданные в советский период («Волк и семеро козлят», «Три дровосека», «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка» и др.), т.к. они обладают большим дидактическим потенциалом и воспитательной ценностью.

По заказу Министерства по чрезвычайным ситуациям России созданы новые мультипликационные сериалы «Стасик и его друзья», раскрывающие темы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности детей дома, на улицах города и на природе.

Показ мультимедийных презентаций, демонстрация фрагментов электронных энциклопедий- современные разновидности наглядного метода. Показ кукольных и драматических спектаклей по проблемным ситуациям - очень популярная у дошкольников форма наглядного метода. В группах младшего дошкольного возраста целесообразно самому педагогу вести ролевые диалоги с куклой, демонстрирующие или поясняющие способы поведения в различных проблемных ситуациях. Например: как поступить , если разбилась чашка? И др. такие жизненные ситуации, обсуждаемые на примере персонажа, не несут личностной эмоциональной окраски и воспри-нимаются большинством детей достаточно адекватно. Напоминание о разыг-ранных ситуациях и о способах разрешения проблемных ситуаций, представ-ленных в постановке кукольного театра, позволяет предупредить нежелатель-ное поведение ребенка.

В группах среднего и старшего дошкольного возраста просмотр гра-мотно подобранных драматических спектаклей весьма положительно влияет на формирование норм поведения и создает благоприятную почву для уста-новления дружеских отношений между сверстниками.

Комментированный показ безопасных действий с предметами и объек-тами, показ простейших опытов- способ демонстрации конкретных приемов обращения с потенциально опасными предметами.

С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно органи-зовать практические опыты с использование микроскопа, лупы. Это послу-жит наглядным примером при рассказе о вреде поедания снега.

Сравнительные наблюдения, экскурсии - очень действенные разновидности наглядного метода. Они позволяют максимально приблизить детей к объектам и получить колоссальный сенсорный опыт. В группах младшего дошкольного возраста предпочтения отдается простейшим наблюдениям. В группах старшего дошкольного возраста на первый план выдвигаются сравнительные наблюдения: сравнение крапивы и одуванчика и др. это позволяет структурировать представления дошкольников об особен-ностях внешнего вида и функционального назначения различных объектов, стимулировать мыслительные операции анализа и синтеза.

В старших группах весьма полезно организовать экскурсию к светофо-ру,  в пожарную часть или понаблюдать за действиями пожарных во время учений. Такие наблюдения способствуют обогащению личного опыта детей и формируют уважение к профессионалам, которые спасают жизни людей.

Словесные методы

Ситуационное индивидуальное и групповое общение относится к группе словесных методов. Для данного метода характерно обсуждение взрослого с детьми ситуации из жизни. Такое общение чаще бывает спон-танным, обусловленным возникновением каких-либо ситуаций, но может быть и специально спланировано. Так, увидев на участке с младшими дош-кольниками дворовую кошку и обсудив особенности её внешнего вида и передвижения, поинтересоваться у детей: «Можно ли гладить бездомную кошку? Почему? Что можно и чего нельзя делать при общении с чужой кошкой?

Ситуативно индивидуальное общение позволяет конкретизировать представления детей о правилах безопасного поведения в быту и социуме: «Почему нельзя прятаться в шкафчике для одежды», «Что делать если Маша плачет», «Как безопасно достать кубик из-под шкафа» В процессе такого общения дети усваивают правила личной безопасности : закружилась голова на солнце - скорее присядь или приляг в тень и позови взрослых и т.д.

Ситуативное общение также направлено на формирование у детей умения выполнять поручения, просьбы взрослых и сверстников: «Помоги мне, пожалуйста, у меня не получается»

Со старшими дошкольника во время группового общения в качестве введения в тему последующего занятия можно побеседовать о том, что такое пожар. Спросить у детей: «Кто из вас видел пожар? Что может стать причи-ной пожара? Что надо сделать, если возник пожар?» а затем предложить най-ти ответы на эти вопросы в ходе совместной деятельности со взрослым и сверстниками.

