Цикл консультаций для родителей "Родители - главные воспитатели"
консультация на тему

Коренева Елена Павловна

В данный цикл вошли консультации, которые были подготовлены по вопросам интересующим родителей в акции "Обратная связь".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание любви к Родине»

Входящему в жизнь мир открывается лицом матери. И первое, что узнает он, отзываясь на ее улыбку, на ее взгляд, слыша звук ее голоса, — он не один, не одинок в этом мире. Узнает чувство родства. Этому чувству долго расти и крепнуть у семейного очага, в окружении близких. Здесь видит, должен увидеть ребенок, как заботливы и внимательны друг к другу старшие и младшие. Здесь, на близких его пониманию примерах, узнает он: ничего в этом мире не возникает «из ничего», все создается усилиями человеческого ума и рук. Узнает, что такое труд. Сначала ощущает: трудятся для него, заботятся о нем. Но там, где воспитание разумно, взрослые, даже при единственном ребенке, с малых лет его найдут возможность прибавить к этому первому ощущению и второе, побуждающее детскую душу к действию, — радость от того, что и ты позаботился о близких, помог, потрудился вместе со старшими. И это больше, чем любое баловство и ласкание, сближает маленького со взрослыми, укрепляет в нем чувство родства.

Ширится мир ребенка, раздвигается в пространстве. Уже уверенно он произносит: «наш двор», «моя улица», «наше поле». Там, на этих осваиваемых пространствах, делаются первые открытия, преодолеваются первые опасности, находятся первые друзья. И счастлив тот, кто приступает к их исследованию рука об руку с матерью, отцом, бабушкой, дедом. Кто узнает: по этим улицам, этими лесными дорогами, этими горными тропами проходили и они, старшие. И нет здесь для них пустого, незначащего; с каждым поворотом улицы, каждым холмом, перелеском, речной излукой что-то связано. Они — часть их жизни, они — родные. Так ощущение родства в детской душе выходит за стены родительского дома: начинается путь к понятию Родины.

Воспитание любви к Родине - важная задача нравственного воспитания подрастающего поколения. Раскрывая вопросы патриотического воспитания, не только подчёркиваем необходимость с ранних лет воспитывать у детей заинтересованность событиями, происходящими в окружающей их жизни, интерес к культуре, истории, но и указываем основные условия, при которых наиболее эффективно развиваются нравственные чувства. Такими условиями являются: формирование у детей представлений о явлениях общественной жизни. Они создают возможность ориентироваться в ней, являются основой правильного понимания, оценки и осознанного отношения к общественной жизни.

Учитывая широту понятия "родина" у детей формируем представления о родной стране, родном городе, уважение к государственной символике (Гимну, флагу, гербу, воспитываем чувства гордости за успехи людей, интерес к жизни разных народов, их культуре и истории. Чтобы пробудить у дошкольника патриотические чувства, родители должны знакомить детей с достопримечательностями своего народа и края, посещать с ними музеи, выставки.

Советуем родителям рассказывать о труде людей, о своей работе, организовать можно с детьми экскурсию на производство, где они работают. Знакомство с любой профессией даёт возможность показать ребёнку значение каждого вида труда для всех людей, для всей страны. Дети гордятся успехами своих родителей. Придя на производство, надо обязательно остановиться у доски Почёта. Пусть они узнают, что труд каждого человека оценивается по заслугам, каждый может занять почётное место. Быть патриотом своей страны, родного города - значит принимать близко к сердцу её интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за всё то, что в ней происходит. Отношение к родине, её культуре, истории, языку передаётся от родителей к детям. Покажите ребёнку достопримечательности родного города. Расскажите о подвигах их героев, покажите улицы своего города, названные их именами.

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества. Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

"Без чувства своей страны --особенной, очень дорогой и милой в каждой её мелочи - нет настоящего человеческого характера. Это чувство бескорыстно и наполняет нас великим интересом ко всему".

К. Г. Паустовский.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Воспитание любви к малой Родине»

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».

Любовь к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Есть Родина большая и родина малая. Большая Родина – это наша необъятная страна Россия. А малая родина – это место, где человек родился и живет. Для нас этой родиной является наш родной город Приморско-Ахтарск.

Сейчас модно и пользуются спросом поездки за границу для отдыха в

период отпуска, все стремятся в дальние места. И так складывается, что дети

больше знают о других странах, чем о родной стороне, где они родились, и живут. А попробуйте организовать поездки, экскурсии по родному краю. Вы удивитесь сами, и обогатите внутренний мир вашего ребёнка открывшимися возможностями. Красота природы, богатое историческое прошлое и настоящее края, таланты народа, его уникальные умения в прикладном народном творчестве, настоящая кладовая познаний родного края. Есть современное хорошее понятие как сельский туризм. Как раз он и помогает открывать уникальные стороны жизни родного края.

Уважаемые родители! Поставьте своей целью воспитать у своих детей любовь к своему городу. Но прежде вам самим необходимо изучить его историю, посетить музеи и памятные места.

Вы, уважаемые родители – первые воспитатели ребёнка. Поэтому, в выходные дни совершайте с детьми экскурсии по памятным местам. Ведь родной город – это всегда близкий нашему сердцу край. Пусть он станет таким и для наших детей. У нашего города – славное прошлое, светлое настоящее и большое будущее. К. Паустовский говорил: «человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» Но нельзя любить то, чего не знаешь. Поэтому наша задача – научить детей любить свой город, свой край, а, следовательно, больше узнавайте о нём, умейте ценить его историю.

Уважаемые родители! Любите свой город, край! И свою любовь к нему передавайте детям.



Предварительный просмотр:

«Знакомим детей с кубанскими традициями и обрядами»

Народное искусство всегда играло и продолжает играть важнейшую роль в формировании эстетического вкуса человека, духовно-нравственном его становлении, воспитании чувства уважения к традициям и ответственности за духовные богатства, созданными предыдущими поколениями.

