Игровые технологии в этнокультурном воспитании детей
статья

Гилязова Елизавета Андреевна

Одним из актуальных направлений деятельности современной дошкольной организации является создание благоприятных условий для социализации личности в условиях многонационального социума, внедрение и совершенствование процесса этнокультурного образования, поиск новых технологий приобщения дошкольников к ценностям этнической культуры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гилязова Елизавета Андреевна

Воспитатель

МБДОУ «ДС ОВ №8» «Радуга»

г. Усинск, Республика Коми

 

Игровые технологии в этнокультурном воспитании детей

        Одним из актуальных направлений деятельности современной дошкольной организации является создание благоприятных условий для социализации личности в условиях многонационального социума, внедрение и совершенствование процесса этнокультурного образования, поиск новых технологий приобщения дошкольников к ценностям этнической культуры.

Можно выделить следующие задачи социализации детей в условиях этнокультурной образовательной среды:

  • становление этносоциокультурной позиции,
  • приобщение детей к культуре своего и других народов,
  • формирование у детей этносоциокультурных представлений и норм,
  • формирование умений и навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с представителями разных этносов и др.

Приобщать детей к этнокультуре можно разными средствами: играми, сказками, народным фольклором, но прогресс не стоит на месте, и в педагогическую деятельность включаются новые процессы и технологии, а именно – игровые технологии, которые используются в непосредственной образовательной деятельности дошкольников. Проблема использования новых технологий в воспитательном процессе является достаточно актуальной на современном этапе развития общества. Изменения в обществе влекут за собой изменения в системе воспитания: подбор новых средств, приемов, методов, рассмотрение новых методик, технологий. В организации воспитательного процесса игровые технологии занимают одно из ведущих мест. Их использование положительно влияет на процесс и результат воспитательной работы.

Слово «технология» происходит от греческих слов «techne» – искусство, мастерство, умение, и «logos» – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.

Понятие же «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

  • Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребенка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Значение игровой технологии заключается в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.
  • Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и воспитанника через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры.

Применительно к дошкольному возрасту наиболее известны игровые технологии, разработанные Б.П. Никитиным. Игровая технология представляет комплекс развивающих игр, нацеленных на развитие ребенка. Каждая игра представляет собой набор задач, которые имеют широкий диапазон трудностей и позволяют каждому ребенку подняться до «потолка своих возможностей». Постепенное возрастание трудности задачи в играх позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, развиваться творчески. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей, что позволяет проверять точность выполнения задания самостоятельно. Большинство развивающих игр позволяют взрослым и детям составлять новые варианты заданий, т.е. заниматься творческой деятельностью.

  • Игровые технологии, ориентированные на этнокультурное воспитание, предполагают комплекс игр, объединенных одной сюжетной линией, одной темой. Это могут быть дидактические («Собери куклу на праздник», «Что лишнее?» и др.), подвижные народные игры, сюжетно-ролевые игры («Путешествие по родному краю», Встречаем гостей»). Их комплексное применение обеспечивает не только процесс формирования первичных представлений о многообразии народов, проживающих вУсинске, в нашем Коми крае, способствует развитию мыслительных операций (сравнение, обобщение), но и закладывает нормативные основы поведения в будущем. Внедряя игровые технологии, необходимо помнить о создании развивающей этнокультурной среды дошкольной организации.

Важным компонентом этнокультурной среды дошкольной организации является предметно-пространственный: элементы народного быта, национальная одежда, произведения народного творчества (декоративно- прикладного, устного, музыкального), фотографии, картины народных художников и т.д.

Данная идея особенно актуальна в наши дни. Всем известно, на сегодняшний день во многих детских садах создаются краеведческие уголки, и наше образовательное учреждение – не исключение. В детском саду во всех возрастных группах имеются такие уголки, где собран краеведческий материал соответственно возрасту.

Но кроме этого в нашем саду создано так называемое специальное "хранилище культуры" – мини-музей под звучным названием "Гажа горнича (Веселая горница)", где проходят занятия не только по краеведению, но и занятия обучению коми языку.