Объяснение, напоминание, словесная инструкция- самые распрос-траненные разновидности данной группы методов, позволяющие детям осва-ивать опыт поведения и устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками. В процессе объяснения дети узнают об основных источниках и видах опасностей в быту, природе, на улицах города, в общении с незнако-мыми людьми; получают знания о том, как следует себя вести в случае воз-никновения опасности; узнают о наиболее распространенных ошибках, совершаемых в чрезвычайных ситуациях, и путях их разрешения.

Словесные инструкции являются для дошкольника своеобразным алгоритмом действий, которые необходимо выполнить. Применение словес-ных инструкций: «Вспомни и расскажи, выложи с помощью наглядных мо-делей последовательность мытья рук после прогулки»- позволяет формиро-вать у детей произвольность действий, способствовать развитию навыков самоконтроля.

Чтение художественной литературы, загадывание и сочинение загадок весьма востребованная разновидность словесного метода. Класси-ческая детская художественная литература дает массу примеров, которые полезно обсудить с детьми с целью формирования у них ценностных уста-новок и усвоения ими правил безопасного поведения в природе и социуме. Художественное слово пронизывает всю жизни маленького ребенка, задавая определенный ритм (стихотворения, потешки) и образец поведения (классическая проза) в типичных ситуациях. Начиная с чтения «Девочка чумазая» А.Барто и потешки о пожаре в кошкином доме дошкольники постепенно приобретают навыки эмоциональной отзывчивости : сочуствуют привлекательным персонажам литературных произведений, сопереживают им, откликаются на радостные и печальные события. Именно произведения художественной литературы впоследствии становятся основной для самост-ятельных игр-драматизаций и режиссерских игр детей. Так, чтобы напомнить детям осознать , что употребление грязной волы приведет к нежелательным последствиям, можно, например, напомнить известную сказку « О сестрице Аленушке и братце Иванушке.

Отгадывание загадок вызывает неизменный интерес у большинства дошкольников. Педагогам активно использовать данную разновидность метода, начиная со второй младшей группы. Загадки можно использовать и в досуговых формах совместной деятельности взрослого и детьми.Сочинение загадок,  как метод обучения,  используется в работе с детьми старшего дош-кольного возраста. Н-р: «Жжется, да не огонь, зеленая , да не кузнечик (крапива)». Составленные вместе с детьми загадки можно оформить в альбом следующим образом : в центре листа располагается закрытая картинка- отгадка, а по углам приклеиваются картинки , с которыми сравнивается загаданный предмет .

Рассказ, рассказ-пояснение, составление рассказов из личного опыта детей. Первые две разновидности словесного метода используются, начиная со второй младшей группы. При этом рассказ-пояснение сопро-вождается показом конкретных приемов выполнения заданных действий: «Что значит быть хорошим дежурным по столовой», «Как мы с братом мы спасали кошку». Рассказ также целесообразно сопровождать наглядностью, чтобы облегчить детям восприятие вербальной информации.

Старших дошкольников целесообразно поупражнять в составлении рассказов из личного опыта по заданному взрослым словесному образцу и визуально представленной схеме-алгоритму.

Когда

Где

С кем произошло

Что случилось

Солнце, снежинка, часы

Условная схема: лес, дом, дорога

Схематичное изображение девочки и мальчика, животного

 знак вопроса

           Беседы, обсуждение и решение проблемных ситуаций. Беседа - запланированный диалог на заданную тему со всей группой или с подгруп-пой детей. Так, беседуя о значении режима в жизни человека, можно пред-ложить детям 4-5 лет ответить не следующие вопросы: «Как ты узнаешь о том, что голоден, хочешь пить, устал или пора спать? Когда это бывает? Когда дети завтракают, гуляют, играют, отдыхают? Знаешь ли ты режим дня в своем детском саду? Какой режим дня у тебя в выходные дни?