Во-первых, кубанская традиция относится к числу традиций позднего формирования, и процесс ее складывания проходил в условиях развития национальной профессиональной культуры.

Во-вторых, освоение Кубани славянами, и прежде всего, казачеством осуществлялось с разных «метропольных» территорий.

В-третьих, процесс заселения, а, следовательно, и формирования культурного пространства, происходили поэтапно.

У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве кубанского края, живописи, о своих праздниках и обычаях. Именно культура Кубани, как мать и отец должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. И хочется надеяться, чтото уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, живописи, кубанском декоративно-прикладном искусстве – сохранится для потомков.

Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством Кубани – значит напичкать их разнообразными знаниями об истории возникновения ремесел, их названиях, технике выполнения ит.д. Это неправильно. Народное творчество нужно вводить в детскую жизнь естественно, без театрализации, так, как оно существует в жизни. Очень легко объяснить детям красоту народного искусства. Понимание этой красоты словно дремлет в них, его нужно только разбудить. Помогут нам русская природа, сказки, архитектура, утварь… Красиво вышитое полотенце, уникальный сосуд дети встречают с восхищением, пониманием красоты. Важно, чтобы дети не только радовались красоте вещи, а были готовы слушать рассказы о народных умельцах, смогли бы поделиться своими впечатлениями дома, со сверстниками. Стоит, заинтересовать детей и пойдут рассказы о чем-то удивительном, что они видели дома, в музее просто у бабушки. А то и принесут старинную вещь, найденную на чердаке или в сундуке.

Основная цель – это развитие интереса у детей, умения видеть и наслаждаться красотой, желания творить. Задача видеть жизнь, с интересом в нее всматриваться должна стать фундаментом развития нравственных качеств личности: доброты, уважения, умение ценить созданное человеком.Не нужно распыляться охватывать все сразу! Нужно терпеливо учить детей обращать внимание на красивое, замечать его самостоятельно, любоваться.

Народное изобразительное искусство живет в быту, окружает нас повседневно, стоит только внимательно присмотреться к окружающим нас предметам, и мы найдем в них много художественного, декоративного, ранее не подмеченного: резные наличники окон, причелины, узоры решеток, ворот, изразцовые печи, лепные потолки, плетеные корзинки, абажуры, вышитые полотенца, кружева, тканые дорожки, одеяла из лоскутков и многое другое.

Заселяли Кубань украинцы, русские, люди других национальностей. Естественно они и принесли с собой свою культуру. На кубанской земле культура разных народов претерпевала изменения, появлялись новые традиции, новые направления, которые находили отражение в искусстве. Поэтому в разных регионах края предметы ремесел и прикладного искусства самые разные.

Рассказать детям о том, как устраивались ярмарки, об их яркости, веселье, многообразии товаров, среди которых были и гончарные изделия.

Керамика пользовалась большим спросом – в ней готовили пищу и подавали на стол, хранили и перевозили продукты, посуда была необходима.

Если есть возможность, покажите детям скульптуры кубанских мастеров – диковинные фигурки: лев, кошка, самовар, птица и др., это вызывает у детей интерес, знакомство с ними – развитие творческой мысли, фантазии, воображения.

Кубань славилась и плетеными изделиями: корзины, лукошки, подставки разной величины, кашпо, абажуры. Плели из ивовых прутьев, из листьев кукурузных початков.Наш хлебный край имеет в изобилии разного рода солому. Неповторимые, оригинальные изделия из соломы служат украшением жилищ, предметов быта.         

Кубанский самобытный промысел ковань, выполненная руками кузнеца. В городах и станицах края сохранилось много кованых изделий. Присмотритесь внимательно: это заборы, ажурные крылечки, ступени, подставки для цветов, оконные решетки и др. Сколько выдумки, находчивости, свежих идей!

Человек с детства чувствует себя частью своего народа, он включается не просто в мир, но и в историю через историю своего народа.

Кубанская культура – это соединение русских, украинских, а также городских традиций, на основе которых сформировалась новая этнокультура. Этот процесс взаимовлияния различных этносов прослеживается в народном декоративно-прикладном искусстве, которое является носителем материальных и духовных традиций Кубани, у детей развивается интерес к традициям, культуре, обрядам наших предков.



Предварительный просмотр:

«Как прививать детям любовьк родному краю Кубани?»

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

(В.А. Сухомлинский)

 

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утрачиваются народные традиции: любовь к Родине, уважение к старшим, любовь к ближним. Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое, а что-то переоцениваем заново. К сожалению то, что годами копили и бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно успели растерять. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего народа, становимся безликой массой. Мы перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники, о чем они думали. Так что же передадим мы своим внукам и правнукам. Будет ли нам, что им поведать о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности.  

Дошкольное детство — начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Основы отношения к миру вообще формируются в ребенке постепенно, ближе и понятнее  ребенку любовь к своим близким, к родным местам, позже эти чувства перерастут в любовь к Родине.

Кубань — благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа. Большая Родина всегда начинается с малой — места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада, родной край имеет свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края — кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками — всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.

Чтобы воспитать ребенка достойным гражданином России, патриотом своего отечества надо в нем формировать:

  • чувство привязанности к своему дому, друзьям в детском саду, своим близким;
  • чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, к традициям наших предков, к уважению и быту кубанским казаков.

С целью изучения, сохранения и возрождения традиций необходимо уделять внимание нашим детям. Необходимо развивать в них интерес к истории своего народа, дать побольше информации о жизни, обрядах, привить чувство глубокой любви и привязанности к своему краю, своей Родине.

       Гуляя с детьми по городу, в садах, парках, обращайте внимание на красоту города, на красоту его архитектуры, новые многоэтажные дома, красивые отреставрированные старинные здания. Сравните старое и новое, отметьте достоинства каждого. Город наш украшают зеленые парки, цветущие клумбы, много деревьев, красивых газонов. Обратите на это внимание своих детей. Придя домой, попросите ребенка запечатлеть свои чувства от увиденного, нарисовать то, что понравилось, запомнилось. Принесите эти рисунки в детский сад, покажите, как гордитесь достижениями своего ребенка.

