Главные вкладки

    Мастер – класс для родителей "Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий ".
    методическая разработка (младшая группа) на тему

    Садовникова Елена Михайловна

    приоритетным в работе с детьми по развитию речи являются здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, но и дают ребёнку возможность обрести уверенность в себе, улучшить результаты коррекции речи. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedresource_ru_913822.docx22.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер – класс для родителей

    "Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий ".

    Здравствуйте уважаемые родители. Сегодня я хочу провести вместе с вами мастер-класс тема «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий».

    Сейчас я вас познакомлю с здоровьесберегающими технологиями, которые я использую в работе с детьми по развитию речи.

    Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

    В. Сухомлинский

    Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею, не научусь!»

    Цель нашего мастер – класса: Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

    Задачи:

    1. Познакомить родителей с эффективными методами использования здоровьесберегающих технологий в жизни ребёнка.

    2. Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

    3. Познакомить родителей с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; дыхательной; релаксационной; пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа.

    Введение

    Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук.

    Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.

    Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные здоровьесберегающие технологии.

    Что такое здоровьесберегающие технологии? Это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

    Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

    Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.  

    Одним из видов здоровьесберегающих технологий является гимнастика. Виды гимнастики, используемые мною для развития речи детей:

    ·        артикуляционная гимнастика;

    ·        дыхательная;

    ·        релаксационная;

    ·        пальчиковая гимнастика;

    ·        игровой массаж, самомассаж.

    Активизация родителей:

    – Крикните громко и хором, друзья,

    Деток вы любите? Нет или да?

    Пришли на собрание, сил совсем нет,

    Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

    Я вас понимаю. Как быть, господа?

    Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

    Дайте мне тогда ответ:

    Помочь откажетесь мне? (Нет.)

    Последнее спрошу вас я:

    Активными все будем? (Да.)

    Сейчас я предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

    1.                Артикуляционная гимнастика - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

    Упражнение «Жаба Квака»

    Упражнение для мышц мягкого нёба и глотки.

    Жаба Квака с солнцем встала,     - потягиваются, руки в стороны

    Сладко-сладко позевала,              - дети зевают

    Травку сочную сжевала           - имитируют жевательные движения,

    Да водички поглотала,                   - глотают

     На кувшинку села,

     Песенку запела:

     "Ква-а-а-а!                              - произносят звуки отрывисто и громко

    Квэ-э-э-!

     Ква-а-а-а!

     Жизнь у Кваки хороша!

    2.Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо –  эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.

    Игра-упражнение «Машина»

    Цель: обучение постепенному выдоху воздуха Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

    3.Релаксационная гимнастика–снимает психическое и физическое напряжение. Проводится в любое время в течение дня. Продолжительность 1 – 7 минут.

    Пример (Дети стоят, спина и руки расслаблены, голова опущена)

    Закройте глаза и слушайте мой голос.

    Представьте, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло – голубое. Воздух свежий. Вода чистая и прохладная. Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает свой путь дальше.

    Постойте немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уносить прочь.

    4. Пальчиковая гимнастика -  позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

    Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

    Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «сорока- сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

    ИГРЫ: «МОЯ СЕМЬЯ»

    Этот пальчик – мамочка,

     Этот пальчик – папочка, попеременно массируем пальцы руки,

     Этот пальчик – дедушка, на последней строке сжимаем и разжимаем

    Этот пальчик – бабушка, кулачки.

    Этот пальчик – я,

    Вот и вся моя семья!

    «КАПУСТА»

    Что за скрип? (сжимаем и разжимаем кулачки)

     Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

     Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

    Как же быть без хруста

    Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан)

     Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

     Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

    Мы капусту солим, солим… (щепотками)

    Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем кулаки)

    5. Игровой массаж и самомассаж - позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитие мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение.

    В несколько игр мы с вами поиграем.

     ИГРЫ С СЫПУЧИМИ МАТЕРИАЛАМИ

    1. Насыпаем в кружку сухую фасоль. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую чашку.  Одной рукой, потом другой рукой.

    «Зашагали наши ножки: топ-топ-топ,

     Прямо по дорожке: топ – топ – топ.

     Ну-ка, веселее: топ- топ- топ.

     Вот как мы умеем: топ - топ-топ».

     2. «Чудесный мешочек» В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох или только бобы.

     3. Игры с пробками от бутылок

     Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

     «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, 

    Мы любим забавы холодной зимы»

    То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. Если пробки просверлить посередине – можно использовать для нанизывания бус.

     4. Игры с прищепками.

     Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

    «Сильно кусает котенок - глупыш.

     Он думает это не палец, а мышь,                  (смена рук)

    Но я же играю с тобою, малыш,

     А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

     5. Игра с карандашом.

    (лучше использовать карандаш - шестигранник)

     Карандаш в руке катаю,

     Между пальчиков верчу.

     Непременно каждый пальчик

     Быть послушным научу!

    6. Массаж Су – Джок шарами, /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

    Я мячом круги катаю,

    Взад - вперед его гоняю.

    Им поглажу я ладошку.

    Будто я сметаю крошку,

    И сожму его немножко,

    Как сжимает лапу кошка,

    СЛЕДУЮЩИЕ ИГРЫ — ЭТО подвижно – речевые ИГРЫ.

     1. Игра «Два круга»

     Взрослые строятся в два круга – внешний (большой) и внутренний (3-4 человека) Родители из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем… фрукты». Игроки большого круга должны быстро назвать любой фрукт, например, яблоко. Родитель первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается («… с собою берем посуду, мебель, животное, и т. д.) Последний взрослый, оставшийся в большом круге должен выполнить какое-либо задание.

     2. Игра «Шаги» («Кто быстрее доберется до…»)

    С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса и развитием речи, в общем. 2 игрока стоят на старте. Через 8-10 шагов финиш.

    Называется тема: «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое - ни будь вежливое слово. Другие темы: «Все круглое», «Слова утешения», «Ласковые слова для мамы» ….

    Рефлексия

    Завершающее упражнение "Благодарю! "

    Дорогие родители предлагаю каждому участнику мастер-класса мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят БЛАГОДАРЮ! Психологический смысл упражнения позволяет завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

    Таким образом, приоритетным в работе с детьми по развитию речи являются здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, но и дают ребёнку возможность обрести уверенность в себе, улучшить результаты коррекции речи. Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс для родителей "Развитие речи детей в домашних условиях"

    повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста...

    Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи»

    Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи»Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и прави...

    Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий»

    Задачи:1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. 2. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук. 3. Заинтересовать проблемой. 4. Научить родителей по-...