Обсуждая со старшими дошкольниками тему, связанную со сбо-ром и употреблением в пищу съедобных грибов, целесообразно предло-жить детям вспомнить и рассказать, как они собирали грибы в лесу: с кем они ходили в лес; кто им объяснял, какие грибы можно, а какие нельзя собирать; как правильно собирать грибы в лесу? Какие блюда из грибов они знают, какие любят. Поинтересоваться, кто из детей знает, как лучше сохранить грибы на зиму?

Такой прием, как решение проблемных ситуаций, целесообразно использовать в общении с детьми начиная со средней группы. Проблемная ситуация (для детей 4-5 лет) :Представь, что ты с бабушкой едешь в электричке. Бабушка сошла на платформу на нужной вам станции, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?

Практические методы

Игровые упражнения, игры с правилами (в том числе и с использованием  презентаций), компьютерные игры, игры-придумывания. Игровые упражнения и игры с правилами используются во всех возрастных группах и являются действенным средством для уточнения и закрепления представлений дошкольников об основах безопасности

жизнедеятельности.  Так, задание «Сгруппируй опасные и безопасные предметы в доме (на улице, в лесу, в транспорте)», предложенное для выполнения одному ребенку или подгруппе воспитанников, является игровым упражнением. А это же задание, предложенное в форме соревнования: « Чья команда быстрее сгруппирует опасные и безопасные предметы в доме», является игрой с правилами, т.к. у игроков появляется возможность сравнить результаты собственных игровых действий с результатами соперников.

Игры с правилами, компьютерные игры используются преимущественно в группах старшего дошкольного возраста и способствуют повышению интереса детей к изучению предложенного материала.

Игры - придумывания также вводятся в практику взаимодействия с детьми старших групп и представляют собой рассуждения на тему « Что было бы, если бы...», а также их разновидности : « Рассмотри картинку и расскажи, что потом случилось с изображенными героями», « Если бы у тебя была волшебная палочка, какие три желания ты бы загадал?» и др.

Самостоятельные игры детей (сюжетные с правилами) используются во всех возрастных группах. Воспитатель создает условия для возникновения и развития активной игровой деятельности детей на темы «Семья», «Детский сад», «Больница», «Путешествие на транспорте» и др., включая в сюжетные линии ситуации, связанные с соблюдением норм и правил безопасного пове-дения: «Пожар в кукольном доме», «В лечебнице у Айболита»,  «Чужой хочет проникнуть в дом» и др.  Критерием успешного  усвоения детьми правил  является перенос опыта безопасного поведения в самостоятельную игру (дети объясняют кукле основные источники и виды опасностей в быту, социиуме и природе, обучают правилам безопасного поведения в чрезвы-чайных ситуациях, предупреждают о возможных опасностях в ситуациях «Один дома», «Чужой рядом»).

Ситуативно- имитационное моделирование действий с потен-циально опасными предметами домашнего обихода используется в группах младшего дошкольного возраста для обработки у детей навыков безопасного обращения с предметами быта ( обойти няню, несущую кастрюлю с горячим супом, и др.)

Игровые упражнения и моделирование ситуаций с использо-ванием макетов группы, комнаты, транспортных средств, улицы горо-да; игровые упражнения в автогородке используются в практике взаи-модействии со старшими дошкольниками и способствуют конкрети-зации представлений о правилах дорожного движения для пешехода и пассажира транспортного средства. Применение этих разновидностей практического метода способствует воспитанию осторожного и осмот-рительного отношения к потенциально опасным для человека ситуа-циям в быту, на улице, в природе.

Выполнение творческих заданий продуктивного и ролевого хара-ктера позволяет отработать навыки правильного и безопасного поведения младших дошкольников в конкретных ситуациях. Так, при выполнении творческих заданий взрослый может предложить детям разыграть сценку по сюжету знакомого произведения; изобразить при помощи мимики и жестов радостного и грустного воробышка; вспомнить и исполнить стихотворение, в котором говориться о пользе воды в жизни человека; сымитировать действия при пожаре в игровой комнате и др.