         Закрепляйте знания детей о кубанском историческом жилище, старинной посуде, о различных видах ремесел, о разнообразии и красоте природы, животного и растительного мира. Побеседуйте на эти темы с детьми, расскажите о том, что знаете сами. Особенно интересно будет детям из ваших уст и уст бабушек узнать о народных праздниках и обрядах. Во время праздников привлекайте детей, можно вместе с ними украсить дом, испечь пироги, сделать подарки на Рождество, для членов вашей семьи, родственников; пойте вместе кубанские песни, разучивайте пословицы.  Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.

Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребёнка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица.

          Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.



Предварительный просмотр:

«Народные промыслы – наше наследие»

Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан России. Богато искусство современных русских народных промыслов. А традиции мастеров-ремесленников уходят далеко вглубь веков. У разнообразных художественных промыслов и ремесел богатая предыстория, что свидетельствует о талантливости и эстетической чуткости народа.  В дошкольном мире чаще всего идет упоминание о дымке, хохломе, гжели, жостовской и городецкой росписи, богородской и филимоновской игрушке.

Гжель стала крупным центром фарфорово-фаянсового производства в России к XIX в. Фарфор гжели - одно из ярчайших явлений русской национальной культуры.

Жостово. Один из старинных центров народных кустарных промыслов. Здесь делают жестяные подносы с художественной росписью – на блестящей черной лаковой поверхности ярко вспыхивают букеты, ложатся изображения цветочных орнаментов и фруктов.

Богородская резная деревянная игрушка – один из редких видов русского народного искусства. Центром его является деревня Богородское, расположенная недалеко от Сергиев-Посада. Этот промысел известен с XVII в. Это и фигурки животных и птиц, и всевозможная игрушка с движением. Для изготовления этой игрушки используется в основном липа, мягкая и легкая в обработке.

Несколько слов о матрешке. Первая русская матрешка была создана в конце XIX в. художником С. Малютиным. Она изображала девочку в ситцевом сарафане с белым фартуком, с цветастым платком на голове, в руках черный петух. Эта выточенная из дерева, разъемная, красочная и нарядно расписанная кукла, внутри которой находились вложенная одна в другую еще семь аналогичных, но по-разному разукрашенных фигурок. Она сразу полюбилась всем своим русским обликом, занимательностью, весельем. Матрешку любят и знают не только у нас в стране, но и за рубежом. Конечно же, все знают и любят дымковскую игрушку. Яркие игрушки привлекают внимание и поднимают настроение. Дети всегда с удовольствием рассматривают лошадок, козликов, петушков и т. д.

О народных промыслах ребенок обязательно узнает в детском саду, там об этом он будет слышать на протяжении всего периода дошкольного возраста, но как важно знать, что мама или папа интересуются тем, чем занимается их ребенок в саду, что могут рассказать ему то, о чем рассказывала на занятии воспитатель. Рассказ родителей должен быть эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как рождается сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, родители сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство.

Познакомиться с ним они могут в художественных и краеведческих музеях, располагающих, как правило, обширными коллекциями расписных прялок, старинной утварью из дерева и керамики, образцами народной вышивки, узорного ткачества, игрушки и т. д. С изделиями художественных промыслов можно встретиться на выставках декоративно-прикладного искусства. Много интересного и полезного родители почерпнут из книг, рассказывающих о народном декоративном искусстве, о творчестве народных мастеров. Только за последние годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными книгами, знакомство с которыми, несомненно, заставит по-новому взглянуть на неприхотливые и одновременно с этим совершенные в своей выразительности образы дымковской и каргопольской игрушки из глины, на резных коней и забавных медвежат из подмосковного села Богородское.

Ребенок обязательно запомнит мамин рассказ о хохломе, если мама расскажет такую сказку: " Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота - посуда расписная! "

А рассказ о гжели можно начать с такой сказки: " Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которую подарила ему жена. В его стране было всегда тепло, а в России наступила зима с лютыми морозами, роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своей посуде. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту посуду. С той поры и появилась эта чудесная " синяя " сказка - гжель.

Рассказ о матрешке мама может начать, например, так:

"Эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадай, про кого я говорю:

Есть у нас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка,

А красавица-девица,

Каждая сестрица -

Для меньшей - темница.

Прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел в Японии, но кукла эта была сердитая, на вид была стариком-японцем. Вот и переодел художник куклу в русский костюм. А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые, веселые, словоохотливые! Вот игрушка и получается у них яркая, радостная. Недаром говорят: «Каков мастер, такова и работа».

Важно всегда помнить: искусство народных промыслов занимает особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для живущего сегодня поколения понимание прекрасного, формировавшееся веками; является частью национального достояния, которое мы призваны сохранить и умножить.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой. А если все это формируется у ребенка не только в детском саду, но и в семье, то создается еще одна ценность - " Я и мама (папа) - одно целое, мы вместе, мы рядом! "



Предварительный просмотр:

«Роль семьи в создании условий психологического благополучия ребёнка».

Термин «психологическое благополучие» был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной, понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Что же включает в себя понятие «психологическое благополучие»? Психологическое благополучие является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.  Таким образом, психологическое благополучие характеризуется как комфортное эмоциональное состояние.

Психологически благополучный ребёнок – это прежде всего ребёнок спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом принимает ценность и уникальность окружающих его людей.

Психологическое благополучие ребёнка обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт. Именно эмоциональное благополучие является наиболее ёмким понятием для определения успешности развития ребёнка.

Главная роль в развитии у ребёнка эмоций как основы дальнейшего нравственного развития принадлежит семье. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность ребёнка – быть принятым всерьёз и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей. Семья даёт ребёнку главное – интимно-личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище.

Семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребёнка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребёнка. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.

Чтобы сохранить психологическое благополучие ребёнка, необходим благоприятный психологический климат в семье.

Психологический климат семьи определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие детей. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Для благоприятного психологического климата семьи характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям – с почитанием, к более слабому – с готовностью помочь в любую минуту.  Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению самооценки. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате семьи. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций – психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Перебранки в присутствии ребёнка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы.

Учитывая данные характеристики, взрослый всегда должен стараться быть в хорошем настроении. Ведь ребёнок – такое впечатлительное и восприимчивое существо, он как губка впитывает и хорошее, и плохое. Копирует поведение взрослого и «выносит» его в общество, коим для ребёнка являются сверстники в группе детского сада.

Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создаёт отношение к себе.

Все дети стремятся к общению: подходят к сверстникам, смотрят, как они играют или рисуют, обращаются с просьбой, подают упавшую вещь или молча слушают разговаривающих.  Общение со сверстниками играет важную роль в становлении психологического благополучия ребёнка в детском саду. Пяти - шестилетний ребенок нуждается в сверстниках, товарищах. В общении с ними в детском саду он проводит 50-70% времени. Ежедневно помногу раз он вступает в контакты, свободно выбирая партнера. Выбор этот зависит от характера деятельности. Для совместного труда дети стараются выбирать партнеров организованных («Он хорошо дежурит», «У неё всегда красивая причёска и платье»), для игр и занятий - тех, кто «много знает, хорошо рисует, считает». Нередко ребенок ориентируется и на нравственные качества сверстника («Мы дружим. Мы всегда вместе играем, он меня защищает. Он добрый, справедливый, не дерется. Я бы с Ваней хотел сидеть на занятии, а то Саша мне мешает» и т.д.). Перечисленные мотивы свидетельствуют о стремлении детей к эмоциональному и деловому комфорту во время интересной или сложной для них деятельности, о том, что их расположением не пользуются сверстники агрессивные, неспокойные, отвлекающиеся.

Трудно складываются взаимоотношения со сверстниками у малоактивных, неспокойных и агрессивных детей, им не удается вступить в контакт с кем хочется, они не имеют навыков общения в коллективе, держатся неуверенно, редко принимают участие в играх. Сверстники избегают контактов с ними («Он не умеет играть! Она ничего не знает», «Я его боюсь»).  Неблагополучие ребёнка в группе даёт начало устойчивым отрицательным чертам характера, он становится замкнутым и тревожным.

Таким образом, чтобы сохранить психологическое благополучие ребёнка необходимо:

1.     Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;

2.     Относиться к ребёнку как к равноправному партнёру;

3.     Принимать активное участие в жизни семьи;

4.     Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;

5.     Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности;

6.     Помогать ребёнку развивать свои умения и таланты;

7.     Уважать право ребёнка на собственное мнение.

Следовательно, при выполнении данных рекомендаций, у ребёнка будет формироваться адекватная самооценка, развиваться положительные качества личности, и самое главное ребёнок будет принят группой сверстников, а значит и эмоциональное развитие станет благоприятным.

Консультация

для родителей

«Роль семьи в создании условий психологического благополучия ребёнка».



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Взрослые и дети, воспитание дружеских отношений в семье»

                                                               

             

             Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность – равные, доброжелательные отношения взрослых и детей.

              Нужно ли быть другом своему ребенку? Некоторые родители считают, что дружба – это отношение равных, а взрослые воспитывая своих детей, не могут ровнять свой авторитет таких отношений с ребенком. Такие родители опасаются, что их не будут уважать и слушаться.

            Зачем запрещать ребенку что-то, да еще заставлять его помогать? Пусть играет - говорят иные родители. Он еще маленький, вот подрастет, тогда и будем с него требовать. В таких семьях, оберегая детство малыша, все делают за него и для него.

             Ребенок одновременно и властелин и опекаемое, изнеженное и зависимое дитя. Из года в год живя только своими интересами и желаниями, он не умеет замечать переживания и трудности других людей, считаться с их желаниями и преодолевать свои, когда это необходимо.

             Но может происходить и немного по-другому: лишение ребенка самостоятельности, излишняя опека родителей (эмоциональное выражение постоянной тревоги, необоснованное удержание ребенка около себя) создают чрезмерную зависимость его от состояний взрослых, что мешает ему при общении со сверстниками.

             Основой воспитания черт (положительных) характера ребенка (самостоятельности, ответственности, чувства собственного достоинства, отзывчивости), могут быть только дружеские взаимоотношения взрослых и детей, отношения на равных. Нам часто кажется, что дети еще малы и наших переживаний им не понять. Поэтому многие взрослые либо скрывают свои переживания от людей, либо вообще не задумываются о том, что, закрывая свой внутренний мир от детей, мы лишаем их важных и волнующих минут сопереживания, которые формируют нравственность ребенка, важные черты его характера.

            Не следует забывать, что дошкольники очень отзывчивы и могут хорошо понимать взрослого. Вспомните, часто ли вы делились с сыном или дочкой тем, что знать им нельзя ни в коем случае – своими страхами за них. Взрослые подробно и красочно описывают ребенку переживаемые ими минуты страха за него. Эти яркие картины становятся частью сознания ребенка и влияют на развитие его характера, создавая основу для возникновения несамостоятельности, чувства тревоги. В жизни много радостных переживаний. Рассказывайте о них ребенку, чаще приобщайте его к своим делам.



Предварительный просмотр:

В мире миллионы людей. Они разные. У них разный пол, разный возраст, разный социальный статус, разная внешность, разные права, разные расы, разные национальности. Мы разные, но мы все живем на одной планете - Земля. Мы каждый день сталкиваемся с большим количеством людей, которые не такие как мы, они не похожи на нас, они другие. Но эти люди нужны нам для дальнейшего развития мира, для жизни на Земле. Мы должны принимать их индивидуальность, уважать их права, выслушать их мнение. Мужчина должен уважать женщину, а женщина мужчину, взрослый - ребенка, а ребенок - взрослого, физически и психически здоровый человек должен уважать больного человека, представитель одной национальности должен уважать представителя другой национальности.