Это особое место, созданное для детей.  Все предметы в нем доступны ребенку. Само посещение музея превращается в интереснейшее занятие: можно узнать об экспонатах много нового, сделать похожие, поиграть с ними...

Интерьер музея постоянен. Меняются лишь отдельные декоративные элементы, отражающие сезонные изменения и передвижные экспозиции.

На базе музея проходят мероприятия для учреждений всего нашего северного города:  экскурсии для дошкольников и родителей (законных представителей). Частыми  гостями «Веселой горницы»  являются  и учащиеся школ нашего города.

Традицией мини-музея стали такие народные праздники как День Кузьмы и Демьяна, Рождество, Колядки, гадания, масленица, пасха, во время которых проходят народные игры и чаепития.

Предметная составляющая этнокультурного пространства включает в себя элементы, которые, прежде всего, оказывают эмоциональное влияние на ребенка, вызывают отклик, побуждают к вопросам, развивают интерес.

Вторая составляющая предметного пространства – дидактические материалы (книжки-раскраски, творческие тетради, дидактические игры этнокультурного содержания), позволяющие осмыслить, сравнить, закрепить то, что дети узнали раньше о мире народной, национальной культуры.

Важный компонент предметно-пространственной составляющей – возможность практической реализации (в продуктивной деятельности), в общении и взаимодействии с детьми и взрослыми (бабушками, народными умельцами).

         В нашем саду созданы тематические краеведческие мини музеи. В  12-ти групповых  мини-музеях  дети в процессе игры «Экскурсия» в качестве экскурсоводов рассказывают о народах и их культуре; организовывают  театрализованные представления, игры -драматизации. 

Педагоги, дети и родители работали над проектами по созданию групповых мини музеев – создали тематический мини музей краеведческой направленности.

В центре этнокультурного развития «Зарни тусьяс» совместно педагоги с детьми и родители создали мультфильмы.  Обо всем можно увидеть на сайте нашего ДОУ http://dsov8usinsc.ucoz.ru .

В условиях этнокультурной образовательной среды игра как метод обучения дошкольников дает возможность оценить уровень владения этнокультурными знаниями, умениями и навыками; перевести пассивное владение этнокультурными сведениями в активное состояние, т.е. уметь использовать их в практической деятельности; приобрести опыт взаимодействия с этнокультурой, с людьми разных этнических групп.

В процессе приобщения дошкольников к этнокультуре целесообразно применять технологии, построенные на принципах организации совместной деятельности, сотворчества детей и воспитателей. К ним относятся игровые технологии, обладающие значительным потенциалом в процессе этнокультурного развития, обучения, воспитания, этнической социализации личности в дошкольном возрасте.

Важным признаком данных технологий является «проживание» этнокультурного опыта, обеспечение воссоздания и усвоения соответствующих стереотипов поведения, «обнаружение» нового в этнокультуре. Назначение игровой деятельности в аспекте этнокультурного образования – обеспечить усвоение всех богатств этнической культуры, позволяющих детям функционировать в этнокультурной среде.

Список используемой литературы

1. Горшенина С.Н. Технологии реализации этнокультурного образования школьников: состояние проблемы // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 4. С. 10–13.

2. Захарова Л. М., Батраева Г.Х. Этнокультурная среда дошкольного учреждения // Научное мнение. 2013. №1. С. 130–134.

3. Селевко Г.К. Современные образовательных технологии: учеб. пос. М.: Народное образование, 1998. 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые технологии в экологическом воспитании детей"

Представляю вашему вниманию презентацию по игровым технологиям в образовательном процессе....

Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Выбранная мною тема работы: «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» дает ...

"Игровые технологии в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Презентация для воспитателей об использовании игровых технологий в экологическом воспитании с детьми старшего дошкольного возраста....

Программа по самообразованию "Игровые технологии в экологическом воспитании детей"

Изучение передового педагогического опыта игровых технологий в экологическом воспитании детей....

"Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12191123","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12191126","...

Доклад :«Использование игровых технологий в экологическом воспитании детей»

Цель работы – посредством экологического воспитания детей заложить потенциал их всестороннего развития, развить важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, установка взаимосвязей, обобщение....