К заданиям продуктивного характера относится применение всех видов средств изобразительной выразительности для достижения поставленной задачи: «Починить сломанный светофор» (аппликация), «Подобрать нужные колеса машине»(конструирование) и т.д.

Выполнение творческих проектов, проведение викторин, конкур-сов, командных игр - традиционно используемые в работе со старшими дошкольниками. Н: составление « Энциклопедии безопасности в карти-ках для малышей», изготовление настольных игр по теме « Дорожная азбука» и др. Совместное изготовление газет, плакатов, буклетов спо-собствует обобщению представлений детей о различных аспектах безо-пасного поведения. Формат может быть разным.

Изготовление книжек-самоделок доставляют большое удовольствие воспитанникам, т.к. даёт им возможность почувствовать себя авторами книг. Тематика книжек-самоделок отражает актуальные детские интересы детей. Тематика в младшем дошкольном возрасте: «Я расту», «Азбука эмоций», « Наш друг - светофор», «Что я люблю» и т.д. Тематика для детей старшего дошкольного возраста: « Наши достижения», «Кладовая природы, « Планета-наш общий дом», «Аптека в лесу» и т.д. Привлекать к изготовлению книжек -самоделок можно и родителей воспитанников.

Игры-инсценировки , подготовка и показ спектаклей - наиболее трудоёмкий вариант, но доставляющие большое удовольствие не только самим исполнителями , но и зрителями. Для игр- инсценировок с детьми младшего дошкольного возраста хорошо использовать народные потешки, сказки и динамичные стихотворные произведения А.Барто, К.Чуковского и т.д.

Со старшими дошкольниками можно ставить большие по объему произведения, привлекать детей к изготовлению костюмов и декораций. Изготовление классификационных таблиц - очень полезный для струк-турирования представлений детей об опасных и безопасных способах поведения в различных ситуациях. Классификационная таблица разде-лена на две части: «Опасно- безопасно», «Хорошо-плохо», «Можно- нельзя». Для ее заполнения потребуются картинки по теме. По окон-чании выполнения задания вместе со взрослым проверяется его правильность.

Проведение тренингов. Тренинги- групповая форма взаимодействия взрослого с детьми, позволяющая снять у детей ощущение проблем и трудностей, направленная на сплочение дошкольников в группе, формирование чувства общности у всех участников тренинга. Тренинг общения направлен на обучение детей умению легко заводить новых друзей, правильно их выбирать, эффективно решать проблемные ситуации. Н-р:

Тренинг «чужой человек». Инструкция: « Давайте вспомним сказки «Снеж-ная королева» и «Приключение Буратино». Какая беда случилась с главным персонажами этих сказок? Действительно, и живой, и деревянный мальчик ушли с чужими людьми, и попали в беду. А знаете ли вы, как следует посту-пать, если незнакомец предлагает вам пойти с ним, чтобы посмотреть инт-ересные мультфильмы или поискать вместе потерявшегося щенка? Педагог выделяет правильные ответы детей и предлагает проиграть ситуации: побе-жать домой, закричав: «Ко мне пристает чужой»; не вступать в разговор с незнакомцем и не отвечать на его вопросы; сказать ему: «Мама мне запре-щает уходить со двора. Вы чужой, я с вами никуда не пойду.. .позову полицию». Можно проиграть эти сценки и повторить слова с детьми инди-видуально и хором.  Тренинг « Если Чужой пытается приникнуть в дом» . Инструкция : «Давайте вспомним сказки «Кот, петух и лиса» и «Волк и семеро козлят». Какое правило нарушили персонажи этих сказок?»

Встречи с сотрудниками МЧС, ГИБДД, пожарной охраны позволяют детям приобрести уникальные опыт общения с людьми этих профессий и обсудить волнующие их проблемы, связанные с личной безопасностью в различных жизненных ситуациях.

Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию основ безопасности.