Жизнь в условиях этнического многообразия является одним из источников серьезных проблем для любого общества, где подрастают дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам «жизни сообща» стало первоочередной задачей воспитания.

Но в этом веке живут наши дети. Неужели мы хотим, чтобы они жили в постоянной вражде и в непонимании. Неужели хотим, чтобы каждый день по причинам этнических конфликтов погибали люди. Неужели мы не хотим мира, который прославляем в своих стихах и песнях. А как прийти к миру, как установить мир на всей Земле?

Для этого необходимо:

- воспитывать и учить детей быть открытыми, относится с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учить их основам человеческого общежития;

- учить тому, насколько важно отказаться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов;

- воспитывать в детях альтруизм, открытость и уважение к другим, прививать им способность понимать других, сохраняя при этом свою индивидуальность. Все эти качества основаны на чувстве собственного достоинства и способности признавать культурное разнообразие, существующее в современном мире.

Постоянные региональные конфликты, взрывы враждебности между народами привели к распаду стран и серьезным переменам в политической карте мира, просуществовавшего до этого без изменений около полувека. По всему миру прокатилась волна групповых столкновений, религиозной вражды и этнических конфликтов. Различные сообщества оказались ввергнутыми в войну. Теперь разрешение споров, примирение враждующих сторон и восстановление социальной жизни стало одним из самых сложных процессов, которые, когда – либо человеческое общество пыталось осуществить.

В этой ситуации педагоги всех звеньев системы образования столкнулись с серьезной проблемой: как научить подрастающее поколение жить в современном мире, избегая конфликтов, с уважением относясь ко всем членам общества.

Конфликты, усугубленные проблемами нищеты, усилили темпы миграции, увеличили число беженцев, ищущих приют, и мигрантов, ищущих работу в тех странах и регионах, которые некогда были преимущественно монокультурными. В ходе этих процессов обычно незаметно зарождается поли культурность, которая становится существенным фактором как общественной жизни, так и дошкольного и школьного образования. Детские коллективы становятся микрокосмосом культурного многообразия. В этих условиях главным требованием для поддержания здоровой атмосферы в школах и дошкольных учреждениях стало требование взаимопонимания между людьми различных культур. Для многих новые обстоятельства стали источником сложных проблем явились предпосылкой для развития диалога культур.

Межкультурному взаимопониманию необходимо учить. Примирению необходимо учить. Следовательно, вопрос обучения ТОЛЕРАНТНОСТИ становятся актуальным, является неотъемлемой составляющей прав человека.

В своей самой простой и основной форме ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЕСТЬ ПРИЗНАНИЕ ЗА ДРУГИМИ ПРАВА НА УВАЖЕНИЕ ИХ ЛИЧНОСТИ И САМОИДЕНТИЧНОСТИ (Бэтти Риэрдон).

Межнациональная толерантность – это терпимое, принимающее, уважительное, понимающее отношение как к собственной национальной и этнической культуре, так и к культуре иных наций и этносов.

«Мы обречены на толерантность» - именно так гласит нам принцип морали.

Приобщение ребенка к народной культуре составляет базис его национальной идентификации, становления чувства национальной гордости и самодостаточности, формирования межнациональной толерантности. «Возлюби ближнего как самого себя» - гласит Священное Писание. Чтобы принять и понять иного, другую национальную культуру, необходимо изначально приобщиться к истокам своей, осознать ее духовное богатство и безусловную социальную ценность.

Современный мир жесток. Жестокими стали и дети. И нормой жизни каждого человека – взрослого и ребенка – должна стать ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Что же такое эта загадочная толерантность?

Толерантность можно определить, как терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, религиозной или культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность проявляется в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования различных точек зрения без применения насилия. Но быть толерантным v не значит быть равнодушным к другим людям. Толерантность предполагает взаимность и активное участие всех заинтересованных сторон.

Важно отметить, что понимание и принятие "другого" напрямую связаны с терпимым отношением к самому себе. Толерантный человек обладает чувством собственного достоинства, имеет свои ценности и убеждения и, одновременно уважает убеждения других людей. Так, например, невозможно доброжелательно относиться к окружающим, если отрицательно относишься к себе самому.

Стать более толерантным человеком - значит научиться с уважением выслушивать любую точку зрения, перестать делить мир на два лагеря "свои" и "чужие". Просто необходимо научиться защищать свои убеждения без применения насилия, найти более конструктивные методы решения разногласия. Иногда достаточно просто выслушать и, главное, услышать другого человека для того что бы и он, в свою очередь, прислушался к Вашему мнению.

Конечно, совсем непросто научиться жить с непохожими людьми, но это одна из реальных возможностей уменьшить количество конфликтов вокруг нас. Для этого нужно просто оглянуться вокруг себя, восхититься многообразием мира и людей вокруг и не забывать о том, что сохранение этого разнообразия зависит от уважительного и терпимого отношения каждого из нас.

 

Консультация для родителей «Воспитание у детей чувства толерантности»



Предварительный просмотр:

               Многим родителям, вероятно, приходилось испытывать чувство стыда по поводу того, что их дети не умеют вести себя в общественных местах: не приветствуют старших, не обращаются к ним с просьбой или благодарностью, берут вещи без спроса и оставляют где попало, садятся за стол в центре среди взрослых. Сидят, развалившись в кресле, болтают ногами, перебивают старших и так далее. Огорчённые таким поведением, родители потом упрекают ребёнка: «Мы же тебе говорили, как вести себя в гостях, а ты…»

               Несомненно, перед нами одно из заблуждений, будто одного напоминания достаточно для приобретения той или иной культурной привычки. Словом, можно оживить привычку, если она уже имеется в жизненном опыте ребёнка, но одним словом нельзя создать её. Для этого нужны ещё упражнения.

              Но, может быть, достаточно раз – другой дома поучить ребёнка правилам вежливости, чтобы он стал вежливым? Оказывается, нет. Упражнять ребёнка в культурном поведении надо постоянно, систематически, а не от случая к случаю, когда, скажем, родители и дети идут в гости, в театр и так далее.

             При этом очень важно, как можно раньше дать ребёнку осознать необходимость одинаково культурно вести себя и в обществе, и дома, иначе он усвоит, что в гостях надо притворяться. Играть роль культурного, хорошего мальчика, а дома это вовсе не обязательно. Любая привычка, в том числе и привычка, быть вежливым, приобретается в результате многократных повторений одних и тех же действий, поступков. Наблюдения показывают, что наиболее серьёзные затруднения будут преодолены, выполнение действий в дальнейшем проходит значительно легче, так как в них уже привносится элемент автоматизма. Так формируются привычки вообще, в том числе и привычка культурного поведения. Если ребёнок будет вежлив в семье, то его не придётся «инструктировать», как вести себя в присутствии гостей. Хорошая привычка перейдёт в потребность и останется у ребёнка на всю жизнь как черта характера. И впредь он сам, без вашего напоминания, будет поступать так, как вы научили его. Детей надо учить, как поступить в тех или иных случаях. Скажем, в семье ребёнок может обращаться с родителями на «ты», но в обращении с чужими людьми это недопустимо. Объясните детям, как надо здороваться, прощаться, благодарить за угощение, а затем добивайтесь, чтобы они делали это систематически и в любом окружении. Требуйте, чтобы дети уступали место старшим в трамвае, троллейбусе, автобусе, оказывали услуги малышам и престарелым людям, если видят, что те в этом нуждаются. Следите за тем, чтобы дети просили извинения, если кого – либо нечаянно толкнули. В воспитании вежливости следует использовать каждую возможность для закрепления привычки культурного поведения.

            А показали ли вы своим детям, как нужно встретить гостя и пригласить его пройти в комнату, как угощать фруктами, конфетами, как подать стакан воды? Некоторые родители не придают этому значения, но в воспитании, как известно, нет мелочей. Небрежно поданный стакан воды, наполненный до краёв и зажатый в руках ребёнка, по которым течёт расплескавшаяся вода, может вызвать у гостя чувство отвращения. Пить ему больше не захочется, а вы, наблюдая эту картину, почувствуете себя весьма неловко.

              Требуя от ребёнка правильного поведения, следует как можно раньше, раскрыть ему смысл такого поведения. Почему надо уступить место в общественном транспорте старшим, почему надо пропускать их вперёд. Почему надо встать, когда старший вошёл в комнату, и поздороваться первым. Почему некрасиво вмешиваться в разговор взрослых, если к тебе не обращаться; почему нельзя громко разговаривать, кричать, шуметь, когда соседи спят за стеной. Почему неприлично смеяться над человеком, который нечаянно упал; почему необходимо без иронии и смеха повторить несколько раз ответ глуховатой старушке – всё это и многое другое надо объяснить ему.

             Если смысл благородных поступков довести до сознания ребёнка, то процесс образования навыков культурного поведения будет протекать эффективнее. Ребёнок должен знать, для чего это нужно, должен знать, что в вежливости как раз и проявляется уважение к людям.

             Процесс воспитания культурных привычек пойдёт более успешно, если сами родители будут примерными. Никакого лицемерия, приспособленчества и фальши не должно быть ни в одном акте воспитания. Дети должны быть свидетелями безупречного поведения старших, их родителей всюду – и за столом, и на улице, и в общественном месте. Для этого очень важно, чтобы с малых лет вокруг ребёнка была создана высоконравственная атмосфера.

             Детям необходимо видеть культурные манеры родителей, их вежливое обращение, сердечное отношение к людям. В таких условиях образование навыков вежливости будет протекать успешно. Если же родители станут только требовать от детей культурного поведения, а сами не подадут хорошего примера, то выработка такого поведения будет затруднена. А те культурные привычки, которые образовались под влиянием детского сада, школы, будут разрушаться, так как не найдут систематического подкрепления в семье.

 

                          

Консультация для родителей

«Учимся вежливости»



Предварительный просмотр:

«Мама в жизни ребенка».

Участь человека, с момента зачатия, далеко не самая легкая. На протяжении девяти месяцев ребенок развивается, растет и набирается сил в утробе матери. И вот наступает такой момент, когда единственным выходом для малыша становится его рождение. Во время этого процесса ребенок испытывает самый тяжелый стресс за всю свою жизнь. Так как с момента зачатия и до рождения, малыш находился в самых идеальных для него условиях. Он чувствовал себя комфортно и в безопасности.

Но вот настал тот долгожданный момент, и маленький человек появился на свет. С этой самой минуты, роль мамы в воспитании ребенка становится глобальной. Так как на протяжении первых месяцев, а то и первого года жизни, мама заменяет малышу все и всех. От мамы пахнет таким приятным и близким для малыша запахом, у мамочки самое вкусное молочко и самые нежные руки. Малыш чувствует свою маму, и способен ее узнать из огромного количества женщин, так как она особенная именно для него.

С той первой минуты, когда малыш берет грудь, уже проявляется вся сущность и роль матери в воспитании ребенка. Так как, родившись, малыша не надо ничему учить или ругать. В этот момент, он нуждается лишь в заботе и ласке, что и представляет собой определенное воспитании в этом возрасте. Многие родители ошибаются думая, что ребенок нуждается в осуществлении воспитания в более позднем возрасте. Проявление данного процесса незаменимо с самого рождения и на протяжении всей жизни человека.