Работа дошкольной организации по формированию основ безопасного поведения обязательно строится с учетом взаимодействия с кругом близких людей воспитанников.Для того, чтобы работа педагогов по формированию навыков безопасного поведения у детей дала положительные результаты, необходимо привлекать родителей воспитанников. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований.И тут воспитателю очень важно помнить, прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению, необходимо определить готовность к сотрудничеству с детским садом, а также уровень осведомленности родителей в этом вопросе. Для этого необходимо провести анкетирование и на основании полученных результатов строить работу с родителями. Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

ЭТАПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

1. Подготовительный

(ознакомительный)

2. Просветительский

Планирование работы ДОУ по взаимодействию с семьями.

Сохранение лучших традиций и включение инновационных форм и методов в работу ДОУ по связям с семьей и родительской общественностью.

3. Совместная деятельность с семьей

Совместная деятельность по схеме педагог – ребенок, ребенок – родитель, родитель – педагог

Проведение мониторинга, направленного на изучение знаний родителей о необходимости, задачах, средствах и методах формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ:

1. Традиционные

Анкетирование, тестирование, опрос.

Тематические родительские собрания (например, «Безопасность в доме»«Правила дорожного движения»«Чтобы не было пожара»)

Беседы; Игры-тренинги; Совместные экскурсии.

2. Просветительские

Папки–передвижки; Консультации, Выпуск буклетов; Выставки рисунков;

Мероприятия с привлечением сотрудников МЧС и ДПС;

Показ открытых мероприятий; Дни открытых дверей; Памятки для родителей;

Видеофильмы; Совместное пополнение предметно-развивающей среды

Выставки дидактических игр, пособий

Буклеты: «Внимание! Дети на дороге!»«Безопасность при пожаре» и другие.

Консультации:

Совместное пополнение развивающей предметно – пространственной среды.

3. Нетрадиционные:

Мультимедийные презентации; Информация на сайте ДОУ, Мастер-класс

Исследовательские проекты, ролевые, имитационные и деловые игры;

Круглый стол, Участие в конкурсах

• семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний, умений (правила дорожного движения, безопасного поведения в быту, на улице, пожарная безопасность

• «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по ОБЖ

• устные журналы, дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть в жизни дошкольника

• совместные праздники и развлечения «Папа, мама и я – пешеходная семья»

• выставки дидактических пособий, игр, поделок, художественной и методической литературы, совместные творческие работы детей и родителей на тему противопожарной безопасности, по правилам дорожного движения.

                        Список  используемой литературы:

  1. Авдеева Н.Н.,Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста «Детство-пресс», 2007.
  2. Гризик Т.И., Глушкова Г.В. Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8лет ,методическое пособие для воспитателей/ -М.:Просвещение 2015.
  3. ОБЖ. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ сост. Л.Б. Поддубная.- Волгоград:Корифей,2008.
  4. Соколова Т.В. Взаимодействие с семьей в процессе формирования навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста Кемерово:2007
  5. Усачев, А.А., Березин А. И. основы безопасности жизнедеятельности:Издательствл АСТ 1997.
  6. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. 2005
  7. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми:ТЦ Сфера,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей подготовительной группы на тему «Учите детей любить книгу».

Консультация для родителей подготовительной группы на тему «Учите детей любить книгу».Д/с. №81 воспитатель Богуш Татьяна ВладимировнаНе только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить де...

Консультация для родителей подготовительной группы на тему «Учите детей любить книгу».

Консультация для родителей подготовительной группы на тему «Учите детей любить книгу»....

Консультация для родителей подготовительной группы на тему: «Учите детей любить книгу»

Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интере...

Консультация для родителей подготовительной группы на тему «Учите детей любить книгу».

Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую обра...

Консультация для родителей подготовительной группы на тему «Учите детей любить книгу».

Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литерат...

Консультация для родителей подготовительной группы на тему «Учите ребёнка любить книгу»

Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интере...

Консультация для родителей подготовительной группы на тему «Учите ребёнка любить книгу»

Уважаемые  родители!  С детства прививайте ребенку любовь к чтению.  Пусть она  проявляется у него как естественная необходимость, как потребность в пище и сне.  Важно, ...