Время идет, малыш становится старше и роль матери в воспитании ребенка значительно увеличивается, усложняется и становится многогранной. Со временем, ребенка необходимо всему обучать. Под этим емким глаголом подразумевается не только навыки, связанные с уровнем образования, но и необходимая социализация. Именно мама, может научить своего кроху быть добрым, любящим и внимательным к окружающим его людям. Все это позволит ребенку стать настоящим человеком.

Роль матери в воспитании ребенка заключается не только в том, чтобы хвалить, учить и любить своего ребенка. Мама должна уметь и наказать своего ребенка, объяснив - что плохо, а что хорошо. Для многих родителей, наказание вызывает определенный психологический барьер, который крайне тяжело переступить. Но это необходимо уметь делать. Так как нельзя вырастить добропорядочного и хорошего человека, только путем любви и ласки. Воспитание должно иметь смешанный характер, и совмещать в себе, как любовь, так и строгость.

Малыш, начиная с самого раннего возраста, должен понимать, что роль мамы в воспитании ребенка достаточно велика, и имеет большую ценность. В понимание крохи, следует заложить ряд жизненных ценностей, в которые будет входить уважение к матери. Порой встречаются семьи, где мама очень любит своего ребенка, а он обижает и не ценит ее. Именно поэтому, встает необходимость в смешанном методе воспитания, где будут совмещены и наказания, и поощрения.

Роль матери в воспитании ребенка остается достаточно великой и во взрослой жизни. Так как никто, кроме любящей мамы не может сказать, правильно или нет, поступает человек. Только мама способна понять, почувствовать и увидеть, что лучше для ее ребенка. Все это позволяет матери направить свое самое главное сокровище в жизни на правильный путь, и осуществить верный выбор.

Безусловно, отец играет достаточно важную и значительную роль в воспитании крохи. Но, стоит помнить, что он никогда не сможет заменить ребенку маму.

«Зачем детям нужна мама? »

У детей обычно не возникает сомнения в том, что им нужна мама. Она есть, и это для них нормально, естественно. Дети, как правило, не задумываются, зачем она им. Этот вопрос должна задавать себе каждая мать. И от того, какой она даст ответ, зависит судьба ее ребенка.

С первых мгновений жизни, ребенок зависит от матери. Ласковые руки матери, ее нежный голос. Мама для малыша - это покой и уют, стабильность и порядок. С помощью мамы, осуществляется связь ребенка с внешним миром.

С каждым днем жизни, все больше крепнет эмоциональная связь между мамой и детьми. Как реагирует на происходящее мама, так же реагирует малыш. Если мама спокойна и уверена, то спокоен малыш. Если мама постоянно чем-то недовольна или встревожена, не удивительно, что дитя капризничает и плачет.

Ребенок подрастает, но связь с мамой остается. Именно от мамы малыш узнает новое, вместе с ней познает мир. Мама для него - защита и опора. Материнская любовь безусловна. Мама - тот человек, который любит ребенка только за то, что он есть. Не надо бояться избаловать любовью. Если ребенок чувствует материнскую любовь, постоянно слышит от мамы, что он самый лучший, у него появляется уверенность в собственных силах.

Но, вместе с любовью, в поведении мамы должна присутствовать и строгость. Разумные ограничения дисциплинируют малыша, а уверенность мамы в своей правоте обеспечивает ребенку спокойствие. Конечно, маму необходимо слушаться, ведь она все лучше знает и умеет. И, находясь рядом с такой мамой, ребенок спокоен, он не боится огромного мира, он уверен, что ему всегда придут на помощь.

В тех случаях, когда капризное чадо умудряется командовать родными и близкими, происходит обратное. Ребенок не чувствует защищенности. Как ему может помочь мама, которая по первому воплю бежит выполнять его прихоти? Малышу страшно, у него такое чувство, что придется одному бороться с незнакомым миром.

Ту любовь и привязанность, которую может дать ребенку мама, невозможно заменить ничем. От ее воспитания зависит, каким станет маленький человек. У матери дочь учится быть доброй, ласковой, нежной. А сын - заботливым, смелым и сильным.

Мама – самое прекрасное слово на земле. Это первое слово, которое произносит человек. И звучит оно на всех языках одинаково нежно.

Дети любят вас, и это прекрасно, ибо все воспитание строится на любви.

О чем мечтает каждая мать? О счастье своих детей. В мыслях матери – дети, в сердце – постоянная тревога не только об их здоровье, но и о том, как воспитывать, что делать для того, чтобы они стали гордостью, опорой, надеждой.

Вы нужны своему малышу. Кто еще так умеет чувствовать боль ребенка, радоваться каждому его успеху.

  • «Каждый человек должен знать, что есть существо, любящее его и принимающее его таким, какой он есть. Вот это принятие таким, какой он есть, - самое главное в матери».
  • Мать, говорящая: «Я не хочу с тобой говорить», отталкивающая свое дитя, убивает в нем сына или дочь, а в себе – мать.
  • Самая главная обязанность матери – понимать. Мать, не понимающая своего ребенка, - это трагедия.
  • В раннем возрасте мать для ребенка – спасение, защитник, мать – утешение. Должен быть человек, у которого на груди можно плакать и в 5 лет и в 50.
  • Мать – не судья, определяющий, что хорошо, что плохо, не пример для подражания. Не требует ребенок от матери особого совершенства. Зато жаждет утешения, сочувствия, сострадания, содействия. Быть вместе – вот чего он хочет!
  • Здоровье детей заметно укрепляется, если прекратить насильственное кормление детей. Ребенок должен есть с удовольствием и только то, что он хочет.

Каждого человека всю его жизнь спасает, хранит и бережет великое неповторимое чувство – материнская любовь.  Какой она должна быть? Всегда ли это любовь в меру? К чему ведет непомерная слепая любовь? Об этом люди думали всегда. Наверное, так родились родительские заповеди.

Вы, конечно, стремитесь к тому, чтобы у вас сложились добрые отношения со своим ребенком, чтобы вы были для него примером и авторитетом, чтобы в вашей семье царили взаимные любовь и уважение.

Но ваши устремления достигнут цели, если Вы:

  • Знаете, что доверие – основное правило.
  • Всегда своим детям говорите правду.
  • Старайтесь быть примером для ребенка.
  • Уважайте ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения.
  • Советуйтесь с ребенком.
  • Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других детей.
  • Не ставите целью добиться полного послушания с первого слова, даете возможность убедиться ребенку, в чем он прав или не прав.
  • Постоянно читаете книги вслух своему ребенку.
  • Осуждайте ребенка за проступок, вспоминая себя в его возрасте.
  • Знаете друзей своего ребенка и приглашаете их в дом.
  • Вечером всей семьей обсуждаете, как прошел день.

Пусть эти заповеди помогут Вам найти золотую середину в любви к детям.

Дорогие мамы! Пусть ваши тревоги, заботы окупятся радостью удач, взаимопониманием, любовью детей.

Материнского Вам счастья!!!

Консультация

для родителей

«Мама в жизни ребенка».



Предварительный просмотр:

                Можно ли воспитать в ребенке самостоятельность и как это сделать?           Какие ошибки допускают родители и как их избежать?

          Что такое самостоятельность?

          Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

          Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка. Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью»; «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия»; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».

            Самостоятельность это:

• умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

• умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

• умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

• умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

• умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

• умение переносить известные способы действий в новые условия.

          Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Уже в 1—2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: «Я сам!». В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Но на этом этапе самостоятельность является лишь эпизодической характеристикой детского поведения.

           К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.

          Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.

           Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: «Не мешай!», «Отойди», «Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю» и т.д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, — дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.

          В дошкольном возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

          Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.

          Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

          Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

          Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Консультация для родителей

«Воспитываем самостоятельность»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

            Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

Способность к общению включает в себя:

  • Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
  • Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
  • Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

             От рождения до 1 года ведущим типом деятельности (тем, в котором происходят основные качественные изменения психики ребенка) является непосредственно-эмоциональное общение с матерью.

             На первый взгляд новорожденный производит впечатление примитивного организма, зависимого от внешних воздействий. Да, у него есть элементарные рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и др. По данным исследования ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо простым фигуркам, а трех -четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица незнакомого человека. Уже в первые недели малыш способен подражать выражению лица взрослого и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие средства общения, как улыбка и плач. На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность – в общении с другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе оживления». Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает своих от чужих. В это время для ребенка важно слышать голоса близких ему людей, чувствовать прикосновения, поглаживания – телесные контакты.

           Далее общение ребенка и взрослого начинает происходить в совместных действиях.

           От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности – предметно-манипулятивный. Ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности к общению связано с развитие речи ребенка.

Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать:

  • создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;
  • признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей;
  • сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».

             В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

            Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например, «Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк» (подражание зверям).

            Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.

            Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

  • не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;
  • не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;
  • поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;
  • не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;
  • показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;
  • не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Принципы общения с агрессивным ребенком:

  • для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;
  • помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;
  • дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;
  • показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;
  • пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми

  • сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;
  • не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;
  • после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;
  • не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;
  • не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Застенчивость

           Последствия:

  • препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;
  • удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;
  • не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;
  • усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;
  • мешает ясно мыслить и эффективно общаться;
  • сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

           Помощь ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

Советы родителям замкнутых детей:

           Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.

  • расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;
  • подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;
  • стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;
  • если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.

Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

          Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.      

          Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Причины возникновения данных отклонений многопочвенны.

         В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

         Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

- проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;

- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

- не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;

- стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

- реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);

- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

- не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

- выслушайте то, что хочет сказать ребенок.

Изменение психологического микроклимата в семье:

- уделяйте ребенку достаточно внимания;

- проводите досуг всей семьей;

- не допускайте ссор в присутствии ребенка.

Организация режима дня и места для занятий:

- установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

- чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

- избегайте по возможности больших скоплений людей;

- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Специальная поведенческая программа:

- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.

- не прибегайте к физическому наказанию

- чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям

- составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком

- воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией

- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка

- не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время

          Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

          Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

- лишение удовольствия, лакомства, привилегий

- запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры

- внеочередное дежурство на кухне и т. д.

         Надеемся, что наши рекомендации помогут семьям в вопросах воспитания детей.

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=51756c83c34d2495b236dc7641b1a24a&n=33&h=170

Консультация для родителей

«Ребенок и социум, или учите детей общаться»

http://csdbf14.narod.ru/index.files/image165.jpg



Предварительный просмотр:

 «Вечные принципы нравственности»

Не поступайте с другими так, как не хотел бы, чтобы поступили с тобой.

                                                            Любите ближних своих.

Будьте верными и преданными семье, друзьям, работе.

                            Стремитесь к миру.

Уважайте других и оказывайте им помощь.                                        Прощайте других.

Будьте честными.                             Будьте трудолюбивыми.                     Будьте правдивыми, справедливыми.

Будьте кроткими, сострадательными, добрыми                                                      

Отвечайте на зло, добром.

           Не применяйте насилия по отношению к другому человеку.

Не бери чужого без разрешения.

                                                             Не сотвори себе кумира.

Живя по этим вечным нравственным ценностям,

 человек сможет избежать конфликтов и

будет жить в гармонии с окружающими людьми, миром,

и самим собой.                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Семья – главный воспитатель ребёнка»

Данная работа посвящена вопросам семейного воспитания, как залогу формирования высоконравственной личности....

Консультация для родителей «Семья – главный воспитатель высоконравственного ребёнка»

Консультация для родителей«Семья – главный воспитательвысоконравственного ребёнка» Семья – это возникающая на основе брачного союза начальная организация членов общества, ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Семья – главный воспитатель нравственности ребёнка»

Семья – это возникающая на основе брачного союза начальная организация членов общества, связанных между собой родственными и экономическими отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Семья – главный воспитатель высоконравственного ребёнка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Семья – главный воспитатель высоконравственного ребёнка»...